В статье определена значимость построения эффективной и гибкой финансовой политики в компании, специализирующейся на научно-исследовательской и проектной деятельности. Определены виды финансовой политики предприятия используемые для достижения долгосрочных и краткосрочных задач организации. Приведен перечень организаций, осуществляющих научно-исследовательскую и проектную деятельность. Выявлены отличия финансовой политики государственных и муниципальных организаций от политики, действующей в коммерческих компаниях. Рассмотрены основные источники финансирования научно-исследовательских и инновационных работ организаций.
Ключевые слова: финансовая политика, виды и задачи финансовой политики, источники финансирования
В современных условиях эффективная финансовая политика организации способствует росту ее конкурентных преимуществ не только на российских, но и зачастую на зарубежных рынках. Опыт развитых стран свидетельствует о том, насколько важны сегодня компании, активно занимающиеся научно-исследовательской и проектной деятельностью. Кроме того, важную роль в развитии экономики играет инновационная деятельность, осуществляемая многими крупными компаниями.
Целью финансовой политики любого предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.
Актуальность данной темы можно объяснить тем, что построение эффективной и гибкой финансовой политики в компаниях, специализирующихся на научно-исследовательской и проектной деятельности позволит качественно повысить результаты инновационных разработок, НИОКР и уровень реализации проектов. Грамотная финансовая политика будет способствовать появлению дополнительных финансовых ресурсов, сокращению нецелевых затрат, увеличению прибыли компаний.
Все сферы деятельности организации, которые, так или иначе, находят отражение в финансовом, управленческом и налоговом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировыми специалистами, совокупность которых и составляет целостную систему управления финансами.
В России осуществляют научно-исследовательскую и проектную деятельность следующие организации: государственные и муниципальные образовательные учреждения; Технопарки; Технополисы; Бизнес-инкубаторы; различные НИИ; организации, специализирующиеся на НИОКР; РАН; крупные коммерческие компании, такие как ОАО НВНИПИнефть, которая помимо инженерных изысканий, активно занимается разработкой проектной документации для обустройства нефтегазовых месторождений и объектов инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию этих месторождений, а также научно-исследовательской деятельностью — осуществляет прикладные исследования, связанные с разработкой нефтегазовых месторождений, добычей и транспортировкой углеводородов. [1]
Финансовая политика в зависимости от времени достижения и вида поставленных целей делится на два вида: краткосрочную и долгосрочную.
Краткосрочная финансовая политика — это финансовая тактика системы краткосрочных целевых установок и способов развития финансов организации.
Долгосрочная финансовая политика — это финансовая стратегия предприятия, система долгосрочных целей и способов развития финансов [2, с. 100].
Краткосрочная финансовая политика предполагает постановку и решение следующих задач:
− осуществление контроля над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации;
− определение способов и сфер вложения капитала, а также оценка эффективности использования вложенных средств;
− выявление внутрихозяйственных резервов роста прибыли за счет эффективного распределения денежных ресурсов;
− обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности компании.
− Долгосрочная финансовая политика предполагает постановку и решение таких задач как:
− максимизация прибыли компании;
− оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
− обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
− достижение максимальной «прозрачности» планово-финансовой деятельности организации;
− использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (эмиссия ценных бумаг, коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе).
Финансовая политика государственных и муниципальных организаций отличается от политики, действующей в коммерческих компаниях. Перечислим основные отличия:
- Используются различные методы ведения отчетной финансовой документации, т. к. преследуются разные конечные цели.
- Имеются различия в оформлении и формах сдачи отчетной финансовой документации.
- Применяются разные методы финансового планирования.
- Нацеленность государственных и муниципальных компаний на получение денежных средств из казны и через участие в целевых программах и грантах, в то время как коммерческие организации ориентируются на получение дополнительных денежных средств за счет повышения прибыли и привлечения частных инвесторов.
Рассмотрим основные источники финансирования научно-исследовательских и инновационных работ организаций. К ним относятся:
- Банковский кредит. Любой коммерческий банк заинтересован в финансировании крупных инновационных проектов, обладающих реальными сроками окупаемости, а также имеющих источники возврата вложенных денежных средств в их полном объеме.
- Венчурное финансирование. Оно осуществляется из фондов риско-капитала через предоставление денежных ресурсов на беспроцентной основе, без последующего требования гарантий по их возврату. Данный вид финансирования самый рисковый из всех имеющихся, однако, при удачной реализации инновационного проекта все риски компенсируются сверхприбылью. Обычно полученная прибыль превышает вложения в 30–200 раз. Снижение рисков возможно при тщательном отборе венчурных проектов, а также при одновременном финансировании сразу нескольких проектов, находящихся на разных этапах реализации.
- Инновационный кредит. На данном виде кредитования специализируются инновационные фонды и некоторые крупные коммерческие банки. Банки заинтересованы в приобретении и дальнейшем внедрении перспективных изобретений.
- Финансовый лизинг. Долгосрочное кредитование, предоставляемое в натуральной форме, погашаемое в рассрочку. Такой порядок позволяет, с одной стороны, увеличить объемы реализации дорогостоящего инновационного оборудования, с другой стороны, сократить затраты арендополучателей, связанные с приобретением продукта.
- Эмиссия ценных бумаг. Данный вариант возможен для привлечения денежных ресурсов на финансирование инновационной деятельности предприятия.
- Форфейтинг. Данный вид операции представляет собой процедуру по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в том, что клиент, не располагающий на момент заключения сделки необходимой суммой денежных средств, выписывает продавцу пакет векселей на сумму, которая равна стоимости объекта сделки и процентам за предоставление непосредственно коммерческого кредита. Продавец учитывает полученные векселя в банке с поправкой «без оборота», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности клиента. По зарегистрированным платежам продавец получает в банке денежные средства. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, который, в свою очередь, дал согласие на учет векселей и принял на себя кредитные риски покупателя. Кредитование по модели форфейтинга является долгосрочным: от 1 года до 7 лет.
- Самофинансирование. Это один из самых выгодных для фирмы способов финансирования инновационной деятельности без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. В современный период основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. В этом случае финансирование, как правило, осуществляется несколькими способами: из чистой прибыли, либо из специальных целевых фондов предприятия. [3, с. 48]
Таким образом, грамотно разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят предприятия, умеющие, во-первых, верно определить свою стратегию, и, во-вторых, привлечь все необходимые ресурсы на достижение поставленных целей. [4]
Литература:
- Официальный сайт компании ОАО НижневартовскНИПИНефть [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nvnipi.ru/main.aspx (дата обращения: 23.05.2017).
- Евстигнеева О. А. О финансовой политике предприятия [Электронный ресурс] / О. А. Евстигнеева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Экономика и экономические науки. — 2014. — № 4. С. 99–103. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-finansovoy-politike-predpriyatiya (дата обращения: 23.05.2017).
- Масленникова А. Ю. Самофинансирование и государственное финансирование инновационной деятельности предприятий в России и Свердловской области [Электронный ресурс] / А. Ю. Масленникова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Экономические науки. — 2016. — № 2. — с. 48–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28147770 (дата обращения: 23.05.2017).
- Электронный журнал «Инновации и предпринимательство» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://innovbusiness.ru/ (дата обращения: 23.05.2017).