Исторические аспекты зарождения лозоплетения
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде декоративно-прикладного искусства. Наиболее популярными сегодня является плетение из лозы, бамбука, бисероплетение, макраме, плетение из лыка и бересты.
Целью исследования является именно плетение из лозы. Поэтому теоретические и практические аспекты этого вида декоративно-прикладного искусства мы постараемся разобрать подробно.
История возникновения лозоплетения уходит своими корнями в эпоху неолита, когда по свидетельству археологов, в различных частях света люди уже умели плести циновки, сосуды, корзины, сети, силки, верши и другие орудия охоты и рыбалки. Истории известны случаи, когда с помощью плетения возводились стены жилых и хозяйственных построек. Плетение, по существу явилось прародителем ткачества. Самые первые коврики, циновки и одежда, сплетенная из трав, являются прообразом современных тканей.
В Египте корзины умели плести еще в эпоху неолита, закончившуюся, вероятно, около 7000 лет тому назад. Вопрос о плетении корзин в Древнем Египте изучен очень мало как с точки зрения материалов, так и с точки зрения технических приемов. Основным материалом для плетения корзин были листья финиковой пальмы, которые шли и на каркас, и на оплетку. Для более грубой работы употреблялись целые листья, для более тонкой — лист расщепляли на узкие полоски. Несколько реже употреблялись травы и стебли других растений. Эти материалы используются для плетения корзин и по сей день.
В античные времена плетеная мебель сначала была уделом простых ремесленников. Ковры, сундуки и скамьи из тростника и лозы украшали незамысловатый интерьер их жилищ. Знатные римские вельможи вскоре оценили великолепие подобных вещей и стали украшать ими свои усадьбы и дворцы.
В Европе плели в основном из виноградной лозы и ивовых прутьев. В XIX ст. в Париже функционировало целое предприятие по изготовлению плетеных изделий различного назначения, которые пользовались огромным спросом. Их выплетали из тонкой окоренной ивовой лозы и покрывали различными красителями и лаками. Особой популярностью пользовались изделия, покрытые позолотой или серебром. В то же время французские сорта лозы массово экспортировали в Швецию и Германию. В 50–70-е годы XIX века в Западной Пруссии и Баварии разведение лозы становится одним из новых, развивающихся промыслов.
На Руси фактически каждый крестьянин мог сплести корзину, если в том возникала необходимость. Без корзин обходиться было невозможно: в них носили на речку стирать белье, брали с собой в лес либо в дорогу, отправляясь в далекий путь. Долгое время любимым материалом для плетения на Руси были эластичные корни сосны и ели, которые заготавливали на лесоповале, о чем свидетельствуют археологические находки XIII-XV вв.
Прекрасный материал для плетения — дранка из сосны, дуба, другой древесины, орешник, береста и, конечно же, лоза. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, кузова саней и повозок, мебель, детские колыбели, игрушки и посуду. Как у большинства других народов, на Руси самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.
Лоза испособы ее заготовки
На самом деле, лоза и ива являются синонимами — это собирательное название для разных видов деревьев и кустарников, прутья которых подходят для плетения. В дело идет и шелюга, и тальник, и ракита, также верба и осокорь. После того, как их ветви обрабатываются специальным способом, они становятся пригодны для дальнейших работ. Самые распространенные материалы корзиночная ива, молодые побеги ветлы, побеги трехтычинковой ивы и корзиночной.
Для того, чтобы сплести какое-либо изделие подходят только одно- или двухлетние прутья растений. Если нужно создать ажурное изящное плетение, срезают побеги в возрасте одного года, причем выбирают их у тех видов ивовых, чьи прутья напоминают шнуры — они длинные и тонкие. Для создания вещей более крупных или каркасов для корзин берут двухлетние ветви. Основные требования, предъявляемые к материалу таковы: тонкость, длина, гибкость, вязкость, прямослойность и хорошее расщепление, когда требуется разъединить прут вдоль волокон. А также оценивается глянцевитость прутьев после снятия с них верхнего слоя — коры.
Заготавливать прутья в период активного роста нельзя. Продолжительность срока весенней и летней заготовки составляет 20–25 дней. Прут, срезанный в этот период, легко очищается от коры без дополнительной обработки.
Срезанные и очищенные от ветвей и листьев прутья сортируют по породам, размеру и качеству. Прутья разделяют по толщине и по длине.
Прутья, срезанные в осенне-зимний период, перед окоркой подвергаются дополнительной обработке, которую проводят холодным и горячим способом.
После окоривания (снятия коры), часть прутьев раскалывают на 2, 3 или 4 части. Из этих расколотых частей изготавливают пластины и ленты путем строгания. Такие ленты идут на обкладки мест креплений, чаще всего в мебельных изделиях.
Стоит отметить, что окоренные прутья обладают высокой влажностью. Поэтому после окорки и раскалывания их надо немедленно сушить. В летнее время года их сушат на открытом воздухе. Для сушки их расстилают на жердевых настилах. Высушенные прутья связывают пучками и сушат на солнце еще 2–3 дня.
Инструменты иприспособления, необходимые для обработки лозы иплетения
Основными инструментами для работы с лозой являются: молоток, острый нож, зажим (щемилка), струг, колунок и специальное большое шило.
Щемилка служит для протягивания прутьев перед снятием с нее коры. При окорке прут надо заложить комлевым концом вперед и пропустить через щемилку несколько больше половины прута.
Для раскалывания прута на три или четыре части применяют приспособление — колунок. Его изготовляют из твердых пород древесины, пластмассы, металла диаметром 25–30 мм, а длиной 6–8 см. Расщепленные части прутьев называют шинами, а расщепленные половинки прутьев называются пластинами.
Струг служит для состругивания сердцевины с расколотых на 2–3-4 части прутьев.
В качестве дополнительных инструментов необходимо иметь секатор, садовый нож, ножовку, лобзик, круглогубцы и другие столярные инструменты, которые часто используют в работе с деревом.
Основные виды плетения
Простое плетение. Прутом плетения огибают поочередно одну стойку спереди, а следующую сзади и так далее до заплетания всего прута. Следующий прут следует надставлять для продолжения плетения сзади стояка, чтобы концы прутьев в месте их сращивания опирались внутри изделия на стояк. В замкнутых контурах изделий (корзины, вазы) наслоение рядов ведется кругообразно, в одном направлении — слева направо, и количество стоек должно быть нечетным, а в плоских изделиях прямоугольной, квадратной формы прут доплетается до крайнего стояка, огибает его и заплетается в обратном направлении.
Послойное плетение. В отличие от простого плетения в послойном должно быть такое количество прутьев, сколько имеется стоек. Начинают плетение комлевым концом прута и заплетают его простым плетением через одну стойку, а четыре рядом стоящих стойки слева направо. Прут должен быть немного приподнят. Следующий прут закладывают слева за соседнюю стойку и заплетают аналогично предыдущему Начиная плетение каждого нового прута от нового стояка с левой стороны, доходят до первого. При этом комлевые концы всех прутьев будут заложены внутрь, а вершинные концы будут находиться с наружной стороны. Затем берут любой вершинный конец прута и оплетают им следующую стойку и так продолжают заплетать справа налево все прутья до замыкания плетения.
Плетение рядами. Комлевыми концами коротких прутьев начинают простым плетением через одну стойку заплетать прут на всю длину. Вершинки прутьев не заплетают, оставляют снаружи. Второй прут комлевым концом закладывают за следующую справа от начала плетения стойку и заплетают как первый. Каждый последующий прут закладывают за следующую справа стойку после заплетения предыдущего прута.
Квадратное плетение. Применяется при изготовлении прямоугольных и квадратных корзин. Плетение ведется через два стояка снаружи и за два стояка изнутри и т. д. Плетение первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута и плетут, пока высота выкладываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, т. е. пока не получится квадрат. Первым прутом плетение начинают в одном из углов корзины и заплетают его по всей длине. Вторым прутом начинают плести с правой стороны второго стояка и т. д.
Закончив плетение первого ряда квадратов, начинают второй со следующего стояка вершинными концами, для того чтобы квадраты в рядах ложились, как кирпичи в стене (плетение «шашкой»). При данном плетении количество стоек должно быть нечетным.
Итак, в этой статье мы разобрали основные аспекты лозоплетения, которые помогут лучше узнать этот народный промысел, а может послужат толчком к более глубокому изучению этого вида декоративно-прикладного искусства.
Плетение из лозы с течением времени не теряет своей актуальности. Этот вид декоративно-прикладного искусства претерпел минимальные изменения технологии изготовления с момента зарождения до наших дней.
Декоративность и эстетическая привлекательность плетеных изделий ценится в современном искусстве интерьера, помогает в создании атмосферы тепла и уюта в помещении.
В настоящее время плетение из лозы развивается в сторону поиска новых технологий и материалов, появляются замены классического ивового прута, например, плетение из бумажных трубочек.
Итак, в этой статье мы разобрали основные аспекты лозоплетения, которые помогут лучше узнать этот народный промысел, а может послужат мотивацией к более глубокому изучению этого вида декоративно-прикладного искусства.
Литература:
- Бескодаров А. А. Художественное плетение из ивового прута. — М.: Лесн. пром-сть, 1985. — 64 с., ил.
- Донец. Е., Рачков П. Плетение из лозы и лыка. — М.: РАНКО-пресс, 1993. —53 с., ил.
- Обухович А. А. Технология плетения изделий бытового и декоративного назначения из лозовых материалов. — М.: Даугавпилс, 1997. — 88с., ил.
- Скворцов А. К. Ивы СССР. — М.: Наука, 1968. — 256 с.
- Толмачёва Н. А. Плетение из лозы. — М.: АСТ-пресс книга, 2005. —160с., ил.
- Козлов В. М. Плетение из ивового прута. — М.: Культура и традиции, 1998. — 348 с., ил.
- Денисов Д. С. Петербургская лоза книга первая. — СП.: Иван Федоров, 1997. — 104 с., ил.
- Хворостов Д. А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. — № 2 (52). — 2013. — с. 337–341.