Информационная (педагогическая) среда обучения курсантов военного вуза представляет собой специально сконструированную область обучения и профессионального становления курсантов на основе средств коммуникации, интересов, познавательных мотивов, индивидуальных возможностей и способностей каждого обучающегося. Эффективность построения и функционирования такой среды вуза зависит в первую очередь от соблюдения ряда педагогических условий. В литературе их связывают с предпосылками, обстоятельствами, правилами, мерами воздействия, мероприятиями, обеспечивающими успешность функционирования образовательной информационной среды вуза [2, 3, 4, 5, 7].
На основе изученной литературы мы выделили наиболее существенные и значимые педагогические условия эффективного функционирования педагогической среды военного вуза, к ним относим мероприятия по:
1) организации взаимосвязи содержательной и процессуальной составляющих информационной среды;
2) обеспечению адаптации и интеграции субъекта в среду присвоения и конструирования новых информационных смыслов;
3) использованию современных способов и средств управления процессом обучения, развития и воспитания на основе инновационных технологий.
В целях обеспечения вышеназванных мероприятий нами разработана методическая система реализации педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов. Она включает пять взаимосвязанных компонентов:
1) социальный, определяемый непрерывно растущими требованиями к качеству профессиональной подготовки будущих офицеров;
2) целевой, связанный с формированием комплекса необходимых компетенций у курсантов военного вуза;
3) содержательно-процессуальный, объединяющий когнитивный (знания и отношения объектов материального мира) и операционно-деятельностный (знания о способах деятельности и методах познания) аспекты информационной среды;
4) управленческо-технологический, описывающий процессы обучения с помощью методов, средств, форм передачи и усвоения знаний, опыта действий;
5) оценочно-коррекционный, содержащий инструментарий для оценивания эффективности функционирования среды обучения.
Все компоненты системы могут служить средством проектирования образовательного процесса обучения курсантов военного вуза, осваивающих профессиональные компетенции по любым дисциплинам. В ней отражено содержание педагогических условий реализации компонентов педагогической информационной среды, ее управленческих функций, а также показана связь содержательной, процессуальной, управленческо-технологической, контрольно-оценочной сторон обучения. Содержательная сторона включает знания о свойствах, отношениях материального мира и раскрывается с помощью методологии учебного познания изучаемой дисциплины. Операционно-деятельностный аспект системы включает процессуальную сторону обучения курсантов в рамках их учебно-познавательной деятельности по освоению дисциплины.
Апробация методической системы реализации педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов проводили на примере учебной дисциплины «Авиационная метеорология». Эта дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части основной образовательной программы военного вуза, осуществляющего подготовку специалистов по летной эксплуатации авиационных комплексов и специалистов в сфере организации воздушного движения [1].
В целях реализации выделенных педагогических условий выполнено структурирование основных элементов содержания выбранной предметной области знаний во взаимосвязи с процессуальными компонентами процесса учебного познания, что позволило определить общий состав элементов и установить их связи. Анализ структуры и содержания дисциплины «Авиационная метеорология» позволил сопоставить два основных компонента информационно-образовательной среды, такие как: когнитивный (познавательный) и операционно-деятельностный (процессуальный), определив способы и средства передачи курсантам элементов знаний и умений в соответствии с диагностической целью.
Для обеспечения адаптации и интеграции курсантов в среду обучения на основе анализа целесообразных и последовательных действий и операции, нами разработан методологический аппарат действий курсантов по освоению элементов содержания вышеназванной предметной области знания. Он представлен в форме обобщенных планов изучения элементов знаний (когнитивный компонент) и обобщенных видов деятельности (операционно-деятельностный компонент) в соответствии с методологией учебного познания.
Планы обобщенного характера изучения явления, величин, законов, теорий, приборов, разработанные А. В. Усовой, использованные и конкретизированные Е. В. Оспенниковой и А. А. Шаповаловым, позволили нам раскрыть возможность их применения при изучении общепрофессиональных (профессиональных) дисциплин в военном вузе в соответствии с логикой научного познания. Нами разработаны обобщенные планы изучения параметров атмосферы и атмосферных объектов, являющихся элементами знаний дисциплины «Авиационная метеорология». В связи с тем, что параметры и объекты атмосферы имеют специфику, которая проявляется в установлении межпредметных и внутрипредметных связей, разработанные нами планы отличаются от вышеназванных. В тоже время они построены по тому же принципу в соответствии с методологией и логикой учебного познания (табл. 1).
Таблица 1
Обобщенные планы изучения элементов знаний учебной дисциплины «Авиационная метеорология»: параметры иобъекты атмосферы
Обобщенный план изучения параметров атмосферы (t, f, p, ρ, δ, u)
|
Обобщенный план изучения объектов в атмосфере (облака, осадки, явления погоды)
|
Методика включения обобщенных планов изучения отдельных вопросов дисциплины «Авиационная метеорология» включает целевой, содержательный и процессуальный компоненты, описанные выше. Однако технология работы с ними имеет специфику, она определяется постепенным усложнением видов деятельности: от репродуктивных к конструктивным и продуктивным.
Основным видом учебной деятельности курсантов в процессе изучения «Авиационной метеорологии» является аудиторная работа: лекции, семинары, практические занятия. Самостоятельная работа курсантов на учебных занятиях и во внеаудиторное время является обязательной. Обобщенные планы изучения отдельных элементов знаний вводились постепенно и поэтапно. Например, при изучении физических параметров атмосферы под руководством преподавателя курсанты приобретали собственный опыт изучения этого элемента знаний с помощью готового обобщенного плана, разработанного преподавателем, а план изучения атмосферных объектах разрабатывался курсантами в ходе самостоятельной работы по освоению облачности, осадков и других явлений погоды, после чего уточнялся ведущим преподавателем.
Применение обобщенных планов на занятиях требует разработки технологий работы с ними как в группе, так и индивидуально (традиционных, инновационных). Организация проблемной беседы с курсантами с целью побуждения их к активным формам познавательной деятельности позволят сформировать у них самостоятельность и активность в процессе усвоения знаний, умений, составляющих базис дисциплины. Обобщенные планы включаются в информационную образовательную среду на разных носителях — средствах обучения (виртуальных, натурных).
Для проверки эффективности использования обобщенных планов изучения отдельных вопросов дисциплины проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали преподаватели, ведущие дисциплину, и курсанты второго курса 1 факультета (подготовки штурманов) филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске. По результатам контрольного нулевого среза были определены экспериментальная (23 человека) и контрольная (29 человек) группы. Преподаватели, принимавшие участие в эксперименте, работали как в экспериментальной группе (ЭГ), так и в контрольной группе (КГ). По решению предметно-методической комиссии при проведении занятий с ЭГ включались нововведения, а курсанты КГ изучали вопросы дисциплины по традиционной методике. С помощью промежуточных контрольных срезов проверялось качество усвоения учебного материала дисциплины.
Курсанты, принимавшие участие в эксперименте, находились на начальном этапе изучения дисциплины «Авиационная метеорология» в равных условиях:
1) остаточные знания по дисциплинам, изученным ранее составили в контрольной и экспериментальной группах: ККГ = 0,47, КЭГ =0,45;
2) курсанты обеих групп освоили одинаковый по содержанию теоретический материал в процессе использования одинаковых методов обучения. Проверка освоения когнитивного компонента содержания учебного материала осуществлялась в процессе тестирования. Тест включал разноуровневые задания на проверку запоминания, распознавания, понимания содержания изученного материала.
Инструментарием для оценки уровня усвоения знаний курсантов послужила методика поэлементного анализа полноты сформированности понятий [6]. Коэффициент полноты усвоения понятий рассчитывается по формуле:
,
где N — число респондентов; n — число признаков, подлежащих усвоению; ni — число признаков, усвоенных респондентами.
Динамика изменения коэффициента полноты усвоения понятий (когнитивного показателя освоения содержания учебного материала) курсантами ЭГ и КГ представлена ниже (табл. 2, рис. 1).
Таблица 2
Результаты диагностики знаний
Группа (количество курсантов) |
Нулевой срез |
Первый промежуточный срез |
Второй промежуточный срез |
Итоговый срез |
Динамика изменения показателей |
|
|
|
|
|
Δ |
δ |
|
КГ (29) |
0,58 |
0,60 |
0,60 |
0,70 |
0,12 |
2 |
ЭГ (23) |
0,54 |
0,64 |
0,69 |
0,78 |
0,24 |
|
Рис. 1. Результаты тестирования когнитивного компонента
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что абсолютные изменения показателей и в экспериментальной и контрольной группах больше нуля: ΔКГ = 0,12, ΔЭГ = 0,24. Однако, относительный показатель, характеризующий положительное влияние на качество усвоения знаний (понятий) дисциплины «Авиационная метеорология» оказался в два раза больше в ЭГ по сравнению с КГ. Это подтверждает наше предположение об эффективности обучения на основе обобщенных планов, которые реализуют не только методологию научного познания, но и генерализацию и фундаментализацию содержательной стороны обучения как компонента информационной образовательной среды.
Таким образом, последовательность и полнота выполнения выделенных нами педагогических условий, составляющих основу педагогической среды обучения курсантов военного вуза, способствуют усвоению основополагающих понятий выбранной предметной области.
Литература:
- Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников филиала ФГКВОУ ВО «Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж) МО РФ в г. Челябинске.
- Кондаков Н. И. Логический словарь — справочник / Н. И. Кондаков. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., рипр. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство мир и образование», 2007. — 640 с.
- Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
- Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
- Усова А. В. Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов: лекция для аспирантов и соискателей / А. В. Усова — Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 13 с.
- Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: Монография / Н. О. Яковлева. — М: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. — 194 с.