Математическое моделирование психофизиологических факторов успешности обучения студентов первого курса медицинского вуза по дисциплине «биофизика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Математическое моделирование психофизиологических факторов успешности обучения студентов первого курса медицинского вуза по дисциплине «биофизика» / Н. И. Колосова, М. А. Лопарёва, Е. Н. Денисов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44175/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема обеспечения качества образования существовала всегда, но лишь в последние годы наметился системный комплексный подход к ее решению [1]. Российские и зарубежные ученые и практики исследуют проблематику качества образования: разрабатывают критерии его оценки, выявляют факторы, обусловливающие высокое качество, изучают вопросы управления качеством образования, его мониторинга и т. д. При определении уровня качества образования первостепенной задачей становится выявление факторов, влияющих на процесс образования, и как следствие на запланированный результат, т. е. на качество подготовленного выпускника.

Применение статистических методов для анализа качества обучения позволяет получить сведения об основных закономерностях процесса обучения в высшем учебном заведении, выявить связь различных компонентов этого процесса между собой, определить факторы, требующие первоочередного внимания [2].

На процесс обучения влияет множество объективных и субъективных факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: экономические, социальные, психофизиологические, факторы, характеризующие организацию процесса обучения. В настоящем исследовании делается попытка анализа и обоснования психофизиологических факторов, влияющих на уровень успеваемости студентов по результатам экзаменационной сессии [3, 5].

Цель: выявить значимые психофизиологические факторы и проанализировать степень их влияния на успеваемость студентов по биофизике на первом курсе медицинского вуза.

Материалы и методы: протестировано 64 студента (49 — жен — 76.6 %, 15 — муж — 23.4 %) первого курса лечебного и медико-профилактического факультета медицинского университета по предмету биофизика. Применялись стандартизированные психодиагностические методики (Г. Айзенка и Ч. Спилбергера) [4], анкетирование, методы психофизиологического исследования (измерение артериального давления и частоты пульса).

Определены: частота пульса, систолическое давление и диастолическое давление, ситуативная тревожность в спокойной обстановке и перед экзаменом; коэффициент интеллекта (IQ), часы подготовки студентов к экзамену.

Полученные данные были обработаны с помощью модуля множественной линейной регрессии программы STATISTICA 6.0 [5].

Результаты и обсуждения: получена математическая модель зависимости балла, полученного за освоение дисциплины (R) от факторов: длительность подготовки (LT), уровень интеллекта (IQ), частота пульса (P), имеющая вид:

Балл за освоение дисциплины складывается из рейтингового балла по дисциплине и балла, полученного на экзамене. Рейтинговый балл рассчитывается исходя из среднего балла за дисциплину по таблице 1.

Таблица 1

Ср. балл по

5-балльн.

системе

Балл по 70-балл. системе

Ср. балл по

5-балльн.

системе

Балл по 70-балл. системе

Ср. балл по

5-балльн.

системе

Балл по 70-балл. системе

5,0

70

4,0

60

3,0

40

4,9

69

3,9

58–59

2,9

38–39

4,8

68

3,8

56–57

2,8

36–37

4,7

67

3,7

54–55

2,7

34–35

4,6

66

3,6

52–53

2,6

32–33

4,5

65

3,5

50–51

2,5

30–31

4,4

64

3,4

48–49

2,4

25–29

4,3

63

3,3

46–47

2,3

20–24

4,2

62

3,2

44–45

2,2

15–19

4,1

61

3,1

41–43

2,1

10–14

2,0

0–9

Экзаменационный балл рассчитывается по таблице 2:

Таблица 2

Оценка по пятибалльной системе

Оценка врейтинговых баллах

«отлично»

15 баллов

«хорошо»

10 баллов

«удовлетворительно»

5 баллов

«неудовлетворительно»

0 баллов

Наибольший коэффициент имеет фактор — длительность подготовки (0.67284).При более детальном анализе длительности подготовки студентов к экзамену в часах получаем следующие результаты. Среднее значение времени подготовки студентов к экзамену равно 49 час (минимум18 часов и максимум 100 часов). Несмотря на то, что параметр Пол не вошёл в уравнение, есть различия в длительности подготовки к экзамену у мужчин и женщин и соответственно в полученном балле. Длительность подготовки к экзамену у мужчин (в среднем — 42 часа), у женщин (в среднем — 51 час). Женщины занимались в среднем на 9 час больше мужчин и их средний балл на 0.49 (15.4 балла) выше, чем у мужчин.

Следующий фактор- IQ (0.12675), оценивающий уровень интеллекта человека относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Мы использовали тест Айзенка, который оценивает не только интеллект, но и потенциала ума.

Последний фактор — частота пульса (0.12541). В спокойной обстановке среднее значение частоты пульса студентов -75 уд./мин. Перед экзаменом частота пульса увеличивается в среднем на 17 уд. /мин, что естественно оказывает влияние на результат экзамена.

Показатель степени субъективного дискомфорта и тревоги (ситуативной тревожности), который оценивался при помощи опросника Спилбергера не вошёл в уравнение, но анализ ситуативной тревожности показал, что в спокойном состоянии он примерно равен 27 баллам. Это указывает на низкую тревожность. Доля студентов с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличается в норме и перед экзаменом. Количество студентов в межсессионный период с высокими уровнями этого показателя составляет примерно 7.8 % (≥ 46 баллов), с низкими — 67.2 % (<30 баллов).

Перед экзаменом показатель тревожности значительно возрастает, достигая в среднем 43 баллов (увеличивается на 16 баллов), что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом. Это говорит о значительном негативном влиянии ситуации экзамена на состояние физиологических систем организма и психику студента. Количество студентов с высокими уровнями этого показателя составляет примерно 48.4 % (≥ 46 баллов) (увеличивается на 40.6 %), с низкими — 21.9 % (<30 баллов).

Фактор темперамента значимо не влияет на успешность обучения, а в исследуемой группе представлены студенты, обладающие разными типами темперамента:

– В группе 17 холериков (ср. балл-57), 3 флегматика (ср. балл-56,3), 12 сангвиников (ср. балл — 47,8) и 22 меланхолика (ср. балл-56,4), и 13 студентов имеют смешанный темперамент.

– Из анализа данных следует, что в изучаемой группе самый наибольший балл (57) получили холерики и наименьший сангвиники (47,8).

Выводы:

– Проверка полученной модели позволила установить ее высокую прогностическую способность в отношении оценки уровня освоения студентом физики, математики.

– Выявленные факторы успешности учебной деятельности могут выступать той эмпирической базой, на которой возможно осуществление обоснованного проектирования эффективного учебного процесса.

– Перспективным представляется построение воспитательной работы со студентами, направленной на формирование личностно-профессиональных качеств, определяющих результативность процесса обучения.

– Наиболее доминирующими оказались факторы, как длительность подготовки студентов к экзамену, уровень интеллекта (IQ) и частота пульса перед экзаменом. Причем такой фактор, как уровень интеллекта (IQ), уступает по значимости длительности подготовки.

Литература:

  1. Сироткин Г. В. Системный анализ факторов качества образования в вузе // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — №. 2. — С. 22.
  2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Гаудеамус. — 2002. — Т. 1. — №. 1.
  3. Морган У. П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. — 1990. — Т. 3. — С. 155–161.
  4. Айзенк Г. Вербальный тест интеллекта Г. Айзенка (Тест IQ)/Айзенк Г //Альманах психологических тестов–М.: Изд-во КСП. — 1995
  5. Халафян А. А. Statistica 6. Математическая статистика с элементами теории вероятностей //М.: Бином. — 2010. — 562с.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, частота пульса, длительность подготовки, ситуативная тревожность, среднее, экзамен, STATISTICA, освоение дисциплины, рейтинговый балл, спокойная обстановка.


Похожие статьи

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Теоретическое исследование потенциала самостоятельной познавательной деятельности в профессиональной подготовке студентов педвуза

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Психологические аспекты профессиональной подготовки студентов экономических направлений как основа моделирования деятельности психологической службы в профессиональных образовательных организациях

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения

Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла

Изучение показателей динамики адаптационного процесса студентов-первокурсников

Похожие статьи

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Теоретическое исследование потенциала самостоятельной познавательной деятельности в профессиональной подготовке студентов педвуза

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Психологические аспекты профессиональной подготовки студентов экономических направлений как основа моделирования деятельности психологической службы в профессиональных образовательных организациях

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения

Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла

Изучение показателей динамики адаптационного процесса студентов-первокурсников

Задать вопрос