Интерактивный подход к решению транспортной задачи методом потенциалов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Атаманов, Ю. С. Интерактивный подход к решению транспортной задачи методом потенциалов / Ю. С. Атаманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44165/ (дата обращения: 19.10.2024).



Транспортные задачи составляют класс задач линейного программирования, специфика математической модели которых позволяет применять для их решения наряду с общими методами ЛП специальные методы, значительно сокращающие процесс вычислений.

В данной статье будет представлена обучающая программа, которая была разработана с целью обучить пользователя решать транспортные задачи методом потенциалов. Для дальнейшего прочтения предполагается, что читатель знаком с теорией данного класса задач и имеет навыки их решения.

Данная обучающая программа была разработана в среде разработки Lazarus для ОС семейства Windows с привычным для пользователя графическим интерфейсом. Она включает три основных компонента: теория транспортной задачи, в которой разобран способ её решения методом потенциалов, пошаговое решение одной из трёх задач на выбор пользователем, контрольное тестирование, которое включает 15 вопросов с вариантами ответов.

Постановка Т-задачи задаётся матрицей стоимости перевозок , вектором запаса данного товара на складе и вектором потребности в данном товаре магазина .

Именно такая постановка задачи используется в данной работе.

Теоретическая часть реализована в виде слайдов. В этой же части представлен разобранный пример решения одной из задач такого типа. Предполагается, что после прочтения теории и ознакомления с примером решения пользователь будет в состоянии решать транспортные задачи

Наиболее интересная часть программы — это реализацию пошагового решения задач. Интерактивное обучение данному методу осуществляется с непосредственным взаимодействием пользователя. Пользователь, имеющий навыки в решении транспортных задач методом потенциалов и изучивший теорию по методу, которому посвящена данная статья, может приступать к практическому изучению метода посредством пошагового решения задач. Обучение методу производится с помощью различных способов ввода данных пользователем. Далее, на рисунках 1–5, представлены некоторые примеры реализации

Рис. 1. Проверка условия балансировки

Рис. 2. Составление опорного плана

Рис. 3. Вычисление потенциалов

Рис. 4. Отметка элементов, которые войдут в цикл

Рис. 5. Проверка на оптимальность и определение базисного элемента

Для закрепления навыков разработана третья часть программы: обобщённый тест по данной теме, который состоит из 15 вопросов, в каждом из которых 4 варианта ответа. В тест включены вопросы, как теоретического характера, так и практического. После прохождения будет выведено количество правильных ответов.

Таким образом, в данной статье была описана реализованная обучающая программа, который обучает пользователя решению транспортной задачи методом потенциалов. Данная программа поможет получить теоретические сведения и практические навыки в решении транспортных задач и закрепить изученный материал прохождением теста.

Литература:

  1. Таха Х. А. Введение в исследование операций 6-е издание. Пер. с англ. — Москва: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 912 с.
  2. Зайченко Ю. П. Исследование операций: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.— Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979. 392 с.
  3. Алексеев Е. Р., Чеснокова О. В., Кучер Т. В. Free Pascal и Lazarus: Учебник по программированию / Е. Р. Алексеев, О. В. Чеснокова, Т. В. Кучер — М.: ALT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2010. — 440с.: ил. — (библиотека ALT Linux).
Основные термины (генерируются автоматически): задача, задача методом, класс задач, обучающая программа, пользователь, пошаговое решение задач, решение, транспортная задача.


Похожие статьи

Интерактивный подход к обучению решения задач двойственным симплекс-методом

Комплексный подход к решению проблемы подросткового буллинга

Причинно-следственный подход для анализа безопасности сложных систем

Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения»

Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач

Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера

Анализ эффективности работы системы снабжения мебельного предприятия с помощью коэффициентного метода

Построение фреймовой модели технологических задач сушки хлопка

Опыт применения энергетического подхода к оценке показателей технологических систем

Алгоритмы технической диагностики технологического процесса размола зерна хлопчатника на основе нечеткой логики

Похожие статьи

Интерактивный подход к обучению решения задач двойственным симплекс-методом

Комплексный подход к решению проблемы подросткового буллинга

Причинно-следственный подход для анализа безопасности сложных систем

Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения»

Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач

Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера

Анализ эффективности работы системы снабжения мебельного предприятия с помощью коэффициентного метода

Построение фреймовой модели технологических задач сушки хлопка

Опыт применения энергетического подхода к оценке показателей технологических систем

Алгоритмы технической диагностики технологического процесса размола зерна хлопчатника на основе нечеткой логики

Задать вопрос