«Черный ящик» сознания покупателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 31.05.2017

Статья просмотрена: 3682 раза

Библиографическое описание:

Мамсуров, А. В. «Черный ящик» сознания покупателей / А. В. Мамсуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43846/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: маркетинг, исследование, потребители, приемы маркетинга, раздражители, «черный ящик» сознания покупателей

Когда-то участники рынка пытались постигать своих потребителей в ходе каждодневного общения с ними. Тем не менее увеличение размеров рынков и предприятий лишил многих участников рынка прямого контакта с собственными клиентами. На сегодняшний день они расходуют больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, стараясь выяснять, кто, собственно, покупает и почему покупает.

Главный вопрос: как, собственно, реагируют потребители на всевозможные побудительные приемы маркетинга, которые может фирма использовать и как по-настоящему разбираться в том, как реагируют потребители на разнообразные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, и т.п. Потому и научные работники, и фирмы расходуют так много сил на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.

Отправная точка всех данных усилий — модель, которая представлена на рисунке 1.

Рис. 1.

На нем представлено, что побудительные факторы маркетинга и другие раздражители проходят в “черный ящик” сознания покупателя и порождают обусловленные отклики.

Побудительные факторы маркетинга содержат в себе четыре элемента: товар, цена, способы распространения и стимулирования. Остальные раздражители складываются из главных сил и событий из среды покупателя; научно-технической, экономической, культурной и политической среды. Пройдя через “черный ящик” сознания покупателя, все эти раздражители порождают цепь покупательских реакций, поддающихся наблюдению, которые представлены в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.

Задача участника рынка — постигнуть, что совершается в “черном ящике” сознания потребителя между поступлением раздражителей и возникновением отзывов на них. Сам “черный ящик” заключается из двух частей. Первая — характеристики покупателя, которые оказывают важнейшее воздействие на то, как человек воспринимает раздражители и проявляет реагирование на них. Вторая часть — принятие покупательного решения, от которого зависит результат.

На производимые покупки значительное воздействие проявляют факторы социального, культурного, личного и психологического порядка рисунок 2.

Рис. 2. Факторы, влияющие на потребительский выбор [1].

В большинстве своем это факторы, которые не поддаются контролю со стороны участников рынка. Однако их непременно надлежит принимать во внимание. Потому становится актуальным вопрос маркетингового исследования потребителей.

Маркетинговое исследования потребителей — это исследование их установок, образа жизни, мотивов, алгоритмов принятия решения в зависимости от личных качеств, возраста, характера работы, социальному положению, различным потребностям. В данном исследовании важную роль играют психологические факторы. Они существенно воздействуют на потребителя, вырабатывают отношение к разнообразным брендам, мотивацию, разнообразное информационное усвоение товаров или услуг.

Анализируются социально-психологическая специфика покупателей и потребителей, их мотивации принятия решений о покупках, типы покупателей в ее подготовке и реализации, типы покупателей по их социально-психологическому статусу и учет воздействия покупательных и потребительских мотиваций при избрании рекламных и маркетинговых средств, разделение ролей разных групп потребителей и покупателей, типы покупки и остальные факторы, осведомленность в которых имеет значительное значение для достижения успеха при продвижении товара на рынках.

Организация маркетинговых исследований обязана быть выстроена так, чтобы обеспечивать им комплексный и системный характер, а также научный подход.

В общем процесс маркетингового исследования заключается из таких этапов:

1 этап: определение проблемы и определение целей маркетинговых исследований.

2 этап: подбор источников информации.

3 этап: сбор и рассмотрение вторичной информации.

4 этап: приобретение первичной информации.

5 этап: рассмотрение данных, разработка выводов и рекомендаций.

6 этап: показ и применение полученных результатов.

Определение проблемы и постановка целей исследований — главный, определяющий этап маркетинговых исследований, так как своевременно и верно выраженная проблема в существенной степени уменьшает время разыскивания способов ее решения, содействует в экономии материальных и финансовых ресурсов.

Основные методы приобретения данных при маркетинговом исследовании потребителей — интервью и опрос потребителей в местах их постоянного проживания и наиболее частой покупки разнообразных продуктов. Опросы потребителей осуществляются в виде телефонных интервью или при личном контакте.

Значительное место в опросах потребителей — изучение вкусов и увлечений потребителей, помогающие выяснять настоящую долю и емкость рынка, обнаружить основные линии поведения потребителей, процент удовлетворенности потребителей, тяготение к определенной торговой марке. Вследствие с помощью опроса можно обрести портрет среднестатистического потребителя продукции.

Литература:

  1. Пивоварова И.В., Устинова О.В. Управление потребительским поведением//Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 9 (364). -С. 97-102
Основные термины (генерируются автоматически): опрос потребителей, потребитель, раздражитель, тип покупателей, участник рынка, этап.


Ключевые слова

исследование, маркетинг, потребители, приемы маркетинга, раздражители, «черный ящик» сознания покупателей

Похожие статьи

Маркетинговое исследование потребительской ценности кефира

Имидж организации: определение, задачи, основные направления и методы исследования

Статья посвящена особенностям формирования имиджа рекламы и его исследования. Обосновывается мысль о том, что имидж организации- неотъемлемая часть любой корпорации в современном мире.

Влияние рекламы на эмоции человека

Применение дизайн-мышления в маркетинге

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье автор пытается определить понятие маркетинговых коммуникаций.

Эффективность предприятия: взгляд сквозь поколения

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества

В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...

Российский рынок рекламы в условиях кризиса: состояние и тенденции

Реклама в современном мире — это неотъемлемая часть маркетинга фактически любой организации. Цель ее создания — решение задач с учетом стратегии и направления развития компании.

Психология сознания: теоретический обзор двухфакторной модели сознания

Похожие статьи

Маркетинговое исследование потребительской ценности кефира

Имидж организации: определение, задачи, основные направления и методы исследования

Статья посвящена особенностям формирования имиджа рекламы и его исследования. Обосновывается мысль о том, что имидж организации- неотъемлемая часть любой корпорации в современном мире.

Влияние рекламы на эмоции человека

Применение дизайн-мышления в маркетинге

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье автор пытается определить понятие маркетинговых коммуникаций.

Эффективность предприятия: взгляд сквозь поколения

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества

В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...

Российский рынок рекламы в условиях кризиса: состояние и тенденции

Реклама в современном мире — это неотъемлемая часть маркетинга фактически любой организации. Цель ее создания — решение задач с учетом стратегии и направления развития компании.

Психология сознания: теоретический обзор двухфакторной модели сознания

Задать вопрос