Статья представляет собой сравнительный анализ литературных салонов и кружков в рамках периода их возникновения до момента распада. Уделено внимание разграничению писательской деятельности по направлениям. Определено их значение в развитии различных сфер культурной и общественной жизни России XIX в. В качестве примеров приведены салоны и кружки ярких представителей общественных течений.
Ключевые слова: литературный салон, литературный кружок, литературные вечера, литература, славянофильство, западничество, писатели-«аристократы», писатели-«купцы».
В условиях развития русской культуры XIX столетия наблюдается возрастающая значимость литературы как инструмента воздействия на высшее общество. Если в XIII веке литература как вид искусства занимала второе место после живописи, то в следующем столетии именно литература стала играть доминирующую роль в вопросах формирования общественной мысли.
Появление цензуры осложняло писательскую индивидуальность, это привело к мысли о создании литературных сообществ (кружков и салонов), где ассимилировались литературные и общественные идеи, формировались литературные ценности и, главным образом, решалась тактика литературной борьбы с установками, исключающими проявление творческой откровенности
Социальная значимость таких объединений подтверждалась пристальным слежением тайной полиции и николаевской жандармерии за революционным подпольем. Особое внимание было уделено кружкам. Этот факт объяснялся тем, что негласный надзор ставил в один ряд тайные политические кружки и кружки литературные, которые возникали произвольно. Другое отношение в этом плане было к салонам, создатели которых имели более прочное положение в обществе.
Различие между двумя объединениями выражается в том, что домашние кружки, которые были не сдержаны инерцией официального существования, в большей степени были посвящены литературе. Члены кружка сами создавали литературные произведения, в то время как официальные общества (салоны) ею питались.
В свою очередь, салонам присущ факт долговременного существования¸ что не характерно для кружков. В качестве примера приведем салон В.Ф. Одоевского, просуществовавший более 40 лет, салон К.А. Карамзиной, просуществовавший около 25 лет др.
Салон был тесно связан с бытовой обстановкой эпохи, не существовало твердо фиксированного состава посетителей и отсутствовали обязательства его посещать, что было не характерно для кружков. Тут правила были установлены и соблюдались строго, непосещение кружка без уважительной причины каралось исключением из числа его членов.
Контрастным отличием являлся и тот факт, что в салоне, при наличии хозяев, контингент посетителей далеко не всегда был объединен общностью интересов, подобно членам кружка. На первый план обычно выдвигались семейные связи и положение в свете, но при этом при выборе тематики салона приоритетным направлением, как правило, являлись существовавшие традиции и устои общества.
И если в литературе понятие традиции еще играет некоторую роль, то в литературном быте ее значимость чрезвычайно низка. Возникновение литературных кружков не следует связывать с влияниями западноевропейского быта, поскольку члены подобных объединений руководствовались в своей деятельности исключительно обстоятельствами, возникающими в то время, в которое они жили.
Иную роль в этом отношении играли салоны. Культурные запросы существовавшего общества зависели от общего характера духовной культуры. Внедрение литературы в общественный быт был тесно связано с различными историческими условиями, заимствованными у Запада. Сама форма объединения распространилась из Франции, в XVI-XVII вв., где салоны, помимо вопросов литературы, уделяли внимание и политике.
Расслоение структуры литературных обществ происходило и внутри этих объединений. Так, салоны разделялись на несколько направлений. Первым являлось славянофильство, не только философская система, но и литературная партия, преследующая определенную идеологию. К славянофилам можно отнести салоны А.П. Елагиной, А.И. Кошелева, А.И. Соболевского и др. В свою очередь, западничество представляли студенческие сообщества, которыми являлись кружки А.И Герцена, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича и др.
Следующее деление литературных объединений происходило в 20-х г. XIX века. Их представляли так называемые писатели-«аристократы» и писатели-«купцы». Такое деление происходило по отношению к пониманию самой литературы. Писатели, представлявшие «торговое направление», создавали массовую литературу и широко применяли приемы коммерческой пропаганды, вплоть до рекламирования своих произведений. Словом, это писатели, живущие за счет своих литературных заработков и не скрывающие этого. Писатели-«аристократы» материально от своей литературной продукции не зависели. В большинстве случаев данную группу представляли люди зажиточного слоя, писавшие для того, чтобы приобрести славу или положение в обществе.
Что касается салонов, образовавшихся под началом людей таких направлений, стоит отметить, что салоны аристократического типа подводили писателя к его читателю, таким образом осуществилась связь между салонами и журнальной литературой. Сообщества торгового направления представляли собой уже не салоны, а вечера, характерной чертой которых являлся их производственный характер. Это объяснялось тесным сотрудничеством на таких встречах с редакторами литературных журналов, там же обсуждались и финансовые вопросы.
Распад кружков и салонов как крупного литературного феномена приходится на 30-е годы XIX в. Это связано с изменением характера редакционных собраний: речь идет о коллективном труде над произведениями.
Здесь упор уже делается не на самом произведении, а на авторе и его чтении. В это время появляется новый тип литературных объединений – монологический. Так рождается «индивидуальная» литература, идеей которой была господствующая писательская личность, восставшая против постороннего гнета. Примерами являются вечера В.Г. Белинского, Н.В. Кукольникова и др.
Новую волну литературно-значимых кружков мы обнаруживаем лишь к концу XIX в. – началу XX в., это эпоха символистов и акмеистов на средах Иванова и Гумилева.
Значение появления и функционирования кружков и салонов для литературы несомненно велико. Связь кружка с современной ему литературой сложна. Это объясняется тем фактом, что не только литература определяет кружок, но и кружок определяет литературу. В свою очередь, взаимодействие салона с литературой значительно проще. Салон был связан с бытовой обстановкой эпохи, играл роль пропагандиста литературы в обществе и был посредником между писателем и читателем.
Кружки и салоны оказали огромное значение не только на сферу литературной деятельности, но и на музыку, живопись, науку, философию. Так, именно в данных сообществах происходил обмен знаниями, опытом, суждениями между представителями различных областей деятельности. Развитие такого направления как романтизм, мы встречаем не только в поэзии, но и в философии, музыке, живописи и др. Литературный реализм находит поддержку в философском позитивизме, реалистической живописи и пр.
После распада таких объединений функции просвещения и пропаганды литературы, знакомства с новыми именами и произведениями взяли на себя литературные журналы, т.к. в непосредственном общении не стало необходимости. Борьба между «аристократами» и «торговым направлением» окончилась победой последних и «узаконила» оплату литературного труда. Вследствие этого возник Литературный фонд, уже не имеющий ничего общего с салонами и кружками.
Роль салонов и кружков огромна. Они занимали центральное место в развитии историко-литературного процесса и формировании литературной эпохи. [1]
Литература:
- Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны/ М Аронсон, С. Рейсер. – М.: «Аграф», 2001. – 400 с.