Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.
Ключевые слова: фундаментальные знания, специфические знания, последипломное повышение квалификации
Для обеспечения высокой профессиональной подготовки специалистов уже в течении нескольких лет внедряется трехступенчатая форма подготовки в вузах, рассчитанная на приобретение фундаментальных знаний на 1 ступени обучения, широкую профессиональную подготовку на 2 ступени и обязательно конкретную специализацию на 3 ступени. Обучения каждого студента на 2 и особенно на 3 ступени проводится с учетом его будущего место работы. Еще в процессе обучения студенты знакомятся с проблемами предприятий на которых им предстоит работать. Их курсовые и дипломные работы обязательно согласуются с руководством предприятия пославшего будущего специалиста на обучение в данный вуз.
Профессиональная специализация студентов на 3 ступени обучения имеет задачей обеспечить
- Усвоение новейших достижений науки в соответствующей области и опережающие ознакомление с запланированными для ввода новыми технологиями.
- Усвоение фундаментальных научно- технических, технологических, управленческих, и других знаний в определенной области науки.
- Развитие способностей к творческой самостоятельной работе и адаптацию общих и специфических знаний к конкретным условиям работы молодых специалистов.
- Формирование трудовых и профессиональных умений и навыков для безопасного выполнения основной деятельности по данной специальности.
- Развитие нравственных и деловых качеств личности — трудолюбия, организованности, оперативности, самодисциплины, чувства личной ответственности перед обществом и коллективом и т. д.
На 3 ступени организуется высокопродуктивный учебно-воспитательный процесс при преобладании индивидуализированных и творческих форм обучения реальном участии студентов в научно- исследовательской и производственной деятельности вуза с привлечением научных и производственных звеньев материального производства.
3 ступень обучения является неотделимой частью всего учебно-воспитательного процесса, которая органично связана с 1 и 2 ступенями обучения. Обучения на 3 ступени организуется и проводится специализированными кафедрами при участии организаций с использованием материально технической базы института и предприятий соответствующей отрасли.
Номенклатура ежегодно утверждается ученым советом. Расписание учебных занятий на 2 степени составляется соответствующей специализированной кафедрой и утверждается деканом факультета.
График учебного процесса в соответствии с учебным планом утверждается ученым советом. 3-ступень обучении охватывает специальные курсы и самостоятельную работу, специализированную практику, дипломную работу. Учебные занятия в вузе организуются в форме семинаров. Студенты свободно выбирают тему научно-исследовательской работы. Производственная практика проводится на базовых предприятиях. для проведения практики студентов между институтом и базовым предприятием ежегодно заключаются договоры.
Известные специалисты практики и научные работники исследовательских институтов привлекаются в вузы на педагогическую работу по совместительству. Специализированная практика является законченной формой профессионально-практической подготовки, при которой студенты закрепляют профессиональные навыки и умения на конкретных рабочих местах в соответствии с квалифицированной характеристикой специалистов соответствующего профиля.
Продолжительность специализированной практики определяется учебным планом с учетом особенностей соответствующей специальности. Содержание практики определяется рабочей программой, содержащей общие вопросы, обязательные для данной специальности, а также индивидуальные задания, относящиеся к более узкой специализации студентов. Индивидуальное задание рабочей программы связано с дипломной работой. Специализированная практика проходит под руководством преподавателя института и работника соответствующей производственной организации. Во время практики студенты назначаются на рабочие места в качестве стажеров с соответствующей оплатой. Результаты работы студентов во время практики по специальности отражается в зачетной книжке, а оценка вносится в приложение к диплому. Подготовка и защита дипломной работы является самым ответственным и завершающим этапом на 3 степени обучения. По традиции на строительном факультете работа дипломниками проходит на уровне научного исследования, а результаты дипломных работ оформляются в виде научных сообщений. В соответствии с существующей на факультете практикой студенты еще в самом начале обучения приобщаются к работе в кружках. Нередко тема, которую они разрабатывают, становится темой дипломной работы.
Занятия в кружках проводятся по основным дисциплинам. В них принимают участие студенты всех курсов, посещающие данный кружок колеблется в пределах 5–15 человек. В целях правильной ориентации студентов при выборе кружка кафедры проводят ежегодные встречи с очередным курсом, на которых кратко характеризуются области науки и проблемы, над которыми проводится работа, а также объявляются имена преподавателей, ведущих эти кружки. Студенты активно участвуют в научных конференциях где выступают с докладами и приобретают опыт ведения дискуссий. Еще одной формой работы на 3 ступени обучения являются факультативные курсы, которые студенты посещают с большой охотой. Эти курсы организованы в соответствии с интересами, преобладающими у студентов старших курсов и помогают при разработке дипломных работ и занятиях в кружках. Полезной формой более глубокого привлечения студентов к проблемам архитектуры и строительства являются научные семинары, проводимые по темам, представляющие интерес для особо хорошо успевающих студентов. Наиболее активными при проведении факультативных курсов и научных семинаров являются преподаватели спец кафедр, остальные кафедры предпочитают экспериментальные работы со студентами, проявляющими интерес к архитектуре. Новой формой работы со студентами 3 ступени обучения является также участие их в качестве равноправных партнеров в работах по договорам по прикладным направлениям факультета.
В заключении необходимо отметить, что, основываясь на связи высшей школы с одной стороны с системой среднего образования, а с другой стороны с практикой на 3 ступени обучения, последипломное повышение квалификации аспирантура и другие формы, мы стремимся создать новую модель непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.
Литература:
- Гальперин П.Я Модульные концепции обучения и их эффективность в развитии интеллекта студентов.
- Михаель Форбек. Европейская политика образования- утопия или реальность
- Сиротский В. Е. Жизнь ученого и судьба науки.