В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.
Ключевые слова: миграция, политика, международные отношения, Россия, Вьетнам
До и после распада СССР вьетнамские граждане всегда остаются одной из наиболее крупных этнически «инородных» диаспор в России. После украинских событий 2014–2015 гг. и роста напряженности между Россией и Западом существенно активизировался «азиатский вектор» внешней политики России — более усилились стремления в сторону стран Юго-Восточной Азии, в т. ч. и Вьетнама. За 2012 г. по данным Росстата число мигрантов, прибывших в Россию, составило 417681 чел., немалая часть из которых прибыла непосредственно из Вьетнама [3, с. 105]. По данным МВД России за январь — март 2017 г. в России насчитывается около 63179 вьетнамских иммигрантов [7].
С правовой точки зрения основными факторами, привлекающими вьетнамских иммигрантов в Россию, являются:
– во-первых, стабильная правовая база. Рассматривая историю вопроса миграции из Вьетнама в России, необходимо отметить, что дипломатические отношения между СССР и Вьетнамом установлены 30 января 1950 г. Договорно-правовая база насчитывает более восьмидесяти межгосударственных договоров, межправительственных соглашений и протоколов, заключенных после 1991 г. [8];
– во-вторых, эффективная помощь Посольства Вьетнама в Москве и генеральных консульств Вьетнама во Владивостоке и Екатеринбурге создаёт благодатную почву для адаптации, трудоустройства и защиты вьетнамских иммигрантов;
– в-третьих, диаспора вьетнамцев, проживающих в России, выступает на сегодняшний момент мощным инструментом защиты прав иммигрантов, решает вопросы, проблемы, возникающие у вьетнамских граждан [4, с. 48].
Для координации работы и осуществления контроля за въездом и направлением вьетнамских граждан для трудоустройства на предприятиях в РФ между Россией и Вьетнамом в октябре 2008 г. заключено Соглашение о временной трудовой деятельности вьетнамских граждан [1]. Данное соглашение сделало важный шаг в сторону легализации многочисленной категории вьетнамских недокументированных иммигрантов в России. Оно признало законность пребывания граждан Вьетнама, прибывших в Россию по соглашению от 2 апреля 1981 г., при условии их регистрации в Посольстве Вьетнама и получения разрешения на работу в РФ. Важной частью соглашения является предоставление вьетнамским гражданам самостоятельности в поиске работы и трудоустройстве на территории России (ст. 2 протокола к Соглашению). Однако к числу недостатков документа справедливо относят отсутствие в нём списка конкретных регионов, отраслей и численности трудовых иммигрантов из Вьетнама, необходимых экономике России [9, с. 66–67].
Из данных Росстата по международной миграции РФ с 2011 по 2015 гг. [11], обобщённых в рис. 1, можно сделать вывод о том, что самый высокий прирост вьетнамских иммигрантов в России наблюдается в городской местности, а более низкий, наоборот, — в сельской. Очевидно, что в городах для иммигрантов открываются куда большие перспективы для трудоустройства. Однако обращает на себя внимание и то, что с 2011 по 2014 гг. миграционные потоки из Вьетнама шли на спад. Только с 2015 г. данная ситуация начала выправляться в обратную сторону.
Рис. 1. Миграционный прирост вьетнамских граждан в РФ
Позитивным надо признать и то, что с 1 января 2015 г. иностранные граждане, прибывшие в Россию в порядке, не требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность на основании патента. Это исключительный шаг в области разработки дифференцированных механизмов привлечения иностранной рабочей силы, востребованной РФ.
В то же время все категории иностранных граждан за исключением высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на временное пребывание, вид на жительство, разрешение на работу или патент, предоставляют документарное подтверждение знания русского языка, истории России и основ законодательства РФ [5, с. 6]. Такое требование имеет важное значение для вьетнамской иммигрантов, т. к. преобладающее среди них число вьетнамских граждан, пребывающих для трудоустройства в Россию, являются неквалифицированными специалистами — работниками сферы обслуживания. У них отмечается недостаточный уровень владения «коммуникативным» русским языком, отсутствие правовых знаний, что приводит к бессознательному нарушению законодательства, административным штрафам за совершение правонарушений по линии миграционного контроля. В 2015 г. Вьетнам занял 4-е место среди иностранных государств с наибольшим количеством граждан, выдворенных с территории РФ: количество выдворенных составило 8939 чел. [5, с. 37] Например, по данным дела № 2–1533/11 Королёвского городского суда Московской области, 4 апреля 2011 г. власти решили поместить гражданина Республики Вьетнам, Нгуена Дунг Су, в ФГУ ФМС России «Учебно-методический и реадмиссионный центр «Болшево» сроком на 90 суток, т. е. с 5 апреля по 3 июля 2011 г., из-за факта нарушения им режима пребывания в России, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении срока временного пребывания.
В административном порядке за пределы России с начала 2016 г. выдворено уже 113140 иностранных граждан. Однако существуют пробелы и в законодательстве, в котором без должного внимания остаются сроки безвизового пребывания на территории РФ [6, с. 1038]. Из 12,4 миллиона иммигрантов, находящихся сегодня в РФ, по данным ФМС России 60 % нелегалы [10].
Вне всякого сомнения, незаконная миграция представляет значительную угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности и способствует осложнению криминогенной обстановки на территориях государств России и Вьетнама. По вопросу предотвращения незаконной миграции Россия и Вьетнам создали правовую основу для двустороннего сотрудничества государств в борьбе с незаконной миграцией — межправительственное соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией [2].
Для России Вьетнам остаётся традиционным партнёром в области человеческого капитала, рабочей силы и налицо тенденция увеличения потока миграции из этой юго-восточной страны. Однако в таких отношениях также остаются существенными недостатки, которые необходимо разрешать на межгосударственном уровне, чтобы гарантировать соблюдение миграционного законодательства, обеспечить национальную безопасность и экономическую стабильность России. Делу укрепления дружественных взаимоотношений между Россией и Вьетнамом по вопросам в т. ч. политики в отношении вьетнамских мигрантов не повредит и обновление межправительственной и межведомственной договорной базы, которая в большей своей части устарела. При этом представляется важным призыв к учёту количественных и качественных особенностей данных иммиграционных потоков в отдельных отраслях экономики и социальной сферы, включая образование.
Литература:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации от 27 октября 2008 г. // Собрание законодательство РФ. — 2014. — № 14. — Ст. 1564.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о реадмиссии от 27 октября 2008 г. // Бюллетень международных договоров. 2009. № 11. С. 47–53.
- Балтуева С. В. Адаптация мигрантов к социокультурным условиям как технология социальной работы // Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура: Монография [В 6-ти кн.]. — Книга 3. — Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2011. — С. 102–110.
- Динь Ха Ми. Особенности Вьетнамской диаспоры в России // Общество: социология, психология, педагогика. — 2015. — № 6. — С. 48–52.
- Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год / Федеральная миграционная служба. — М., 2016. — 98 с.
- Кобылинская С. В., Усенко А. С. Современная миграционная политика России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2014. — № 9. — С. 1037–1052.
- Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — март 2017 года с распределением по регионам // Сайт МВД России: [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/10097217 (дата обращения: 26 мая 2017 г.).
- Российско-вьетнамские отношения // Сайт Посольства Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам: [Электронный ресурс], URL: http://vietnam.mid.ru/rossijsko-v-etnamskie-otnosenia/ (дата обращения: 26 мая 2017 г.).
- Рязанцев С., Письменная Е. Вьетнамские мигранты на российском рынке труда /// Журнал «Служба занятости». — 2016. — № 3. — С. 66–69.
- Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — апрель 2017 года // Сайт МВД России: [Электронный ресурс]. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1047785 (дата обращения: 28 мая 2017 г.).
- Численность и миграция населения Российской Федерации в 2015 году: Статистический бюллетень / Росстат. — М., 2016. — 152 с.