В современной системе музыкально-педагогического образования развитие творческого потенциала будущих педагогов-музыкантов играет важную роль. Одним из определяющих факторов в становлении и развитии творческого потенциала музыкального отделения педагогического колледжа является целенаправленное педагогическое влияние в период прохождения ими педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ).
Проблемы, связанные с творческим потенциалом привлекали внимание многих ученых-психологов, педагогов, музыкантов (В. А. Кан-Калик, М. Н. Скаткин, С. Л. Рубинштейн, Л. Л. Бочкарев, Н. Ф. Тихомирова и др.). Они считают, что творческий потенциал — это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации. Внешние факторы играют значительную роль в развитии творческого потенциала, однако создающей силой и его ядром являются внутренние факторы. Многие ученые сходятся во мнении, что способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования — найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено развитие творческого потенциала каждого студента на протяжении всего периода обучения.
Такие авторы, как Н. Ф. Вишнякова, Н. М. Гнатко, В. Г. Рындак и др., сходятся во мнении, что творческий потенциал существует в скрытой и во внешней форме. Проявление творческого потенциала происходит в процессе его актуализации. По мнению авторов, посредством этой актуализации творческий потенциал проявляется в определенных внешних результатах деятельности, например, в педагогической практике. В рамках нашей статьи особое внимание мы уделим специфике и возможностям педагогической практики в развитии творческого потенциала студентов музыкального отделения педагогического колледжа.
Большое место в учебном процессе на музыкальном отделении в педагогическом колледже занимает педагогическая практика, так как она способствует не только закреплению знаний, полученных на лекциях, практических и семинарских занятиях, но и дает возможность видеть их практическое применение в работе с детьми как в детском саду так и в школе. В Большом энциклопедическом словаре слово «практика» (от греческого — «деятельный», «активный») — целеполагающая деятельность человека, освоение и преобразование действительности. Н. А. Морева отмечает, что практика является движущей силой человеческого общества и познания [1, с. 121], а в контексте нашей статьи практика у студентов музыкального отделения в педагогическом колледже является не только составной частью основной образовательной программы [2], но и способствует развитию творческого потенциала студентов — будущих музыкальных руководителей в ДОУ.
В процессе профессиональной подготовки студенты музыкального отделения педагогического колледжа проходят несколько видов педагогической практики выполняющих адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую функции, которые определены образовательными стандартами специального профессионального образования РФ. Каждый вид педагогической практики обеспечивает профессиональный рост будущих специалистов. Педагогическая практика в ДОУ направлена на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности музыкального руководителя в ДОУ. Уточним, что целью педагогической практики и работы методиста со студентами музыкального отделения в педагогическом колледже является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности, соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками.
На основе анализа научной психолого-педагогической и методической литературы мы выделили три составляющие творческого потенциала студентов музыкального отделения — будущих музыкальных руководителей и учителей музыки, который состоит из следующих компонентов: личностно-творческого (включает индивидуальные способности и качества музыканта), профессионального (содержит все направления профессиональных знаний и умений музыканта), коммуникативного (отражает эмоциональный аспект, диалогичность и согласие в профессиональных отношениях с детьми, родителями, коллегами).
Мир музыки особенно привлекателен для детей дошкольного возраста и бесспорно оказывает влияние на эмоциональную сферу растущей личности, хотя, по мнению ученых, механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно — знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки. В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель, от уровня профессиональной подготовки которого и в целом его педагогического мастерства зависит уровень музыкального развития воспитанников. Следовательно, музыкальный руководитель остается главным вдохновителем и организатором музыкально-педагогического процесса в детском саду.
В процессе прохождения студентами музыкального отделения педагогического колледжа практики в ДОУ методист помогает будущим педагогам-музыкантам расширить теоретические знания в области дошкольного музыкального воспитания. Для этого методистом педагогической практики на музыкальном отделении проводятся консультации и практикумы, такие как: «Разбор и структура музыкального занятия в детском саду», «Виды музыкальной деятельности в ДОУ», «Особенности планирования музыкального руководителя в детском саду», «Составление тематических занятий», «Развлечения и праздники в детском саду с детьми дошкольного возраста», «Индивидуальная работа с детьми в детском саду» и др. Например, в текущем учебном году в период педагогической практики в ДОУ с особым успехом у детей и чувством удовлетворенности от проделанной творческой работы у студентов третьего курса, прошли музыкальные спектакли «Колобок на новый лад», «Ванин огород», «Осенние топотушки в гостях у Петрушки».
Таким образом, в процессе педагогической практики в ДОУ у студентов формируются представления о подготовке и проведении музыкальных занятий, развлечений и праздников в детском саду, они знакомятся со структурой музыкального занятия в рамках программы каждой возрастной группы. Отметим, что в рамках формирования общих и профессиональных компетенций будущие специалисты с интересом учатся:
− планировать работу музыкального руководителя в детском саду;
− вести документацию музыкального руководителя в ДОУ: перспективный план, календарный план, планирование музыкальных развлечений, планирование индивидуальных и коллективных консультаций;
− использовать разнообразные формы, методы и приемы музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста;
− изучать личность дошкольника, его общее и музыкальное развитие в процессе организованного педагогического процесса;
− поддерживать эмоциональные переживания детей в процессе восприятия музыки, создавать атмосферу дружных коллективных устремлений, трудового настроя, развивать активность, увлеченность детей;
− формировать у детей способность вслушиваться в музыку, чувствовать различный характер музыкальных произведений, высказываться о них;
− формировать у ребенка элементарные навыки различения музыкальных звуков по высоте, динамике, тембру;
− обучать детей индивидуальному и коллективному пению, постепенно развивая певческие интонации и голоса;
− учить детей выполнять в соответствии с разнообразным характером музыки и средствами музыкальной выразительности различные, танцевальные и образно драматизированные движения, побуждая детей на основе развития их творческих способностей к придумыванию новых вариантов движений и составлению элементарных танцевальных композиций;
− обучать исполнительским приемам игры на детских музыкальных инструментах, практикант должен уметь организовать ансамбль или оркестр детских инструментов;
− стимулировать и активизировать всю музыкальную деятельность детей посредством знаний практикантами достаточного количества произведений детского репертуара, умения хорошо читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать, варьировать и сочинять музыкальные произведения в простой форме.
Главное, что приобретают студенты музыкального отделения нашего педагогического колледжа по окончании педагогической практики — это первый опыт работы по специальности с детьми дошкольного возраста. На наш взгляд, именно педагогическая практика является тем решающим компонентом, который может не только реально оценить полученные студентом теоретическим путем знания, умения и навыки психолого-педагогических дисциплин и частных методик, но и выявить его действительную склонность к творческой педагогической деятельности.
Мы считаем, что именно в ходе практических занятий в сфере музыкального дошкольного образования у студентов не только закрепляются теоретические и практические знания и умения, но и формируется понимание необходимости постоянного их совершенствования и, как следствие, возникает более устойчивый творческий интерес к будущей музыкально-педагогической деятельности в ДОУ.
Рассматривая деятельность педагога-музыканта как творческий процесс, Б. С. Рачина предлагает организовать работу студентов в ходе педагогической практики по принципу театральных творческих мастерских [3, с. 13]. Целью работы творческой мастерской, как указывает ученый, является профессиональное становление личности каждого ученика преподавателя-мастера, который организует работу в своей группе на основе диалога. Б. С. Рачина указывает, что для руководства педагогическими творческими мастерскими необходимо привлекать педагогов-мастеров, известных своими творческими достижениями, инновационными подходами, обладающих яркой самобытностью и личностной значимостью [3, с. 14]. Мы согласны с такой авторской позицией, так как считаем, что подобный подход позволяет стимулировать творческий потенциал всех студентов.
Таким образом, педагогическая практика студентов музыкального отделения педагогического колледжа в ДОУ помогает лучше понять задачи, принципы и методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, познакомиться с различными формами музыкально-педагогической работы, тем самым способствует развитию творческого потенциала будущих специалистов.
Литература:
- Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования / Н. А. Морева. — М.: Академия, 2008. — С. 432.
- Рабочая программа по педагогической практике, специальность 53.02.01 Музыкальное образование. — Челябинск: ЧПК № 1, 2012.
- Рачина Б. С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2015. — 512с.: ноты. — (Учебники для вузов. Специальная литература).