Консервативная демократическая идентичность турецкой Партии справедливости и развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова, К. И. Консервативная демократическая идентичность турецкой Партии справедливости и развития / К. И. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 379-380. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44024/ (дата обращения: 19.12.2024).



Партия справедливости и развития (ПСР) – это правящая политическая партия в Турции. ПСР образовалась 14 августа 2001 г. Изначально предполагалось, что новая политическая сила будет проводить политику политических и экономических реформ. Основатели ПСР позиционировали себя в качестве «консервативных демократов». Особенно заметно это было до всеобщих выборов 3 ноября 2002 г. Выбирая характеристику «консервативные демократы», основатели партии всячески подчеркивали свое отличие от конкурирующей с ними партии — Национальной Перспективы (Milli Görüş) и ее идеологии. Примечательно, что оба движения вышли из одной политической партии, которая ранее именовалась Партия Благосостояния (Refah Partisi), а некоторое время — Партия Достоинства (Fazilet Partisi).

В отличие от западной политической традиции, турецкий консерватизм имеет достаточно много особенностей. Так, например, он намного слабее институализирован, не смотря на то, что систематизация консервативных ценностей в Турции носит более выраженный характер. Это проявляется в том, что турецкий консерватор, будь он националистом или клерикалом, имеет четкие представления о своей идеологии, о тех ценностях, которая данная идеология с собой несет. Более того, турецкий национализм и турецкий клерикализм, будучи правыми идеологиями, оппозиционны друг к другу.

С другой стороны, турецкие консерваторы слабее представлены в качестве институтов гражданского общества. Их, действительно много, но активность их выглядит более тусклой и слабой, по сравнению с конкурирующими идеологиями.

ПСР — это та партия, которая впервые в турецкой политической истории очень удачно подчеркнула свои консервативные начала и активно использовала название «консервативные демократы» в свое риторике. Консервативная идентичность ПСР напоминает консерватизм в Западной Европе, которая разделяет воззрения теоретиков об ограниченности человеческого разума, не принимая его либеральную «всесильность», которая апеллирует к «сдержанной» культуре, монотеистической религии и крепкой семье, видя в них залог стабильности в обществе, возражая против резкого преобразования социальной и политической жизни общества.

По мнению аспиранта Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России А. А. Разливаева: «Главной целью ПСР провозгласила построение современного демократического государства и активизацию процессов присоединения к европейскому сообществу в соответствии с его политическими критериями». Действительно, актив ПСР принял в 2002 г. в программу партии, названной тогда «Демократизация и программа развития», некоторые либеральные категории, такие как демократия, права человека, свобода и верховенство закона. Однако крайне важно подчеркнуть, что партия, в принципе, поддерживая изменения в пользу расширяющихся свобод, пытается в то же время сохранить традиционные моральные ценности.

Как констатируют зарубежные и российские исследователи [2, 3, 4], понятие «консерватизм» появилось в турецкой политической литературе, благодаря нескольким выдающимся мыслителям. Они выступили против агрессивной европеизации образа жизни и культуры османов еще в XIX в. Эти первые консерваторы, в целом, понимали возможность пользы от применения достижения западной цивилизации, но требовали неправомерности уничтожения оформившейся богатой и самобытной культуры. Они дорожили ценностями восточной культуры и мусульманского мира, считали, что данные ценности должны быть сохранены. Полное устранение культурных ценностей, которые были сформированы в течение всей истории Османской империи вызывало негодование у данных интеллектуалов, что проявлялось в выступлениях и публикациях на страницах известных того времени «толстых» журналах традиционалистского толка.

Чтобы понять суть турецкого консерватизма, необходимо понимать обстановку, в стране в связи с приходом к власти кемалистов. При М. К. Ататюрке в молодой турецкой республике легально действовала одна партия — Народно-демократическая партия (НПР). Необходимо подчеркнуть, что данная партия и в настоящее время является одной из наиболее мощных политических движений в стране. Во время правления кемалистов из общественной жизни граждан Турции был практически «полностью стёрт» религиозный пласт, так как секуляризация проводилась крайне агрессивно, не учитывая интересы и мнения загнанных в подполье оппозиционных сил.

Агрессивная секуляризация, гонения на тех интеллектуалов, которые призывали не отказываться от османского прошлого, не смотря на все его недостатки, закончилась лишь после кончины М. Ататюрка в 1938 г. Пришедший ему на смену Исмет Иноню, будучи алевитом, также не питал особых симпатий к консервативным кругам. Тем не менее, при нем началась либерализации общественно-политической жизни Турции.

В 1950 г. состоялись вторые национальные выборы в турецкий парламент. Безоговорочную победу одержала Демократическая партия (ДП), стоящая на позициях правоцентризма. Данное событие стало поворотным моментом в истории консервативного движения страны. Год за годом, постепенно консервативные силы Турции после длительного прессинга стали словно приходить в себя, постепенно все активнее принимая участие в общественно-политической жизни страны. Именно Демократическая партия явилась первой в Турции партией по своим требованиями и воззрениям наиболее близкой к европейским правоцентристам. Однако религиозный мотив для данной политической силы был еще слабоват, а традиции лаицизма, так прочно заложенные кемалистами в сознание турков, все еще давали о себе знать.

Литература:

  1. Разливаев А. А. Исламский фактор в Турции и его влияние на вступление в Европейский союз (полит. анализ): дисс. к. п. н. М., 2009.
  2. Нуриев Б. Д. Неоосманизм и транснационализм на примере Турецко-Иракских отношений // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 3. С. 1030–1035.
  3. Галиуллина С. Д. Алевитское направление в исламе / Наука сегодня: теория и практика сборник научных трудов II Международной заочной научно-практической конференции. 2016. С. 59–61.
  4. Галиуллина В. В., Нуриев Б. Д. Алевиты в современной Турции / Наука сегодня: теория и практика сборник научных трудов II Международной заочной научно-практической конференции. 2016. С. 57–59.
Основные термины (генерируются автоматически): Демократическая партия, идеология, партия, политическая сила, турецкий консерватизм, Турция, ценность.


Задать вопрос