Фрэнк Ллойд Райт, выдающийся американский архитектор первой половины XX века, оказал колоссальное влияние на формирование стиля американской архитектуры своего времени. Является основоположником «органической архитектуры», он представляет будущее архитектуры в гармонии с окружающим миром, призывает отбросить нарочитость выделенных частей строений. Здание представляется его пониманию как гармоничное развитие естественного ландшафта, формы которого происходят из природы и представляют собой эволюционные процессы.
В течение нескольких лет Райт работал в Японии, где увлекся изучением традиционной японской архитектуры, которое, в будущем оказало значительное влияние на творчество архитектора.
Японский дизайн характеризует исключительно высокий эстетический уровень, а также органичное соединение национальных традиций с передовыми техническими и художественными достижениями человечества. «Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм» [3.158]. Данной идеей был вдохновлен Райт, в действительности, она стала основой близкой к современному художественному движению.
В островной вулканической стране, коей является Япония, с радикальной экономией земли, которая возведена в абсолют, все творческие силы человека были сосредоточенны на эффективное устройство жизнедеятельности. «В условиях даже ремесленного производства японская архитектура при всей своей высокой эстетичности была типовой, модульной, предельно функциональной и конструктивной» [3.158]. Предметы быта: такие как посуда: всегда были комбинируемыми и складируемыми, японский иероглиф, отвечающий нашему представлению «мебель», в более чистом смысле переводится как, орудие, инструмент, сопутствующее человеку всю жизнь.
Японская концепция дизайна предусматривает проектирование, идущее не от художественного образа к человеку, а от человека к художественному образу, данная идея является основой идеи конструктивизма.
В японской культуре никогда не было расчленения на материальные и духовные виды искусств, мир всегда олицетворялся пластически целостным. «Традиционная японская архитектура, парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялись с тем завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине совершенным» [3.164].
Подобно японским архитектурным традициям художественные формы построек Райта просты и лаконичны, данный прием особенно выразительно воплощен в «юсоновском» периоде творчества архитектора. Для заказчиков среднего класса Райт в этот временной промежуток разрабатывает дома более доступной стоимости. Сам называет их «североамериканскими», от аббревиатуры U. S. O. N. A. (Unites States of Nothern America). Компактные, технологичные и экономичные, «юсоновские» дома совершенствовали принципы японского дизайна. Широкие крыши домов, заимствованные из восточных храмов, парили над стенами за счет использования узких ленточных окон под основанием потолка. Дома, подобно японским, проектировались в значительной степени одноэтажными, L-образной формы в плане, что представляло им вписываться в участки непростой формы. Каркасная конструкция домов, заимствованная у японцев, позволила удешевить строительство.
Также Райт активно применял комбинаторный метод в проектировании, который так же характерен для японской национальной архитектуры, он квалифицируется комбинированием типизированных стандартных элементов (модулей) при создании целостной формы. На примере работ архитектора этот метод можно проследить в большинстве созданных им архитектурных форм, образцом, в частности, является знаменитый проект Райта «Дом над водопадом» имеющий славу истинного эталона и своего рода витрины органической архитектуры, члены Американского института архитекторов назвали его «лучшим и непревзойдённым произведением национальной архитектуры». Модулем является, как и в большинстве зданий автора, равно как и в традиционной жилой японской архитектуре, простая геометрическая форма — это прямоугольник, комбинируя ее, автор создает композицию архитектурной формы. Данный метод проектирования, благодаря вариативности, обеспечивает большую свободу для гармоничного взаимодействия с природной средой, позволяет органично вписывать здания в ландшафт, подчеркивая красоту местности, не нарушая общее восприятие.
В интерьерах архитектора прослеживается восточное влияние на примере зонирования с помощью напольной пластической и материальной структуры — современное постижение японской архитектурной традиции. Учитывая пространственное единство японского интерьера с его раздвижными стенами, делимостью помещений, как правило, нарочито выделяется уровнем пола, он поднимается от уровня земли к открытой террасе, с террасы в жилое помещение. Так же внутри жилых комнат уровнем пола зачастую выделяются ниши. Интерьерам проектируемых им домов Райт посвящал отдельное внимание, созидая мебель сам и стремясь к тому, чтобы каждый компонент являлся осмысленным и органично включался в создаваемую им органичную функциональную среду.
В японском доме Райт видел высший образец того, как следует при проектировании вычленять не только ненужное, но в еще большей степени как исключать несущественное. В американском доме он извлек все тривиальное и вносящее путаницу. Архитектор даже сделал больше. В исключительно функциональных компонентах, которые зачастую оставались незамеченными, он открыл прежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколение архитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции.
Ведущим достижением Райта, выделяющим его среди архитекторов современников, стал принцип органичной архитектуры — что означает целостной, являющейся естественной частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована концепция непрерывности архитектурного пространства, сопоставленная артикуляции, нарочитому выделению компонентов в классической архитектуре. Созданный на этой идее способ, так называемого свободного плана, вошел в число приемов, используемых всеми современными течениями в архитектуре.
Литература:
- Гольдштейн, А. Ф. Райт ФранкЛлойд / А. Ф. Гольдштейн. — Москва: Издательство Стройиздат, 1973. — 437 с.
- Иофан, Н. А. Культура древней Японии / Н. А. Иофан. — Москва: Издательство Наука Язык, 1974. — 135 с.
- Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория: Учеб. для вузов / Н. А. Ковешникова. — Москва: Издательство Омега-Л, 2006. — 224 с.
- Райт, Ф. Л. Будущее архитектуры / Ф. Л. Райт. — Москва: Издательство Госстройиздат, 1960. — 248 с.
- Рогон, М. О. современной архитектуре / М.О Рогон. — Москва: Издательство Стройиздат, 1963. — 294 с.
- Румянцева О. В. Государственный музей Востока / О.В Румянцева. — Москва: Издательство Изобр. искусство, 1993. — 224 с.