В данной статье обсуждаются отношения студентов-медиков 1 курса к физической культуре и здоровому образу жизни. Проведенный анализ позволил выявить недостаточность возможностей социального воздействия на студентов, которое бы помогло в становлении здорового образа жизни и физической подготовленности студентов.
Современное обучение в медицинском вузе предъявляет высокие требования к студентам, в том числе к состоянию их здоровья. Повышение рейтинга здоровья в системе ценностей студентов медицинского вуза, обучение оценке качества и количества здоровья, технологиям его обеспечения, включая собственное здоровье, является необходимым условием успешности их профессиональной социализации. При этом приобщение к здоровому образу жизни как внутренней потребности должно осуществляться в условиях продолжающегося ухудшения показателей здоровья россиян и массового распространения нездорового образа жизни среди населения. Последнее также распространяется и на медицинских работников (в том числе студентов -медиков), которые, несмотря на свою профессиональную деятельность в области охраны здоровья граждан, мало уделяют времени и усилий на сохранение собственного здоровья, а за последние 8–10 лет среди молодёжи практически не отмечается положительных сдвигов в психологических установках и поведении в сторону оздоровления своего образа жизни. [1]
Врачу больше, чем кому-либо, необходимо знать о физической культуре и её средствах. Таким образом, направленность мотиваций к занятиям оздоровлением и физической культурой будущих врачей имеют огромное значение в деле воспроизводства здоровья нации. Одной из главных задач в подготовке медицинских специалистов является развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов, которое должно осуществляться на основе учёта их желаний и склонностей, усиления социально значимой мотивации интереса самого студента. [2]
Физическая культура, как культура в целом, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем физически-духовном единстве. Ситуация усложняется тем, что современная культура предоставляет человеку несколько источников информации — эстетический, антропометрический, масс-медийный, обыденный [4].
Каждый человек по-разному относится ко своему здоровью, это отношение складывается из объективных обстоятельств, а также субъективных причин и выражается в наших поступках, действиях, различных суждениях о состоянии своего здоровья и здоровом образе жизни, что влияет на физическое и психическое благополучие.
Вместе с тем, самооценка психического и физического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, поскольку обнаружена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья, выявленная в результате различных исследовательских процедур. Актуальность формирования мотивации на ведение здорового образа жизни в процессе обучения в медицинском вузе подчёркивает то, что чем раньше формируется конкретное диспозиционное поведение, тем эта позиция оказывается стабильнее в последующей жизни [3].
Целью данного исследования является сравнительный анализ проблемы отношения студентов к занятиям физической культурой, к своему здоровью, а также оценки качества и частоты посещаемости занятий. Здоровье современной молодежи играет большую роль для развития всего общества в целом, в сохранении здорового будущего нации, поэтому формирование здорового образа жизни, развитие физической подготовленности студентов имеет приоритетное значение.
Нами было проведено социологическое исследование в 2017 году на кафедре физической культуры Оренбургского государственного медицинского университета. Для проведения данного исследования был выбран лечебный факультет, непосредственно студенты 1 курса, количестве 100 человек. Им была предложена специально разработанная анкета, в которой респондентам задавались вопросы для оценки качества проведения занятий физической культурой, а также оценки своего здоровья. Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы.
Каждый человек должен определить место физической культуры в своей жизни и понимать, что она для него значит. Отвечая на вопрос «Чем для Вас является «Физическая культура?»» 81.9 % студентов ответили, что — это путь к здоровью и сохранению хорошей фигуры, 9,6 % — что физическое воспитание — это мой образ жизни, всего лишь 1,1 % хотят связать физическую подготовку с будущей деятельностью и 7,4 % выбрали вариант «другое».
На вопрос «занимаетесь ли Вы в какой–нибудь спортивной секции?» 86,3 % ответили нет, а 13,7 % регулярно посещают секции.
На следующий вопрос «Ходите ли Вы на физическую культуру?» 74 % респондентов ходят регулярно,10,4 % ходят по мере возможности, а 15,6 % не посещают занятия. Также на вопрос «все ли Вас устраивает на занятиях?» 52,6 % ответили, что их все устраивает, 42,1 % — не всегда довольны занятиями, 16.8 % считают, что занятия не организованны преподавателями, и нет разницы между спецгруппой и основной группой.
Данные свидетельствуют, что 53,2 % студентов желают заниматься физкультурой 2–4 часа в неделю, что соответствует учебной программе, по которой предполагаются 2-х часовые занятия в неделю по дисциплине «физическая культура». 23 % респондентов хотят заниматься менее 2-х часов в неделю, а 23,8 % считают, что заниматься необходимо по 6–8 часов в неделю.
Мы хотели узнать, как студенты отзываются о состоянии своего здоровья, ведь оно является одним из главных составляющих жизни человека, поэтому мы предложили оценить свое здоровье по пятибальной шкале. 65,2 % студентов отмечают высокий уровень оценки здоровья, 32,6 % — средний уровень, 2,1 % — низкий уровень.
Каждый третий студент регулярно проходит амбулаторные профилактические осмотры. Также регулярно наблюдается у врачей и соблюдает рекомендации по приему лекарств и витаминов.
На вопрос «Предполагаете ли Вы, что достаточно делаете для своего здоровья?» были получены следующие ответы. 15 % опрошенных выполняют достаточное количество оздоровительных мероприятий: занимаются физической культурой, проводят профилактические мероприятия по предупреждению болезней, стремятся не иметь вредных привычек (таких как курение, употребления алкоголя), обеспечивают себя здоровым питанием, следят за приемом лекарств и регулярно проходят плановые медицинские осмотры. 63 % считают, что недостаточно делают для поддержания собственного здоровья, 22 % затруднились с выбором ответа.
Анализ данных о распорядке дня выявил следующие результаты. Всего 23 % опрошенных придерживаются его выполнения, а 70 % не могут составить личный план своего дня.
Каждый человек по-своему понимает понятие «здоровый образ жизни», и каждый выбирает свой путь к здоровью. В следующем вопросе студент должен был выбрать что для него означает здоровый образ жизни. Для 43,2 % — это занятие спортом, физической культурой ежедневно, для 40 % — не пить, не курить, а 16,8 % считают, что основой является полноценное питание.
На поставленный вопрос «Выберите утверждение, которое наиболее соответствует Вашему обычному самочувствию на занятиях физической культурой», к сожалению 48,9 % отметили, что им свойственна усталость, безразличие, напряжение; 39,4 % выбрали приподнятое настроение и 11,7 % — радость и вдохновение.
Мнение студентов — это важная составляющая в организации учебной деятельности в институте. И отвечая на вопрос «что, по вашему мнению, учебное заведение должно делать для сохранения и укрепления здоровья студентов?»: 66 % отметили организацию правильного питания, 25,5 % — организацию поездок на природу, 8,5 % — увеличений количества различных спортивных cсоревнований.
Последним вопросом нашего анкетирования был «Физическая культура и спорт для меня — это?»: 41,9 % считают, что это единственный способ быть в форме, для 35,5 % — это редкие занятия, как правило по принуждению, а для остальных 22,6 % — это путь к самореализации.
Подведя итог по социологическому исследованию, можно сделать следующие выводы:
- Малое количество студентов 1 курса уделяет внимание на улучшение собственного физического развития.
- Невысок процент студентов, которые относятся к физической культуре отрицательно, либо не хотят ею заниматься вообще.
- В институте недостаточно стимулов к занятиям физической культуры, необходимо создать благоприятные условия, сформировать необходимые методы и условия в системе образования.
Таким образом, можно сказать, что представление о здоровье как благополучии у студентов лежит на стадии становления. Необходимо агитировать студентов к занятиям и непосредственно здоровому образу жизни, научить студентов трудиться, самореализоваться, подготовить к самостоятельной жизни, прививать навыки средств использования физической культуры, а также знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности.
Физическая культура является неотъемлемой частью учебного процесса. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Всем известно, что здоровый образ жизни не складывается только из правильного питания и сна, организму необходима физическая нагрузка.
Литература:
1. Вершинин Е. Г. Мотивация ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов медицинского вуза: дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук.- Волгоград, 2003.- С. 3.
2. Ушакова И. А. Мотивации к занятиям физической культурой российских и зарубежных студентов-медиков / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков, Н. В. Замятина // Вестник ВолгГМУ. — 2011. — № 1(37).- С. 28–30.
3. Журавлёва И. В. Поведенческие факторы здоровья подростков //Социология медицины. — 2002. — № 1. — С. 32–47.
4. Власова Ж. Н., Сергеев Д. В. Формирование идеального образа физического развития в российской культуре: учеб. пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2008. 87 с.