Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Горр, Е. В. Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе / Е. В. Горр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44218/ (дата обращения: 18.12.2024).



Одной из приоритетных отраслей регионального развития в Калининградском регионе является развитие туризма. Утверждение Калининграда в качестве места проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году способствовало активному развитию сферы туризма. Соответственно поднимается вопрос и о профессиональной компетентности кадров. Более того, геополитическое положение области, отличающееся близостью европейских стран, предъявляет международные требования к персоналу, занятому в туристской индустрии. Большая часть сотрудников предприятий сферы туризма не имеет профильного образования, получая необходимые навыки в процессе работы. Работодатели при отборе персонала считают наличие опыта более важным фактором, чем специальное образование, а уровень подготовки выпускников оценивается ими, как недостаточный и несоответствующий потребностям современного рынка труда. В результате перед вузами стоит задача модернизации и интернационализации образования, развития практико-ориентированного обучения.

Рассмотрим, каковы предпосылки и особенности становления профессионального образования в сфере туризма в Калининградском регионе. Туристское образование в регионе является сравнительно молодым, поскольку туризм получил развитие в области лишь в 1990-х гг., вследствие приграничного положения территории. Вторая половина 90-х годов характеризуется стабильным увеличением числа туристских поездок в область, начинает формироваться рынок въездного туризма. В это же время происходят изменения в экономике страны, определяющие необходимость преобразования сферы туризма из расходной в бюджетообразующую отрасль региональной экономики. Данные факторы послужили стимулом к началу подготовки профессиональных кадров для сферы сервиса и туризма. В настоящее время в Калининградской области подготовку специалистов туристской сферы ведут пять учебных заведений (табл. 1).

Таблица 1

Система профессиональной подготовки по туризму вКалининградском регионе [1,2,4,5,6]

Учреждение

Средне-специальный уровень

Бакалавриат

Магистратура

Дополнительная подготовка

Балтийский Федеральный Университет имени И.Канта

нет

43.03.02 «Туризм»

43.03.03 «Гостиничное дело»

43.04.02 «Туризм» 43.04.03 «Гостиничное дело»

Экскурсоведение

Калининградский институт экономики

43.02.10 «Туризм»

43.03.02 «Туризм»

нет

Экскурсоведение в туристской деятельности

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Западный филиал в Калининграде

43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

43.02.11 «Гостиничный сервис»

43.02.10 «Туризм»

43.03.01 «Сервис»

нет

Администратор ресторана, Официант IV и V разряда, бармен

Калининградский филиал Российского университета кооперации

43.02.11 «Гостиничный сервис»

нет

нет

нет

Колледж сервиса и туризма

43.02.11 «Гостиничный сервис»

43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

43.02.10 «Туризм»

нет

нет

нет

Подготовка кадров для сферы туризма в Калининградском регионе началась в 1994 году в профессиональном лицее № 23. Учебное заведение первым среди всех в регионе, начало подготовку по специальностям: «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания», «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах». В 1997 году учебное заведение было преобразовано в профессиональный лицей ресторанно-гостиничного хозяйства № 23. В 2006 году происходит слияние с профессиональным лицеем № 25 и эти учебные заведения с уникальным опытом подготовки специалистов в сфере обслуживания, легли в основу инновационного учреждения среднего профессионального образования — Калининградского государственного колледжа туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса. В целях оптимизации системы начального и среднего профессионального образования в 2008 году к колледжу присоединяется профессиональное училище № 9 и государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования получает имя «Колледж сервиса и туризма» [6]. В настоящее время колледж представляет собой современное учебное заведение, обладающее материально-техническим и кадровым обеспечением образовательного процесса.

В 1996 г. впервые на туристскую отрасль было обращено серьезное внимание Правительства, которое на своем заседании рассмотрело первую очередь Федеральной программы по туризму. Тогда же в администрации Калининградской области была создана структура государственного регулирования туристкой сферы. Туристскую деятельность в регионе, кроме федеральных правовых норм, начал регулировать областной Закон «О туристской деятельности в Калининградской области» от 16.12.1997 г., которым туризм признан одним из приоритетных направлений экономики. К компетенциям Правительства Калининградской области в сфере туризма, согласно данному закону, относится: принятие комплекса мер по созданию базы подготовки кадрового потенциала для туристской деятельности и повышения квалификации специалистов в области туризма; развитие научных исследований и проектных разработок в сфере туризма, инфраструктуры сопутствующих услуг [9].

Первым открывает набор на программы высшего образования БФУ им. И. Канта по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Данная специальность была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94г. № 1809, а в 1996 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, определивший требования к уровню подготовки выпускника (стандарт первого поколения). В 1997 году в КГУ была создана кафедра социально-культурного сервиса и туризма. На протяжении 20 лет БФУ им. Иммануила Канта ведет подготовку специалистов различных направлений сферы туризма и гостеприимства. Как ведущий вуз региона БФУ им. И. Канта является лидером в модернизации образования и использовании инновационных подходов к профессиональной подготовке специалистов туризма.

Присоединение России к Болонскому процессу привело к созданию нового поколения стандартов уровневого образования и способствовало увеличению требований к результату образовательной деятельности вуза, в частности углублению профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник. Представители крупнейших образовательных учреждений сошлись во мнении, что специализация «Социально-культурный сервис и туризм», созданная 10 лет назад, уже не отвечает требованиям времени [7]. В связи с чем была создана новая специальность «Туризм», согласно приказу № 1656 Министерства образования от 14 апреля 2004 г. «Об эксперименте по созданию новой специальности “Туризм” и Совете по туристскому образованию» [8]. Внедрение многоуровневой системы, как основного положения Болонской декларации, инициировало разработку стандартов третьего поколения по направлению подготовки «Туризм», основополагающим подходом которых становится компетентностный. В условиях необходимости постоянного совершенствования учебного процесса, в 2011 году БФУ по совместной с университетом Западной Англии программе двойных дипломов «Мосты» начал реализацию магистерской программы «Туризм», в 2013 году — программу по направлению «Гостиничное дело», которые стали логическим продолжением реализуемых на факультете программ бакалавриата. БФУ им. И. Канта реализует принцип преемственности образования, что способствует развитию научно-педагогической деятельности и повышению уровня конкурентоспособности.

Калининградский институт экономики — филиал частного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» в Калининграде был создан на основании приказа ректора Института управления и экономики от 27.03.1997 г. № 63 [4]. Подготовка специалистов по туризму осуществляется на кафедре гуманитарных наук института по профилям высшего и среднего образования, также институт реализует программы дополнительного профессионального образования.

Западный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» — старейшее учебное заведение Калининградского региона. Образовательная деятельность ведется с 1946 года, когда учебное заведение имело название Калининградский техникум советской торговли. РАНХИГС начал осуществлять подготовку специалистов сферы сервиса и туризма в 1998 году с программы «Гостиничный сервис». Важным этапом для развития практической ориентированности образования стало открытие в 2014 году нового учебно-гостиничного комплекса Западного филиала Российской академии народного хозяйства площадью более 9 тыс. кв. метров на 700 учащихся, где получают практические навыки студенты факультета «Гостиничное дело» [2].

В 2015 году Калининградский филиал Российского университета кооперации ввёл программу подготовки специалистов среднего звена по специальности «Гостиничный Сервис».

После мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведенного Министерством образования и науки РФ в 2013 году, несколько учебных заведений в Калининграде были закрыты. Учебные заведения анализировались по пяти ключевым показателям: образовательная, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность и инфраструктура [3]. В число непрошедших мониторинг ВУЗов вошёл филиал ведущего профильного вуза России в туриндустрии Российской Международной Академии туризма — Калининградский институт туризма, работавший в Калининграде с 1998 года. Ведущим направлением вуза было экономическое и, учитывая высокую потребность туристской отрасли в специалистах, ВУЗ начал реализовывать программы высшего профессионального образования по экономике и управлению в индустрии туризма и гостеприимства.

Также в результате выявления нарушений лицензионных требований в 2014 году был исключен из реестра лицензий Международный гуманитарный институт им. Романовой, открытый в 1998 году. Институт предоставлял один уровень получения образования в сфере туризма: специалитет по направлению «Социально-культурный сервис и туризм».

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (до 2012 года Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики), представленный на рынке образовательных услуг в Калининградском регионе с 1975 года, как учебно-консультативный пункт, затем как представительство, а с 2000 в качестве филиала, попал в список неэффективных вузов и был закрыт в 2014 году. Вуз осуществлял подготовку по направлениям высшего образования «Гостиничное дело» и «Туризм» и среднего профессионального образования «Гостиничный сервис».

В те же годы лишен лицензии Калининградский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса, открытый в 2000 году и реализующий программы высшего образования «Социально культурный сервис и туризм» и «Сервис».

Как показал анализ образовательных программ вузов, в Калининградском регионе выбор направлений и профилей подготовки специалистов сферы туризма недостаточно разнообразен, по сравнению с перечнем профилей, рекомендуемых Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма. Студенты обучаются по таким профилям подготовки, как: «Технологии и организация внутреннего и международного туризма», «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг», «Технология и организация гостиничных услуг», «Социально-культурный сервис». Вузы, ведущие набор на программы бакалавриата предлагают разные профили подготовки, в то время как среднее образование представлено тремя направлениями, реализуемыми в четырех учебных заведениях, что усиливает конкуренцию между колледжами. Получить степень магистра можно только в БФУ им. И.Канта. Все образовательные учреждения ведут подготовку на основе ФГОС 2016 года поколения 3+, реализуя компетентностный подход по решению Болонского процесса. Кроме основного туристского образования вузы предлагают дополнительное профессиональное образование в сфере сервиса и туризма для людей, имеющих высшее образование, с целью переподготовки для работы в туриндустрии. Помимо вузов программы дополнительного профессионального образования предлагают частные образовательные компании и некоторые турфирмы. Наиболее полно многоуровневость образования представлена в БФУ им. И.Канта. Более того, ФГАОУ ВО «БФУ им. И.Канта» с 2016 года является Региональной образовательной площадкой общенациональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма Федерального агентства по туризму «Туробразование». Таким образом, в настоящее время из всех учебных заведений Калининградской области БФУ им. И. Канта реализует все уровни высшего и дополнительного профессионального образования в сфере туристской деятельности.

Литература:

  1. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта URL: https://www.kantiana.ru/ (дата обращения: 21.05.2017).
  2. Западный филиал РАНХиГС URL: http://zf.ranepa.ru/ (дата обращения: 21.05.2017)
  3. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Главный информационно-вычислительный центр. URL: https://miccedu.ru/monitoring/2013/index.htm (дата обращения: 15.03.2017).
  4. Калининградский институт экономики URL: http://kaliningrad.spbume.ru/ (дата обращения: 21.05.2017).
  5. Калининградский филиал Российского университета кооперации URL: http://kaliningrad.ruc.su (дата обращения: 21.05.2017)
  6. Колледж сервиса и туризма URL: спокст.рф (дата обращения: 21.05.2017)
  7. Лабзина О. Как жить дальше? Мнение специалистов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2004. — № 3. — С. 38.
  8. Об эксперименте по созданию новой специальности «Туризм» и Совете по туристскому образованию: утв. Приказом Минобрнауки России от 13 апреля 2004 г. № 1656 // Российское образование URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1656.html (дата обращения: 3.03.2017).
  9. О туристской деятельности в Калининградской области: закон Калин.обл. от 27.11.1997 г. № 45 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/930101617
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, туризм, Калининградский регион, Калининградская область, профессиональное образование, сфера туризма, туристская деятельность, дополнительное профессиональное образование, Организация обслуживания, Социально-культурный сервис.


Похожие статьи

Опыт зарубежных стран в развитии региональных туристских кластеров Узбекистана

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Проблемы развития культурного туризма в Самаркандской области

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Развитие системы долгосрочного ипотечного кредитования на рынке недвижимости Республики Дагестан

Становление волонтерского движения в г. Набережные Челны

Формирование и развитие аграрного рынка Краснодарского края

Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ

Развитие туризма в Заволжском районе Ивановской области

Похожие статьи

Опыт зарубежных стран в развитии региональных туристских кластеров Узбекистана

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Проблемы развития культурного туризма в Самаркандской области

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Развитие системы долгосрочного ипотечного кредитования на рынке недвижимости Республики Дагестан

Становление волонтерского движения в г. Набережные Челны

Формирование и развитие аграрного рынка Краснодарского края

Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ

Развитие туризма в Заволжском районе Ивановской области

Задать вопрос