С изменением статуса дошкольного образования в системе общего образования государство стало предъявлять к нему новые требования. Главное из них — это развитие. При этом сегодня само понятие «развитие» тесно сплетается идеей инновации.
Инновация— это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Создание вектора инновации обусловливает разработку критериальной матрицы, включающей в себя такие критерии, которые позволили бы оценить эффективность той или иной инновации. Учитывая уже сложившуюся исследовательскую модель в области педагогики, представляется возможным обозначить следующий ряд критериев педагогических новаций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения в массовом опыте.
Наиболее релевантным критерием инновации является новизна, которая равно соотносится как с оценкой научно-педагогических студий, так и с последними достижениями педагогической рефлексии и праксиса. Именно исходя из этого, педагогу, имеющему желание встроить инновационный процесс в свою профессиональную практику, необычайно важно изучить конкретную сущность предлагаемой новации, определить, какой именно здесь уровень новизны. Однако, при такой критериальной матрице начинают играть определяющую роль именно личностные качества педагога: кому-то это покажется действительно новым, другому оно таковым не покажется. Поэтому при включении педагогов в инновационную деятельность необходимо опираться на следующие принципы: добровольность, учёт личностных, индивидуально-психологических характеристик. Инновации представляется возможным условно разделить на уровни: абсолютные, локально-абсолютные, условные, субъективные, последние отличались бы уровнем известности и областью применения (М. С. Бургин).
Использование такого критерия как оптимальность и внедрение его в критериальную матрицу оценки эффективности педагогических инноваций позволит соотнести затраченные учителями и учащимися усилия и средства с достигнутыми ими результатами. Не секрет, что разные педагоги обладают разными характеристиками труда, и при всей разности начальных условий и личных усилий, а также усилий учащихся, они могут получать одинаково высокие результаты. Судить об оптимальности педагогических инноваций мы можем за счёт сопоставления прикладываемых усилий и достигаемых результатов — чем менее интенсивны в физическом, ментальном и временном плане первые и при этом выше вторые, тем большей оптимальностью обладает инновация.
Следующий наиболее значимый критерий — результативность. Она предполагает устойчивый характер результатов педагогов. Результат при этом мыслится как обладающий принципиальной измеримостью, эмпирической наблюдаемостью, изначально подверженным фиксации, а также не допускающим множественную интерпретацию — то есть, однозначным. Именно поэтому результативность является важнейшим критерием при определении релевантности новых приемов и способов обучения и воспитания.
Ещё одним критерием педагогической инновации является принципиальная массовость, возможная тиражируемость инновации (конечно же, с неизбежными творческими трансформациями). На самом деле, по нашему мнению, в случае, если новация остаётся ограниченной в своём использовании специфическими факторами, необходимостью использования сложных приборов, спецификой обучения, особенностями личной педагогической деятельности и т. д., то на наш взгляд, данная новация не является ценной педагогической инновацией и не может рассматриваться как возможность улучшить, оптимизировать образовательный процесс в целом. Напротив же, если новшество показывает свою состоятельность в практической деятельности педагогов и воспитателей, то, разумеется, после апробации и демонстрации эффективности, оно должно быть тиражируемо и рекомендовано к повсеместному использованию.
Понимание указанной критериальной матрицы, а также умение применять её в личной педагогической деятельности для определения эффективности инновации открывает новые перспективы для педагогического творчества.
Изучение источников, посвященных данной проблеме, а также практики внедрения инноваций демонстрирует слабый рост, а в некоторых случаях даже стагнацию в сфере использования педагогических инноваций деятельности педагога. Такой слабой применимости инноваций представляется возможным отыскать две причины. Во-первых, использование инноваций никак не отражается в чек-листах профессиональных проверок, а также зачастую не выступает критерием при внутренней оценке деятельности педагога. Во-вторых, оказалось, что до сих пор внедрение инноваций тормозится банальной технической неподготовленностью, а также неготовностью многих педагогов понять важность оптимизации образовательного процесса. Таким образом, эти две причины можно условно обозначить как «вертикальную» (организационную) и «горизонтальную» (личностную).
Однако, именно понимание содержания новаций, владение методами оценки их эффективности, а также методиками их применения открывают перед отдельным педагогами всей организацией возможность грамотного управления и прогнозирования образовательного процесса, и, как следствие, оптимизации усилий для получения как можно более качественного результата, что не только отразится на формальных показателях учреждения, но и окажется неоценимым вкладом в образовательный багаж обучающихся. Именно подчёркнуто формальное отношение, упор на официальные постановления часто приводит к неэффективному использованию инноваций, которые потом очень скоро стираются из практики заведения.
Поэтому важным этапом инновационного процесса сегодня представляется формирование так называемой инновационной среды в образовательных учреждениях. Под инновационной средой мы понимаем общий психологический климат, индивидуализирующую среду, которая обеспечивалась бы целой совокупностью мероприятий организационного, методического, психологического характера. Невозможность сиюминутного создания такого климата «инновационности» обусловливается неготовностью педагогов, отсутствием информации инновационного характера, представленностью педагогов в этом вопросе самим себе. Поэтому не менее важным оказывается создание инновационного климата внутри педагогического коллектива, предотвращающего стереотипизацию педагогического творческого мышления.
Педагогические инновации стали очень важной частью функционирования любой дошкольной образовательной организации. Инновации реализуются посредством различных форм, одной из которых является инновационный образовательный проект.
Инновационный образовательный проект – это система целевых установок и программ по их достижению, включающих научно-исследовательские, технологические, организационные, финансовые и иные мероприятия, обеспечивающие эффективное решение конкретной задачи (проблемы) в области образования и приводящие к инновации (новшеству).
Инновационный проект может быть направлен на изменения в следующих сферах:
− в управлении ДОО, ее структуре,
− в обучении и воспитании,
− в подготовке кадров.
Инновации в управлении разнообразны. Они могут касаться как самой модели управления дошкольной образовательной организации, так и ее структурных компонентов.
Структура управления — система очень консервативная и малое количество управленцев готовы к ее изменению. В последние годы инновациями в данной сфере считается введение новых моделей управления. Появление советов ДОО, в которые входят представители родителей воспитанников детского сада и педагогов. В полномочия-таки советов входит: принятие ООП ДОО; обсуждение и решение вопросов развития ДОО; обеспечение необходимой материально-технической базы учреждения для реализации образовательного процесса, обсуждение и принятие решения об использовании денежных средств и иной материальной собственности детского сада. Анализируя полномочия данного совета, мы можем сделать вывод о том, что он принимает непосредственное участие в управлении наряду с заведующим.
Организация различных творческих групп по проблемам или советов педагогов это еще одна область инноваций в управлении ДОО. Творческая группа — это добровольное объединение педагогов, организованное для успешного решения образовательных, педагогических, развивающих и воспитательных задач, стоящих перед ДОО. Они организуются для разработки и реализации различных проектов и программ в условиях образовательного процесса в соответствии с задачами ФГОС.
Инновации в обучении и воспитании очень разнообразны. Они охватывают различные аспекты. Они могут затрагивать структуру образовательного процесса (новые методы организации занятий или совместной и самостоятельной деятельности детей; новые системы оценивания достижения дошкольниками результата деятельности и тд). Кроме того это могут быть совершенно новые методики развития ребенка, методики обучения детей счету и т. д.
Для реализации инноваций в дошкольной образовательной организации требуются компетентные педагоги. Подготовка таких педагогов — это тоже инновация. К ним можно отнести: тьюторство; программы переподготовки кадров, нацеленные на повышение компетентности педагогов; дистанционное обучение на базе педагогических вузов; новые технологии и методики обучения.
Однако, не стоит забывать, что введение инноваций в образовательный процесс — не одностороннее явление, а комплексное, охватывающее как образовательные учреждения, так и саму семью — важнейшую среду воспитания. Таким образом, хоть официально мы и отделяем обучение от воспитания, на наш взгляд, феномен образования имеет сложную природу, включающую эти два понятия. Поэтому важным становится также помимо учебных ситуаций ещё и внутрисемейный климат.
Литература:
- Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. — 2008. — № 2. — С. 9–14.
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — Кн. 1. – 174 с.
- Сахарова В. И. От традиционного обучения к современным образовательным технологиям // Мир образования — образование в мире. — 2008. — № 3. — С. 223–230.
- Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин. — М.: Магистр, 1997. — 223 с.
- Хомерики О. Г. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. — М., 1994.
- Чеха В. В. Создание инновационной инфраструктуры в образовательном учреждении // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2010. — № 11. — С. 39–42.