Проведен анализ 100 историй болезни случаев травматических повреждений у детей с 12 до 18 лет, пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП), находившихся на лечении в Республиканском научном центра экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП). Изучалась частота, особенность травматических повреждений и механизм их развития. Проведённый анализ показал, что у детей, находившихся в салоне автомобиля в момент ДТП, превалировала изолированная черепно-мозговая травма, а у детей, получивших травматические повреждения в результате наезда транспортного средства, характерными травматическими повреждениями являлись сочетания повреждений головы, конечностей и травматические повреждения внутренних органов.
В настоящее время дорожно-транспортный травматизм является глобальной проблемой. Несмотря на предпринимаемые усилия, в целом в мире не отмечается снижение частоты ДТП [1, 8]. Это происходит вследствие значительного роста контингента владельцев автотранспорта и увеличения потребности в нем на фоне отставания в разработке качественной дорожной инфраструктуры, увеличения народонаселения (особенно в крупных городах) и его растущих нужд. По примерным подсчетам на основании статистических данных, передаваемых странами-членами ВОЗ, летальность при ДТП достигает до 1,2 млн ежегодно, а телесные повреждения в результате ДТП получают около 50 млн, что равно численности населения нескольких крупных мегаполисов или даже небольших стран [1, 6, 8].
Детский травматизм является составной частью общей проблемы дорожно-транспортного травматизма и дорожной безопасности [3, 5]. Гибель детей для общества и государства имеет не только гуманитарное, но и политическое значение, так как влияет на показатель детской смертности в целом, который отражает уровень развития и благосостояния страны [4]. Обстоятельства и механизмы возникновения травм у детей вследствие ДТП весьма разнообразны, спектр поражения органов и систем велик [2, 7]. Прогноз состояния детей зависит от быстроты и своевременности принятых мер. Однако, определение тяжести состояния больных и ранняя диагностика обширности повреждений часто затрудняют работу медицинского персонала, особенно на до госпитальном и раннем госпитальном этапах оказания медицинской помощи.
Цель: определение зависимости характера травмы у детей от механизма повреждения при ДТП.
Материал иметоды. Проведен анализ 100 историй болезни случаев травматических повреждений у детей с 12 до 18 лет, пострадавших вследствие ДТП, находившихся на лечении в РНЦЭМП.
Согласно характеру обстоятельств получения травмы обследованные дети были подразделены на следующие группы: 1-ю группу составили — 24 пострадавших, находившиеся в салоне автомобиля в момент ДТП, из них 21 ребенок — «дети-пассажиры» и 3 подростка — «дети за рулём»; 2-ю группу составили 76 детей, получивших травму в результате наезда автомобиля – «дети-пешеходы».
Оценка особенностей повреждений проводилась по следующим критериям:
1) локализация и обширность повреждений,
2) тяжесть состояния ребенка в зависимости от повреждения систем организма.
Результаты исследования: впервой группе выявлена следующая локализация повреждений: в области головы — у 24 детей (100 %), в верхних конечностях — 1 (4,1 %), в нижних конечностях — 4 (16,6 %), повреждения костей носа у 5 (20,8 %) детей.
Во второй группе: травма головы наблюдалась у 71 (93,4 %); травма верхних конечностей — 7 (9,2 %); нижних конечностей — у 19 (25 %); повреждения позвоночника — у 4 (5,3 %); таза — 6 (7,8 %); повреждения костей носа у 7 (9,2 %) детей.
На основании проведённого анализа первой группы пострадавших детей отмечалось: повреждение одного сегмента тела в 14 случаях (58,3 %), двух сегментов — в 9 (37,5 %), трех сегментов в — 1 (4,2 %) случае.
Во второй группе отмечалось: повреждение одного сегмента тела — у 10 детей (13,2 %), двух сегментов — у 39 детей (51,3 %), трех сегментов — у 18 детей (23,7 %), четырех сегментов — у 9 детей (11,8 %) детей.
Дети, сбитые автомобилем, получали наиболее обширные повреждения (рис. 1).
Анализ структуры повреждений первой группы показал: изолированная костная травма составила — 4,2 % (1 ребёнок), изолированная черепно-мозговая травма (ЧМТ) — 60 % (12 детей), ЧМТ + костная травма — 37,5 % (9 детей), костная травма + ЧМТ + травматическое повреждение внутренних органов — 8,3 % (2 детей). В целом соотношение изолированных повреждений к сочетанным составило 1,18: 1.
В свою очередь структуру повреждений второй группы составили: изолированная костная травма — 9,2 % (9 пострадавших), изолированная ЧМТ — 6,6 % (5 пострадавших), ЧМТ + костная травма — 68,4 % (52 пострадавших), ЧМТ + костная травма + травма внутренних органов — 15,8 % (12 детей).
Рис. 1. Распределение больных по обширности повреждений (%)
Соотношение изолированной травмы к сочетанной составило 1:5,3 (рис. 2).
Рис. 2. Распределение детей по характеру травмы (%)
Для оценки тяжести травмы все разновидности повреждений были разделены по степени тяжести в зависимости от их значимости и опасности развития травматического шока, выраженности функциональных нарушений, кровотечения, инфекционных, неврологических осложнений или их выраженности, необходимости проведения экстренных и реконструктивных оперативных вмешательств.
По тяжести костной травмы выделены 4 степени [7]: I — переломы, не приводящие к нарушению функционирования органов тела, к ним относились переломы без смещения костных отломков и компрессионные переломы; II — переломы, приводящие к нарушению функционирования органов тела, к ним относились переломы со смещением, оскольчатые переломы, переломы позвонков, единичные переломы костей таза без смещения, переломы бедренной и большеберцовой кости, которые сопровождались массивным кровотечением; III — переломы, приводящие к серьезному нарушению функционирования органов тела, к ним относились оскольчатые переломы, осложненные, открытые, с повреждением сустава, множественные переломы таза с разрывами лонного симфиза; IV — переломы, приводящие к критическому нарушению функционирования органов тела, к ним относились особо тяжелые множественные переломы.
В соответствии с выше изложенным, структура костной травмы в первой группе была следующей: I степень тяжести — 14 (58,3 %) пациентов; II степень тяжести — 9 (37,5 %) детей; III степень тяжести — 1 (4,2 %) детей; IV степень тяжести не выявлена (рис. 3).
Рис. 3. Структура тяжести костной травмы
Во второй группе: костная травма I степени тяжести — 10 (13,2 %) детей; костная травма II степени тяжести — 39 (51,3 %) детей; костная травма III степени тяжести — 18 (23,7 %) пациентов; костная травма IV степени тяжести — 9 (11,8 %) детей.
Выводы:
1) У детей, находившихся в салоне автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия, в большей степени превалировала черепно-мозговая травма, относительно травматических повреждений других органов и систем, в свою очередь у детей, получивших травматические повреждения в результате наезда транспортного средства (автомобилем), характерными травматическими повреждениями являлись сочетанные повреждения головы, конечностей и травматические повреждения внутренних органов.
2) Данные результаты исследований указывают на наибольшую тяжесть повреждений у детей, находившихся вне салона транспортного средства относительно детей, получивших повреждения в салоне автомобиля на момент ДТП.
Литература:
- Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк развития 2004; 257.
- Дамье Н. Г. Основы травматологии детского возраста М.: Медгиз, 1960.
- Дешам Ж. П. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: под ред. Европейское региональное бюро ВОЗ, 1991. 75.
- Кешишян Р. А. Детский дорожно-транспортный травматизм (проблемы и пути решения); Журнал «Вопросы современной педиатрии». Выпуск 2009;4 (8): 18
- Кирьянова В. Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: М.: Третий Рим, 2008; 160.
- Теодоридис К. А. О состоянии дорожной безопасности в странах. Европейского союза вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. 1998; 3: 48–53.
- Турковский В. Б., Рузанов И. С., Лукьянов В. Ю. Характеристика травматических повреждений, полученных в ходе дорожно-транспортных происшествий у детей. Саратовский научно-медицинский журнал 2007; 2 (16): 18
- Peden M., Krug E., Mohan D. etal. A 5-year WHO strategy for traffic injury prevention. Geneva: WHO, 2001. 23.