Роль практических занятий в технических вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 05.06.2017

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Джураева, Г. Н. Роль практических занятий в технических вузах / Г. Н. Джураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44035/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.

Ключевые слова: фундаментальные знания, специфические знания, последипломное повышение квалификации

Для обеспечения высокой профессиональной подготовки специалистов уже в течении нескольких лет внедряется трехступенчатая форма подготовки в вузах, рассчитанная на приобретение фундаментальных знаний на 1 ступени обучения, широкую профессиональную подготовку на 2 ступени и обязательно конкретную специализацию на 3 ступени. Обучения каждого студента на 2 и особенно на 3 ступени проводится с учетом его будущего место работы. Еще в процессе обучения студенты знакомятся с проблемами предприятий на которых им предстоит работать. Их курсовые и дипломные работы обязательно согласуются с руководством предприятия пославшего будущего специалиста на обучение в данный вуз.

Профессиональная специализация студентов на 3 ступени обучения имеет задачей обеспечить

  1. Усвоение новейших достижений науки в соответствующей области и опережающие ознакомление с запланированными для ввода новыми технологиями.
  2. Усвоение фундаментальных научно- технических, технологических, управленческих, и других знаний в определенной области науки.
  3. Развитие способностей к творческой самостоятельной работе и адаптацию общих и специфических знаний к конкретным условиям работы молодых специалистов.
  4. Формирование трудовых и профессиональных умений и навыков для безопасного выполнения основной деятельности по данной специальности.
  5. Развитие нравственных и деловых качеств личности — трудолюбия, организованности, оперативности, самодисциплины, чувства личной ответственности перед обществом и коллективом и т. д.

На 3 ступени организуется высокопродуктивный учебно-воспитательный процесс при преобладании индивидуализированных и творческих форм обучения реальном участии студентов в научно- исследовательской и производственной деятельности вуза с привлечением научных и производственных звеньев материального производства.

3 ступень обучения является неотделимой частью всего учебно-воспитательного процесса, которая органично связана с 1 и 2 ступенями обучения. Обучения на 3 ступени организуется и проводится специализированными кафедрами при участии организаций с использованием материально технической базы института и предприятий соответствующей отрасли.

Номенклатура ежегодно утверждается ученым советом. Расписание учебных занятий на 2 степени составляется соответствующей специализированной кафедрой и утверждается деканом факультета.

График учебного процесса в соответствии с учебным планом утверждается ученым советом. 3-ступень обучении охватывает специальные курсы и самостоятельную работу, специализированную практику, дипломную работу. Учебные занятия в вузе организуются в форме семинаров. Студенты свободно выбирают тему научно-исследовательской работы. Производственная практика проводится на базовых предприятиях. для проведения практики студентов между институтом и базовым предприятием ежегодно заключаются договоры.

Известные специалисты практики и научные работники исследовательских институтов привлекаются в вузы на педагогическую работу по совместительству. Специализированная практика является законченной формой профессионально-практической подготовки, при которой студенты закрепляют профессиональные навыки и умения на конкретных рабочих местах в соответствии с квалифицированной характеристикой специалистов соответствующего профиля.

Продолжительность специализированной практики определяется учебным планом с учетом особенностей соответствующей специальности. Содержание практики определяется рабочей программой, содержащей общие вопросы, обязательные для данной специальности, а также индивидуальные задания, относящиеся к более узкой специализации студентов. Индивидуальное задание рабочей программы связано с дипломной работой. Специализированная практика проходит под руководством преподавателя института и работника соответствующей производственной организации. Во время практики студенты назначаются на рабочие места в качестве стажеров с соответствующей оплатой. Результаты работы студентов во время практики по специальности отражается в зачетной книжке, а оценка вносится в приложение к диплому. Подготовка и защита дипломной работы является самым ответственным и завершающим этапом на 3 степени обучения. По традиции на строительном факультете работа дипломниками проходит на уровне научного исследования, а результаты дипломных работ оформляются в виде научных сообщений. В соответствии с существующей на факультете практикой студенты еще в самом начале обучения приобщаются к работе в кружках. Нередко тема, которую они разрабатывают, становится темой дипломной работы.

Занятия в кружках проводятся по основным дисциплинам. В них принимают участие студенты всех курсов, посещающие данный кружок колеблется в пределах 5–15 человек. В целях правильной ориентации студентов при выборе кружка кафедры проводят ежегодные встречи с очередным курсом, на которых кратко характеризуются области науки и проблемы, над которыми проводится работа, а также объявляются имена преподавателей, ведущих эти кружки. Студенты активно участвуют в научных конференциях где выступают с докладами и приобретают опыт ведения дискуссий. Еще одной формой работы на 3 ступени обучения являются факультативные курсы, которые студенты посещают с большой охотой. Эти курсы организованы в соответствии с интересами, преобладающими у студентов старших курсов и помогают при разработке дипломных работ и занятиях в кружках. Полезной формой более глубокого привлечения студентов к проблемам архитектуры и строительства являются научные семинары, проводимые по темам, представляющие интерес для особо хорошо успевающих студентов. Наиболее активными при проведении факультативных курсов и научных семинаров являются преподаватели спец кафедр, остальные кафедры предпочитают экспериментальные работы со студентами, проявляющими интерес к архитектуре. Новой формой работы со студентами 3 ступени обучения является также участие их в качестве равноправных партнеров в работах по договорам по прикладным направлениям факультета.

В заключении необходимо отметить, что, основываясь на связи высшей школы с одной стороны с системой среднего образования, а с другой стороны с практикой на 3 ступени обучения, последипломное повышение квалификации аспирантура и другие формы, мы стремимся создать новую модель непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.

Литература:

  1. Гальперин П.Я Модульные концепции обучения и их эффективность в развитии интеллекта студентов.
  2. Михаель Форбек. Европейская политика образования- утопия или реальность
  3. Сиротский В. Е. Жизнь ученого и судьба науки.
Основные термины (генерируются автоматически): ступень обучения, дипломная работа, специализированная практика, студент, высшее образование, непрерывное образование, последипломное повышение квалификации, рабочая программа, учебный план, ученый совет.


Ключевые слова

фундаментальные знания, специфические знания, последипломное повышение квалификации

Похожие статьи

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Профессиональная направленность преподавания физики в СПО

В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Совершенствование практической подготовки студентов в целях повышения качества освоения профессиональных компетенций

Статья посвящена рассмотрению путей повышения качества освоения профессиональных компетенций студентами технических специальностей.

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах

В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Похожие статьи

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Профессиональная направленность преподавания физики в СПО

В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Совершенствование практической подготовки студентов в целях повышения качества освоения профессиональных компетенций

Статья посвящена рассмотрению путей повышения качества освоения профессиональных компетенций студентами технических специальностей.

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах

В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Задать вопрос