В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагается веб-квест «Пешком в историю», имеющий краеведческую направленность.
Ключевые слова: web-квест, образовательные учреждения, учащиеся, Интернет
Все возрастающий поток получаемой информации из интернета учащимися стал восприниматься пассивно. У них развивается стереотипное мышление, личность перестает расти, снижается мотивация к учебе, Интернет теперь используют как готовый ответ на любой случай жизни, учащиеся уже не пытаются добывать знания с помощью других ресурсов, не развиваются интеллектуально, начинают ощущать заметные трудности, не верят в свои силы, досадуют на себя. В итоге, они теряют интерес к изучаемому предмету. В то время, как грамотное применение развивающих информационных технологий, предоставляет море интересных возможностей для совместной работы учащихся и педагога.
Новизна и значение использования Web-квеста в процессе обучения состоит в том, что эта технология указывает направление в использовании сетевых ресурсов. Работа над Web-квестом заставляет учеников отказаться только потреблять информацию из сети, прививает навыки коллективной работы, предлагает попробовать проиграть множество социальных ролей.
Образовательный Web-квест — занимательная головоломка, для решения которой учащиеся обращаются к ресурсам Интернета. Скучные занятия в формате Web-квест становятся для учащихся живыми и занимательными. Web-квест помогает развить интерес к процессу познания, к проявлению творческой инициативы, желанию создать свой информационный продукт.
Мне бы хотелось рассказать об использовании образовательного Web-квест в работе с учащимися для образовательных организаций в системе дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. о.г.Кулебаки», на примере Web-квеста
«Пешком в историю», посвященный 85-летнему юбилею родного города для учащихся 7–9 классов образовательных организаций г. о.г. Кулебаки (его можно посмотреть на сайте: https://kylebaki2017.jimdo.com). Данный web-квест имеет краеведческую направленность. Цель которого является — воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, углубленное знакомство с историей родного края, уважение к землякам, которые внесли значительный вклад в развитие и процветание родного города. Именно эта тема веб-квеста была выбрана потому, что у детей нового поколения необходимо развивать патриотизм, чувство долга перед страной, обучающиеся должны осознавать свою личную ответственность за судьбу Родины, заботиться об окружающем нас мире.
При создании веб-квеста предо мною были поставлены такие задачи, как:
1. 0бучающие:
‒ углубление и расширение знаний и представлений о своей малой Родине.
‒ организация активной самостоятельной или групповой поисковой деятельности.
2. Воспитывающие:
‒ воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к истории.
3. Развивающие:
‒ развитие навыков познавательной, проектной и исследовательской деятельности,
‒ стимулирование активной деятельности детей в сфере использования информационных технологий.
Данный web-квест — это способ приобретения новых дополнительных знаний, повышения эрудиции и творческого потенциала, накопления новой информации о нашем городе, который можно применить не только педагогам дополнительного образования, но и учителям (историками, литераторами, преподавателями географии) других образовательных организаций.
Web-квест бывает двух видов: кратковременный и долгосрочный. Цель кратковременного Web-квеста — углубить и объединить различные знания учащихся. Он проводится за одно — три занятия. Долгосрочный планируется на семестр или учебный год, его цель — углубление и преобразование знаний учащихся. Разработанный мною web-квест является долгосрочным проектом, так как на его выполнения учащимся дается срок 3 недели.
В данном Web-квесте использовались следующие этапы работы:
1 этап — начальный (командный). Учащиеся знакомятся с тематикой для каждой роли, на данном этапе происходит распределение ролей в команде в группе [1, с.205].
2 этап — ролевой, где ребята согласно выбранным ролям приступают к одновременному выполнению заданий, работа на этом этапе происходит индивидуально или в микрогруппах. Далее участники подводят итог выполненным заданиям, оформляют результаты для каждой роли.
3 этап — заключительный (здесь работа осуществляется уже совместно, под руководством педагога). [2, с.104]. На данном этапе команда анализирует и собранный материал, оформляет его в виде обобщенного конечного результата — мультимедийного продукта. Далее учащиеся заполнят анкету№ 2 в которой они дают оценку своей работе.
Веб-квест «Пешком в историю» включает в себя следующие группы и задания:
Группа: «Хранители легенд и преданий»
- Отберите самые интересные легенды и предания о Кулебаках.
- Проведите опрос жителей города: какие легенды о Кулебаках им известны, представьте их в виде презентации.
Посетите сайты
http://litresp.ru/chitat/ru/Ч/chernov-vladimir-fyodorovich/kulebaki-veletjma-tumalejka-tajni-geograficheskih-nazvanij/6
http://kulebaki-rayon.ru/raion/vedenie.php
Группа: «Историки-хронологи»
- На какие периоды можно разделить историю г. Кулебак?
- Какие важные события в истории становления г. Кулебаки можно внести в хронологическую таблицу?
- Создайте анимированную презентацию «Хронология Кулебакского района» с использованием ленты времени.
Посетите сайты
http://xn----7sbckgukdcd3bza3ak.xn--p1ai/nash-rayon/kulebaxkiy-kray-vchera-segodnya-zavtra/serebryanka/iz-istorii-poseleniy.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулебаки
Группа: «Биографы»
1. Выберите из биографий известных кулебачан по 2–3 биографии людей, внесших значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне; в развитие промышленности; в развитие культуры; в развитие спорта.
При оформлении результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.
Посетите сайты
http://kulebaki-rayon.ru/raion/vedenie.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47257
Группа: «Поисковики-фотографы»
1. Поработайте с различными поисковыми системами Интернета. Найдите фотографии города Кулебаки.
2. Создайте свой альбом «Прошлое-настоящее», в котором отразите фотографии (5–10 штук).
Посетите сайт
http://www.kulebaki.ru
Группа: «Картографы»
Картограф — специалист по составлению бумажных и электронных карт.
http://www.profguide.ru/professions/Kartograf.html
- Скачайте карту города Кулебак по ссылке:……………………
- Обозначьте на карте города все важные объекты в настоящем времени.
- Приложите небольшой буклет с рассказом о достопримечательностях, о важных объектах нашего города. Опишите, какое значение они имеют для кулебачан, для формирования чувства гордости за свою малую родину.
Посетите сайты
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47257
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулебаки
Выполнив задания команды присылают свои работы на электронную почту руководителя проекта. Педагог должен оценить: как учащиеся поняли задания, проверить достоверность используемой информации, структуру и логичность работ, проявленное творчество в оформлении результатов. В оценке результатов принимают участие как педагог, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Критериями представленных работ учащихся служат: правильное выполнение заданий, раскрытие темы, оригинальность работы, творческий подход, креативность в оформлении заданий, быстрота выполнения заданий.
Лучшие работы будут размещены на сайте Web-квеста. Учащиеся, просматривая эти работы еще раз смогут оценить свои знания и умения, сравнить с результатами других учащихся, сделать «работу над ошибками» и пополнить свой багаж полезной информацией о Родном городе.
С помощью данного Web-квест обучающиеся освоили новую форму игры между образовательными организациями города, совершили увлекательное путешествие во времени из прошлого в настоящие, попробовали себя в роли хранителей легенд и преданий, историков-хронологов, биографов, поисковиков-фотографов, картографов, нашли больше информации о родном городе, научились работать с Интернет-ресурсами, через соревновательный процесс повысился уровень познавательной активности учащихся. Но самое главное — они научились обсуждать проблемы, общаться, находить общее решение. Всем очень понравилась новая форма игры — такая, как Web-квест. Каждый мог сесть за выполнение заданий в любое время, работа не требовала присутствия команд в нашем Центре, что было большим плюсом для сельских школ, которым не нужно было задаваться таким вопросом как перевозка детей на конкурс.
Работа над Web-квестом положительно влияет на образовательный процесс, дает возможность не только учащимся, но и преподавателям обогатить свои профессиональные знания. Web-квест — это простой способ включения учащихся в учебный процесс, не требующий особых технических знаний. В процессе работы над веб-квестом преподаватель перестает быть основным источником знаний для учащихся. Он определяет задания, подыскивает источники и ссылки в интернете, чтобы обеспечить целенаправленный поиск необходимой информации, консультирует, создает обстановку творческой учебной мастерской.
Освоив данную технологию в работе, педагог способствует созданию у учащихся устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию речевых умений и навыков, приобщению к чтению специальной литературы, совершенствованию интеллектуальных способностей, реализации креативного потенциала.
Литература:
- Горбунова О. В. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения // Школьные технологии. — 2013.– № 2.
- Горбунова О. В., Иванова О. Л. Веб-квест как педагогический инструмент // Народное образование. — 2014. — № 7.
- Горбунова О. В., Кузьминова Н. С. Веб-квест в педагогике, или Как обучить работать с информацией // Народное образование. — 2013. — № 6.
- Е. В. Нечитайлова. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет-ресурсов. // Проблемы современного образования. 2012. — № 2.
- Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.