В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.
Ключевые слова: информатика, проблемные формы обучения, информационные и коммуникационные технологии, методы организации учебного процесса, информатизация образования
В условиях интенсивного развития компьютерных технологий в Узбекистане под информатизацией математического образования будем понимать целенаправленно организованный процесс создания и использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на достижение целей в обучении математике в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий.
Основной задачей модернизации образования в Узбекистане является обеспечение нового качества непрерывного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей.
В Концепции модернизации непрерывного образования в Узбекистане сформулированы основные требования к системе образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы учебных заведений элементов нового содержания, новых образовательных технологий.
Одной из основных тенденций современности являете процесс информатизации, связанный с внедрением информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни общества.
Ключевым условием успешности процесса информатизации образования является наличие в учебных заведениях специалисту способных использовать компьютерную технику для решена педагогических задач. Поэтому подготовка педагогических кадров к использованию компьютерных технологий по праву считается одной из главных задач информатизации образования.
Для организации эффективной подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информатизации образования необходимо модернизировать существующие формы организации учебного процесса, методы и дидактические принципы, а также разрабатывать новые. Необходимость этого, на наш взгляд, обусловлена специфическими особенностями содержательного аспекта подготовки педагога, связанного c новыми информационными технологиями. Рассмотрим некоторые из них.
В отличие от подготовки специалистов других: специальностей, особенность содержания подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности в условиях информатизации заключается в том, что она имеет две составляющих. Во-первых, как и большинство других специалистов, педагог должен иметь определенный уровень подготовки по работе с новыми информационными и компьютерными технологиями и их эффективным использованием в рамках своей специальности. Во-вторых, осуществляя педагогическую деятельность, работник образования должен не только приобщить обучаемых к использованию информационных технологий в рамках учебного процесса, но и сориентировать на использование информационных технологий в процессе дальнейшего внешкольного обучения и решении жизненных задач.
Развитие информационных и коммуникационных технологий требует постоянного повышения квалификации учителя- предметника в этой области. В его подготовке необходимо сместить акцент с передачи готовых знаний на самообразование, на постоянную переподготовку. Данная проблема характерна для всех современных сфер деятельности и подробно рассмотрена в исследованиях, связанных с непрерывным образованием, однако в сфере информационных технологий проявляется наиболее остро.
Информационные и коммуникационные технологии, являясь одной из составляющих предмета подготовки будущего учителя начальных классов, открывают возможности для создания эффективных методов и форм обучения, основанных на их использовании.
В процессе обучения будущих учителей начальных классов применению новых информационных технологий в профессиональной деятельности, эффективными могут оказаться некоторые нетрадиционные методы и формы организации учебного процесса, не получившие широкого распространения при изучении других предметных областей.
Также, нельзя не отметить, что при обучении математике дидактические возможности новых информационных технологий можно реализовать более широко, чем при изучении других предметных областей. Одна из причин этого, на наш взгляд, заключается в том, что информационные технологии включают в себя математическую составляющую, максимально заметную для обучаемых именно при изучении математических дисциплин посредством компьютерной техники.
Исходя из вышесказанного, сформулируем ряд положений, которые необходимо учитывать при организации подготовки будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования.
1. При подготовке студентов вуза, будущих учителей начальных классов, к работе с новыми информационными технологиями необходимо акцентировать внимание обучаемых на методических приемах и организационных формах учебного процесса, что позволит перенести их на будущую профессиональную деятельность.
2. Чтобы сориентировать будущих учителей начальных классов на самообразование и самосовершенствование в области информационных технологий, при подготовке к работе с ними необходимо использовать методы и формы обучения, способствующие формированию данной позиции (исследовательские и проблемные формы обучения, творческие и самостоятельные работы и т. д.).
3. Организуя подготовку будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, необходимо обратить внимание на некоторые нетрадиционные формы и методы организации учебного процесса, такие как обучение в сотрудничестве, проектной обучение, обучение в форме деловой игры и т. д.
4. В качестве одной из задач подготовки учителя начальных классов к работе с новыми информационными технологиями должно стать раскрытие взаимосвязей между основными предметами и новыми информационными технологиями.
5. Подготовка учителя начальных классов к использованию новых информационных технологий должна проводиться в рамках специального курса, тесно связанного с курсами методика основных предметов и информатики. Применение информационных технологий при обучении начальных может быть рассмотрено в рамках курсового и дипломного проектирования, а также в процессе педагогической практики.
На сегодняшний день задача создания эффективных обучающих и контролирующих программ является наиболее проблемной, так как для ее решения требуется объединение усилий специалистов по различным отраслям знаний: учителей, программистов, методистов, дизайнеров и т. п.
Компьютер целесообразно использовать в качестве средства эффективного обучения для формирования навыков интенсивного мышления учащихся. Конечно, здесь очень важно предусмотреть индивидуальный подход к обучению учащихся. Необходимо иметь сведения об исходном уровне знаний, умений и навыков учащихся.
Литература:
- Стойлова Л. П. Математика.Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.; 2002. – 424 с.
- Таджиева З. Г., Жумаев М. Э., Сидельникова Р. С. Методика преподавания математики в начальных классах. Т. 2008. 367 с.
- Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 2000.
- Мерзон А. Е., Добротворский А. С., Чекин А. Л., Пособие по математике для студентов начальных классов. — М.; Воронеж, 1998.