Царь пустыни на складном стуле, или Почему кровать кривоногая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Федоренко, В. В. Царь пустыни на складном стуле, или Почему кровать кривоногая / В. В. Федоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44027/ (дата обращения: 19.12.2024).



Детали в текстах встречаются столь часто, что читатель уже не обращает на них внимание, кажется, убери их, и фабульно-характеристическая цепь не изменится, представление о действующих лицах останется прежним. Однако цель и смысл у этих деталей есть. Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. В отличие от подробности, которая действует всегда с другими подробностями, составляя полную и правдоподобную картину мира, деталь всегда самостоятельна. [1] Не бывает лишнего в настоящем искусстве. В дочеховской литературе использование вещи при изображении человека служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека. Его жилье, мебель, одежда, еда, способы обращения с этими вещами, внешний облик, жесты, движения — характерологическую значимость имеют многие подробности. Этот принцип изображения внешнего окружения человека лучше всего можно охарактеризовать словами И. Тэна: «Под внешним человеком скрывается внутренний, и первый проявляет лишь второго. Вы рассматриваете его дом, его мебель, его платье — все это для того, чтобы найти следы его привычек, вкусов, его глупости или ума <...> Все эти внешние признаки являются дорогами, пересекающимися в одном центре, и вы направляетесь по ним только для того, чтобы достигнуть до этого центра» [2].

Чехов сказал: «Без детали вещь не живёт». [3] Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.

Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору хорошо отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объем произведения втискивать максимум содержания. А так как в маленьком рассказе отсутствует возможность устраивать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несет в себе художественная деталь.

По композиционной роли детали можно разделить на два основных вида: детали повествовательные (указывающие на движение, изменение картины, обстановки, характера) и детали описательные (изображающие, рисующие картину, обстановку, характер в данный момент). Деталь может возникать в тексте одноразово, а может повторяться для усиления эффекта, в зависимости от замысла автора. Детали могут касаться быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. [4] Так же они могут различаться по значению: иметь прямое значение — означать то, о чем говорится; добавочное — помимо основного иметь еще одно значение в зависимости от контекста; и переносное — по желанию автора означать что-то совсем иное, отличное от прямого лексического значения слова.

Особое место в вещевом мире А. П. Чехова занимает мебель. Проанализировав сопоставление выявленных единиц мебели с образами действующих лиц повестей А. П. Чехова «Огни» и «Дуэль» и рассказа «Жена», мы пришли к выводу, что мир многих героев и персонажей писатель описывает с использованием какого-либо предмета мебели, и что мебель в качестве описательной художественной детали имеет значение в характеристике действующих лиц.

Так, например, происходит в повести А. П. Чехова «Огни». Герой произведения — инженер Ананьев Николай Анастасьевич — «мужчина в самом соку», плотный, широкий в плечах и начинающий полнеть. Полнота его объясняется возрастом, добродушием и порядочностью, как считает автор, а также тем, что инженер был «женат и нежно любим своей женой». Ананьев, по его же мнению, еще с поступления в институт очень много мыслил о смысле жизни, одиночестве, однако спустя 6 лет его жизнь переворачивает встреча с подругой-гимназисткой, и он осознает, что был не мыслителем и философом, которым себя считал, а лишь виртуозом, ловко комбинирующим свои высокие мысли с самой низменной прозой. Автор не случайно дает герою отчество Анастасьевич, имеющее этимологию «воскресение». Он словно перерождается и входит в мир совсем другим человеком. Инженер уверен, теперь он знает, что такое — быть настоящим мыслителем и иметь за спиной серьезный жизненный опыт.

Ананьеву принадлежит два предмета мебели — походная кровать и письменный стол. Походная кровать представлена как «кривоногая». Понятно, что ее тонкие ножки скривились от большого веса мужчины, однако кровать в данном контексте приобретает еще одно, добавочное значение. Эта кровать — словно место в жизни, которое он занял, и под тяжестью его жизненного опыта она скривилась. При встрече с рассказчиком инженер попадает в перепалку со своим коллегой, студентом фон Штенбергом, что заставляет его вспомнить о своей молодости и еще раз убедиться в том, насколько он тогда был глуп. По окончании рассказа Ананьев настаивает на том, чтобы зашедший переночевать крестьянин лег спать именно на его кровать. Можно провести параллель: инженер настойчиво пытается навязать студенту свое мировоззрение, заставить его отказаться от своего мышления, однако тот не сдается до последнего; кривоногая кровать выступает в роли насиженного места, накопленного опыта, который он стремится передать другому человеку.

Однако слова автора в начале повествования о том, что, несмотря на любовь к отвлеченным вопросам, Ананьев «трактовать их не умел и не привык», даже не сразу было понятно, чего он хочет, настораживают нас и заставляют задуматься о важности и серьезности его рассказа. За своим рабочим столом мужчина делает пометки в чертежах железной дороги, при этом разговаривая и выпивая вино. Пустую бутылку он кладет под кровать, и мы понимаем, что таких бутылок там уже много. Инженер восхищается своей работой, говорит о том, как вокруг раскинутся города, будут построены предприятия, но относится к ней безответственно, а ведь это может стоить жизней людей. Что уж тут говорить о раздумьях над смыслом жизни, к которым он, видимо, обращается как раз тогда, когда открывается очередная бутылка? Таким образом, кривоногая походная кровать, стоящая на пустых бутылках, дискредитирует его и его размышления.

В своем рассказе Ананьев вспоминает подругу молодости Наталье Степановне. Еще в гимназии ей дали прозвище Кисочка, потому что она бледненькой, хрупкой, словно нечто эфирное, похожее на лунный свет, была очень красива и ужасно походила на маленького пушистого котеночка.

Описывая дачный дом, в котором сейчас живет Наталья Степановна, инженер говорит о мебели, стоящей в нем: «на дачах русский человек любит мебель неудобную, тяжелую, тусклую, которую и выбросить жалко, и девать некуда», «посреди комнаты, которую кисочка называла столовой, стоял круглый стол почему-то на шести ножках, на нем самовар и чашки, а на краю стола лежали раскрытая книга, карандаш и тетрадка». И снова мебель приобретает добавочное значение, словно копируя отношения в семье Кисочки. Несмотря на замужество, она стремится поддерживать ясность ума, оставаясь при этом хорошей хозяйкой. Однако это не спасает её семью — муж поступает с ней почти как с мебелью, по-хозяйски: весь город в курсе, что мужчина живет с другой женщиной, более того, приходя домой, он, абсолютно не стесняясь, обсуждает с другом разных дам. Наталья Степановна при этом нисколько не заинтересовывает их внимание. Странный шестиножный стол как бы подтверждает нелепость семейного состояния женщины: жена — красивая образованная женщина и хорошая хозяйка, муж — состоятельный человек, офицер, богато убранный дом, но счастья в этом доме нет, а значит теряется и смысл этого достатка. По рассказу Ананьева, при встрече с Кисочкой после окончания института, он с трудом узнает подругу юности. Черты её потускнели и стали строже, она располнела и совсем утеряла сходство с маленьким пушистым котенком, на лице, выражавшем усталую покорность и доброжелательство, уцелела одна только кроткая улыбка. Муж Натальи Степановны давно не любит свою молодую жену, она стала для него лишним грузом, но и избавиться от неё тоже нельзя. [5]

В это же время была написана повесть «Дуэль». В ней Чехов также использует мебель в качестве художественной детали для характеристики действующих лиц. Один из персонажей — доктор Самойленко. Это толстый, обрюзглый, неуклюжий мужчина, с виду неприятный и грубый, однако уже через короткое время завоевывающий доверие своим благодушием, смирением и безграничной добротой. Всем он помогал, давал денег взаймы, лечил, за каждого хлопотал и искренне радовался. Безгрешность его порочилась лишь двумя слабостями: стыдился своей доброты и любил, когда его называют вашим превосходительством. Чаще всего доктор взаимодействует с таким предметом мебели, как обеденный стол. Обеденный стол — место сбора всех домашних и гостей, место принятия пищи и теплых откровенных обсуждений. Но здесь эта деталь приобретает добавочное описательное значение. Прочитав рассказ, мы уже не можем представить себе этого персонажа без накрытого им большого стола, вспоминается сразу и атмосфера: вокруг доктора все время собираются люди и греются, как возле доброго друга. Люди доверяют ему, большинство персонажей и герой произведения стремятся открыть свои тайны и обсудить их именно с этим грузным, устрашающим на первый взгляд человеком. [6]

Один из его друзей, офицер Лаевский, представляет собой самый сложный характер в произведении. Вначале это хилый, извращенный, лживый лицемер, любящий выпить да посквернословить. Как считает общий знакомый Лаевского и Самойленко зоолог фон Корен, он «мерзавец», «ничего не делает и не читает… мало культурен и мало знает», а «все существование его сводится к женщине». И сам офицер сознает свои недостатки, понимает, что он ничтожен, пуст, ненавидит и презирает себя, однако страстно жаждет своего обновления, хочет стать человеком. До самой дуэли Левский часто сидит, лежит, и даже спит на диване в своем кабинете, а не в постели с женой. Чувствует пустоту и слабость — идет в кабинет и ложится на диван, собирается бежать в другой город от жены — снова ложится на диван, ночью возвращается домой, в потемках находит диван и ложится на него спать. Место для сна и отдыха — это кровать. Диван — это мебельное изделие со спинкой для сидения нескольких человек. Автор не зря очень часто упоминает этот предмет мебели, он целенаправленно наводит взгляд читателя на диван, с которым постоянно взаимодействует герой. В его кабинете стоит еще письменный стол и кресло, с которыми офицер почти не взаимодействует. Благодаря этой часто повторяющейся детали, читатель ясно видит, что слова фон Корена правдивы. Лаевский запутался в своих чувствах и лжи от праздности и скуки, он не может собраться и поработать, поэтому не может нормально отдохнуть. Все это выливается в пренебрежительное отношение к жене. Однако в жизни Лаевского все-таки происходит события, заставляющие разобраться в себе и продвинуться в стремлении стать человеком: дуэль с фон Кореном и измена жены. Эти события сильно влияют на молодого человека. Теперь он видит жизнь иначе, прощает жену и извиняется перед ней сам, пересаживается за письменный стол и начинает работать, чтобы честным трудом мало-помалу выплатить долги. Письменный стол здесь — предмет, организующий умственный труд и способствующий ему. Офицер пересел с дивана за стол — перешел от бездействия к действию [7].

Недругом Лаевского является зоолог фон Корен. Он умен, самостоятелен, упрям и имеет твердую, сильную, деспотическую натуру. Сам офицер говорит, что из зоолога вышел бы превосходный, даже гениальный полководец. Однако и идеалы у него деспотические, а люди для него — щенки и ничтожества. Фон Корен любит вмешиваться в чужие дела и держать местных жителей «в ежах», поэтому все его боятся. Он мог сделать прекрасную карьеру в России, но «лучше быть первым на деревне, чем в городе вторым». О зоологе говорят: «…ему нужна пустыня, лунная ночь… как Стэнли, сидит на складном стуле и чувствует себя царем пустыни и хозяином этих людей (пустившихся с ним в экспедицию) …» Сравнение с великим биохимиком-вирусологом, именование царем пустыни и хозяином людей — какое возвеличивание! И тут появляется важная деталь: непонятно каким образом в такую величественную картину втиснулся маленький, легко уязвимый, затертый в бесконечных походах и остановках складной стульчик. Одномоментно возвеличивание разбивается об этот складной стул, словно хрустальный бокал об каменный пол. Значит, и в характере фон Корена не все так однозначно? Быть может, не такой уж он страшный деспот, невидящий достоинства в людях? В разговоре с Самойленко зоолог упоминает юную девушку Катю и говорит, что любит ее чистоту; постоянно упрекает офицера Лаевского за его блудливость. Значит сам стремится к чистоте. Перед уездом фон Корен идет прощаться с офицером, потому что начинает уважать его за работу над собой и душевную перемену. В одном из эпизодов упоминается большой стол, сколоченный зоологом из простых досок — несмотря на свою интеллектуальную специальность и принадлежность к знати, это довольно хозяйственный и трудолюбивый человек [8].

Героиней рассказа А. П. Чехова «Жена» является Наталья Гавриловна, жена камер-юнкера. Муж видит ее гордой, самолюбивой, холодной женщиной с несчастным характером. Сама же Наталья Гавриловна утверждает, что стала грубой, пугливой и недоверчивой из-за постоянных войн с мужем. Она обвиняет его в тщеславии, когда тот пытается организовать материальную помощь мужикам по анонимной просьбе какого-то фельдшера из деревни, однако сама видит в этом «способ, как оправдать свою жизнь», праздную и пустую. И здесь автор не удерживается от возможности описания характеров персонажей при помощи мебели, с которой они чаще всего взаимодействуют. Рабочее место Натальи Гавриловны — маленький столик с ящичками, за которым она, работая, даже не сидела и писала, сильно нагнувшись. Этот столик дает ей прекрасную характеристику: к работе Natalie подходит абсолютно безответственно. Это подтверждают и лежащие на столе документы, с помощью которых женщина осуществляет контроль над доходами и расходами. Ведомость представляет собой штук пять непрошнурованных тетрадок, в которых хозяйничает кто хочет, что не характеризует Наталью Гавриловну как ответственно подходящего к делу человека. Это больше походит на игру. Всякий раз, когда в разговоре с мужем что-то идет не так, она бросается на кушетку — маленький диванчик со спинкой на одном конце, стоящую в этой же комнате. В один из таких моментов камер-юнкер восклицает: «Какой же вы еще ребенок, Natalie!». Однако он очень любит и ценит ее, чувствует от нее веяние чего-то мягкого, домовитого, женственного и в высшей степени изящного. Все комнаты на ее этаже уставлены старинной мебелью, что вызывает у читателя представление чего-то теплого, аристократично-изящного. Старинная мебель наверняка была крепкой, раз выдержала свой век. За Натальей Гавриловной охотно идут люди, доверяют ей свои деньги и работу над оказанием помощи мужикам, значит считают ее человеком с крепким характером [9].

Иван Иванович, друг мужа Натальи Гавриловны, представляет собой неповоротливого распухшего мужчину с неряшливой фигурой и давно небритым подбородком. Когда-то он был стройным, интересным краснобаем, очень деятельным и болтливым. Однако теперь, как выразился герой рассказа, «с этой слюнявой развалиной каши не сваришь». К старости он расслабился и обрюзг, но это добрый, открытый, гостеприимный человек, умеющий говорить неприятные вещи человеку прямо в лицо. Мебель в его доме очень красива и дорога. Иван Иванович говорит о дешевизне замечательного по красоте комода из палисандрового дерева, но палисандр — тропическое дерево прочностью в два раза выше, чем у дуба. Письменный стол и шкапчик из красного дерева тоже стоят немало. Стоит отметить щедрость и любовь к красоте Ивана Ивановича. Почти вся мебель в его доме — ручная работа большого мастера своего дела, столяра-самоучки Бутыги. Из его работ было ясно, что «Бутыга любил людей и не допускал мысли, что они могут умирать и разрушаться, и потому, делая свою мебель, имел в виду бессмертного человека». А стояла эта мебель в доме у Ивана Ивановича, она окружала его и приучала к этой любви. Вся мебель в доме была широкой, длинной, крепкой и устойчивой. Друг камер-юнкера характером походил на свою мебель — его мировоззрение было крепким, устойчивым, он не испытывал страха перед людьми и позволял себе откровенно говорить об их недостатках [10].

Рассмотрев примеры, приведенные из повестей А. П. Чехова «Огни», «Дуэль», и рассказа «Жена», мы пришли к выводу, что мебель в качестве художественной детали имеет непосредственное отношение к характеристике действующих лиц, помогает читателю грамотно проанализировать характеры героев и персонажей. Выявлено, что в основном встречаются описательные художественные детали, изображающие, рисующие картину, обстановку, характер действующих лиц в данный момент. Выявлено, что деталь эта неслучайна, а встречается в разных произведениях А. П. Чехова, что, возможно, ведет к закономерности, и является одним из принципов чеховского творчества.

Выявлено, что художественная деталь, а именно мебель, в повестях «Дуэль», «Огни» и рассказе «Жена» встречается 122 раза, из них 50 имеет отношение к характеристике действующих лиц. Это диван (5), кресло (4), кровать (4), кушетка (4), комод (3), шкап (2), стул (1), и т. д., но чаще всего писатель использует письменный (19) и обеденный(8) столы.

Мы думаем, что это не случайность, и что, скорее всего, каждый вид мебели имеет свои характерные особенности в использовании писателем в его творчестве, что оставляет необходимость в дальнейшем изучении данной проблемы.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Деталь_(литература).
  2. И. Тэн. О методе критики и об истории литературы. СПб., 1896, С. 9.
  3. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. — М.: Советский писатель, 1962
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Деталь_(литература).
  5. А. П. Чехов. Дама с собачкой. М., 2010, С. 35–69.
  6. Там же. С. 45–61.
  7. А. П. Чехов. Дама с собачкой. М., 2010, С. 70–73.
  8. Там же. С. 84–91, 118, 171.
  9. Там же. С. 114–117, 125, 130.
  10. А. П. Чехов. Дама с собачкой. М., 2010, С. 178, 186, 194, 197–204, 210.
  11. Там же. С. 180, 208–214.
Основные термины (генерируются автоматически): Ананьев, мебель, Чехов, деталь, письменный стол, художественная деталь, диван, лицо, предмет мебели, фон.


Задать вопрос