Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития. В 2016/17 учебном году продолжился процесс совершенствования системы образования, направленный на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, усиления результативности функционирования образовательной системы, в рамках которого происходило укрупнение (объединение) образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование [2]. Проанализируем основные показатели, характеризующие систему высшего профессионального образования на территории российской Федерации.
Таблица 1
Учреждения ВПО [1, c. 207] (на начало учебного года)
Годы |
Число образовательных учреждений |
Численность студентов— всего, тыс. человек |
в том числе по формам обучения |
На 10000 человек населения приходилось студентов |
||
очная |
очно-заочная |
Заочная |
||||
1914 |
72 |
86,5 |
86,5 |
- |
- |
10 |
1917 |
150 |
149 |
149 |
- |
- |
16 |
1927 |
90 |
114,2 |
114,2 |
- |
- |
- |
1940/41 |
481 |
478,1 |
335,1 |
15 |
128 |
43 |
1950/51 |
516 |
796,7 |
502,6 |
17 |
277,1 |
77 |
1960/61 |
430 |
1496,7 |
699,2 |
167,6 |
629,9 |
124 |
1970/71 |
457 |
2671,7 |
1296,5 |
389,8 |
985,4 |
204 |
1980/81 |
494 |
3045,7 |
1685,6 |
401 |
959,1 |
219 |
1990/91 |
514 |
2824,5 |
1647,7 |
284,5 |
892,3 |
190 |
1995/96 |
762 |
2790,7 |
1752,6 |
174,8 |
855,8 |
188 |
2000/01 |
965 |
4741,4 |
2625,2 |
302,2 |
1761,8 |
324 |
2005/06 |
1068 |
7064,6 |
3508,0 |
371,2 |
3032,0 |
493 |
2008/09 |
1134 |
7513,1 |
3457,2 |
343,7 |
3540,7 |
529 |
2011/12 |
1080 |
6490,0 |
2847,7 |
263,4 |
3289,7 |
454 |
2012/13 |
1046 |
6075,4 |
2724,3 |
229,7 |
3051,4 |
424 |
2013/14 |
969 |
5646,7 |
2618,8 |
189,2 |
2838,6 |
393 |
2014/15 |
950 |
5209,0 |
2575,0 |
158,5 |
2475,5 |
356 |
2015/16 |
896 |
4766,5 |
2379,6 |
149,1 |
2237,8 |
325 |
До 2012/13 учебного года — включая экстернат. С 1 сентября 2013 г. понятие формы обучения «экстернат» упразднено
Анализ данных, представленных в таблице 1, показал, что количество высших профессиональных образовательных организаций увеличивалось в период с 1940/41 года по 2011 год. Если в 1927 году действовало всего 90 вузов, то к 1940 году, не смотря на тяжелое военное время для страны, количество высших учебных заведений увеличилось в 5,3 раза и составило 481 учебное заведение. В дальнейшем число вузов увеличивалось незначительно, в 1990 году составив 514 высших учебных заведений, в которых обучалось 2824,5 студентов. Уже к 1995 году количество вузов увеличилось на 248 учреждений, но при этом сократилось число студентов на 33,8 тыс. человек. Значительный рост как числа высших учебных заведений (965 учреждений), так и числа студентов (4741,4 тыс. человек, рост по сравнению с 1995 г. — на 69,9 %) наблюдается в 2000 году. Стабилизировалась ситуация с ростом численности учебных организаций и числом студентов лишь к 2005 году (1068 вузов, 7054,6 тыс. студентов). Наибольшее количество учреждений высшего профессионального образования действовало в 2008/09 году — 1134 учреждений, число студентов — 7513,1 тыс. человек. Однако рост числа учебных заведений продолжался до 2013 года. В ходе проведения мониторинга эффективности вузов было, Минобрнауки приняло решение о реорганизации ряда вузов. Проведенная реорганизация ряда вузов (например, ликвидация и присоединение в качестве структурного подразделения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) [4] и Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) [5] к Российскому экономическому университету имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова), закрытие неэффективных филиалов и представительств привели к тому, что с 2011 учебного года в России началось сокращение вузов (в 2011/12 году в России действовало 1080 учебных заведений, число студентов составляло 6490 тыс. студентов). В настоящий момент реорганизация вузов приостановлена. Итогом всех проведенных объединений должно стать создание опорных вузов. Создание таких университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России [3].
Если до 2005/06 учебного года число студентов очной формы обучения превышало число студентов заочной формы обучения (в 2005/06 году — 3508 и 3032 тыс. студентов соответственно), то в последующие периоды наблюдалось преобладание студентов заочной формы обучения (в 2013/14 году на 8,4 % больше, чем студентов, обучающихся на очной форме).
Начиная с 2011/12 учебного года наблюдется снижение числа высших учебных заведений, как реакция на начавшееся проведение реорганизации вузов. Так, за 5 лет (с 2010 по 2015 гг.), количество образовательных учреждений снизилось на 184 заведения. И к началу 2015 учебного года их количество составляло 950 организаций, что на 16,2 % меньше, чем в 2011/12 учебном году. В численность студентов также наблюдается тенденция к снижению. В среднем число студентов уменьшается на 460, 8 тыс. человек. В 2015/16 учебном году в высших учебных заведениях обучалось 4766,5 тыс. студентов. Стоит отметить, что студентов очной формы обучения превысило численность студентов-заочников на 5,99 % (2379,6 и 2237,8 тыс. человек соответственно). Общее число образовательных организаций высшего образования в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилось на 5,7 % (или на 54 единицы): число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования в 2016г. уменьшилось на 3,3 % (18 единиц); а количество действующих частных образовательных организаций высшего образования — на 9,0 % (на 36 единиц). В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс. человек, из них 77,8 % — студенты государственных и муниципальных образовательных организаций.
Осуществление модернизации системы высшего профессионального образования должно также опираться на высококвалифицированный преподавательский состав (таблица 2).
Таблица 2
Численность профессорского-преподавательского состава ВПО [1, c. 209] (на начало учебного года, тыс. человек)
|
2005/06 |
2008/09 |
2011/12 |
2012/13 |
2013/14 |
2014/15 |
2015/16 |
Численность профессорского-преподавательского состава в государственных и муниципальных учреждениях — всего |
322,1 |
341,1 |
319,0 |
312,8 |
288,2 |
271,5 |
279,7 |
в том числе имеют: |
|||||||
ученую степень |
|||||||
доктора наук |
37,3 |
42,1 |
41,1 |
41,0 |
39,7 |
39,4 |
38,7 |
кандидата наук |
155,3 |
173,5 |
168,5 |
167,8 |
157,8 |
152,8 |
145,5 |
ученое звание |
|||||||
профессора |
33,3 |
35.6 |
32,8 |
32,3 |
29,9 |
29,2 |
27,5 |
доцента |
102,2 |
111,3 |
107,3 |
106,6 |
100,0 |
97,4 |
92,2 |
Численность профессорского-преподавательского состава в частных учреждения — всего |
36,7 |
37,7 |
29,2 |
29,2 |
31,1 |
28,2 |
23,9 |
в том числе имеют: |
|||||||
ученую степень |
|||||||
доктора наук |
5,9 |
5,1 |
3,7 |
4,0 |
5,3 |
4,7 |
4 |
кандидата наук |
16,8 |
19,1 |
15,0 |
15,2 |
16,8 |
16,3 |
14,4 |
ученое звание |
|||||||
профессора |
5,2 |
4,1 |
3,1 |
3,3 |
4,6 |
3,9 |
3,2 |
доцента |
10,5 |
10,6 |
8,4 |
8,5 |
9,3 |
9,3 |
8,1 |
В 2008/09 году в государственных и муниципальных образовательных заведениях преподавали 341,1 тыс. преподавателей, из них ученую степень доктора наук имели 42,1 тыс. человек, кандидата наук — 173,5 тыс. человек. Ученое звание профессора имели 35,6 тыс. человек, доцента — 111,3 тыс. человек. В негосударственных ВПО численность ученых была значительно ниже (докторов наук — 5,1 тыс. человек, кандидатов наук — 19,1 тыс. человек; ученое звание профессора имели 4,1 тыс. человек, звание доцента — 10,6 тыс. человек). Начиная с 2014 года наблюдается снижение численности профессорско-преподавательского состава как в государственных, так и в негосударственных высших учебных заведениях. К 2016 году произошло снижение в численности преподавательского состава в государственных учреждениях на 61,4 тыс. человек или на 18 %, и в негосударственных образовательных учреждениях на 13,8 тыс. человек или на 36,6 %.
Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации. Так, проведенный анализ показал, что характерна неравномерность развития сферы высшего профессионального образования по отдельным округам (рис. 1)
Рис. 1. Концентрация вузов по федеральным округам РФ в 2015 и 2016 учебных годах, единиц
Наибольшее количество высших учебных заведение представлено в Центральном Федеральном округе (в 2014/15 году их количество составило 1577,9 учреждений, что на 169 учреждений меньше, чем в 2013/14 учебном году). Наименьшее количество вузов действует на территории Крымского Федерального округа, в 2015 году их количество составило 57,4 организации.
Рис. 2. Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры государственных и муниципальных образовательных организаций по источникам финансирования, тыс. человек
На рис. 2 представлена динамика структуры студентов, принятых в высшие учебные заведения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в зависимости от вида финансирования, за период с 2013 по 2015 учебные годы. Следует отметить, что преобладающий удельный вес имеют студенты, обучающиеся на платной основе. В 2015 году данное удельный вес обучающихся за счет бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) составил 47,4 % от общей численности студентов.
Рис. 3. Выпускники с высшим образованиям по уровню полученных дипломов, тыс. человек
Анализ структуры студентов (выпускников) по уровню образования показывает, что вузы выпускают больше студентов с дипломами специалистов (рис.3). Удельный вес выпускников-специалистов в 2015 году составил 49 % или 633,3 тыс. человек. За этот же период было выпущено 77,4 тыс. студентов-магистров и 589,3 тыс. человек, обучающихся по программам бакалавриата. В 2015 году выпустилось примерно поровну студентов бакалавриата и специалитета.
Политика модернизации системы высшего профессионального образования привела к тому, что стало сокращаться число вузов, как государственных, так и частных. Многие вузы были признаны неэффективными и присоединены к вузам, которые отвечают всем требованиям качественного и эффективного образования. Наблюдается также тенденция снижения в численности студентов. Однако, стоит отметить, что все больше студентов выбирают очную форму обучения и предпочитают головные вузы филиалам.
Распределение вузов по федеральным округам свидетельствует о том, что наибольшее число высших учебных заведений располагается на территории Центрального Федерального округа, что огранивает доступ к образовательным услугам абитуриентам, проживающим в регионах.
Литература:
- Российский статистический ежегодник 2016 // Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 23.05.2017).
- Оперативная информация «Образование в 2016 году» // Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 23.05.2017).
- «Российская газета» — Министр Ольга Васильева — об учебниках, Шекспире, школьной нагрузке и объединении вузов // Российская Газета. URL: минобрнауки.рф/пресс-центр/9206 (дата обращения: 15.01.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 10.03.2015 № 185 (с изм. от 19.08.2015) «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» // Консультант-плюс.URL: ttp://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=615714#0 (дата обращения: 23.05.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2012 г. № 12–94/95 «О возложении исполнения обязанностей ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет».