О соблюдении литературной нормы в разговорной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кокина, И. А. О соблюдении литературной нормы в разговорной речи / И. А. Кокина, А. А. Прокопайло. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22.1 (156.1). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44299/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье говорится о важности соблюдения литературной нормы в речи говорящего. Основное внимание в статье уделяется соблюдению произносительных норм речи: орфоэпических и акцентологических.

Ключевые слова: норма, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, культура речи.

Сегодня все больше внимания обращается на то, что мы говорим и как мы это делаем. Поэтому в последнее время актуальным становится вопрос о культуре нашей речи и речевого поведения. И недаром сегодня во все вузы России, в учебные планы всех специальностей и направлений, вводятся дисциплины, так или иначе изучающие культуру русской речи: «Русский язык и культура речи», «Культура устной и письменной речи», «Культура речи и деловое общение» и так далее. Порой достаточно от незнакомого человека услышать несколько неправильно употребленных слов (будь то неправильное ударение в слове, например, договор вместо договор, километр, каталог, понял; или употребление, например, ихний, у ней и т.д.), чтобы можно было составить представление о степени его речевой культуры, интеллигентности и об образовании.

Еще М.И.Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Вы должны хорошо знать русский язык. … Ведь нет такой науки, которую вам не придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний» [2].

Целый ряд ученых занимались проблемами качества хорошей речи и культуры речи. Это В.В. Львов, Б.Н. Головин, Л.П. Крысин, Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев, В.И. Максимов, Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева и другие.

Дело в том, что когда мы говорим, то соблюдаем целый ряд общепринятых языковых норм. А владеть нормой – это не только уметь говорить правильно и красиво, но уметь использовать такие языковые средства, которые являются уместными в соответствии с целями речи и со сложившейся ситуацией общения.

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например, «компьютеризация», «интернет» и т.д. Но наряду с этим появилось много слов – жаргонизмов, которые, являясь ненормативными, засоряют и портят нашу речь.

Портят речь и несоблюдение орфоэпических и акцентологических норм, которые являются, как утверждает В.В. Львов, существенным компонентом правильной речи.

Так как же правильно: нет торта или торта (Р. П. ед. ч.); творог или творог? Сегодня все чаще можно услышать произносительную форму «торта» с ударением на втором слоге и «творог» с ударением на первом. А между тем, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова именно формы «творог» и «торта» стоит на первом месте. И, несмотря на то, что нормой допускается ударение на первый слог в слове «творог», уважающий себя человек употребит именно форму «творог» [1].

Норма довольно устойчива, консервативна. И именно «консервативность нормы обеспечивает понятность языка для представителей разных поколений» [4]. Однако при кажущейся устойчивости норма способна к изменению. Так произошло, например, с формой слова «трактора» с окончанием –а вместо –ы, «прожектора, крейсера».

Устарело и произношение сочетания [шн] в словах сливо[шн]ый (сейчас только сливо[чн]ый), кори[шн]евый (кори[чн]евый). На второй план отходит произношение було[шн]ая, моло[шн]ый, тогда как в ряде слов на месте сочетания [чн] произносится только [шн] (коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, наро[шн]о, пустя[шн]ый, праче[шн]ая, и в женских отчествах: Фомини[шн]а, Ильини[шн]а и других). В разговорной речи в последние годы в словах «скворечник», «прачечная», «скучно» наблюдается тенденция к произношению [чн] вместо [шн]. Кто знает, может быть, это первые предпосылки к изменению нормы, а возможно и просто несоблюдение нормы.

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка. Но, как справедливо отмечает М.М. Михайлов, «соблюдение нормы не самоцель речи: мы говорим не ради соблюдения нормы, а соблюдая норму», так как цель повествования – оказывание воздействия на адресата и его чувства [5]. А этого невозможно достичь без соблюдения определенных норм языка.

Мало кто обращает внимание, например, на качество произносимого звука (г). В литературном языке (г) – взрывной, звонкий, его нельзя тянуть (гриб, гроза, груз, гром). Исключения, когда произносится (γ) фрикативный, долгий, составляют слова церковно–книжного происхождения (ого, ага, угу, Бог, Господи, богатый). Хотя произношение слов «Господи», «богатый» и «благо» со звуком (γ) из употребления выходит.

Поэтому задача носителей русского языка, – это правильное употребление его средств, следование нормам, так как овладение русским языком предполагает собой и овладение нормами, которые проявляются в употреблении принятых в литературном языке разнообразных речевых средств для правдивого и точного изображения действительности.

Ведь как подчеркивал М.И. Калинин, «Язык наш богатый, и вы его не коверкайте, не портите и ребят приучайте к этому. Требуйте, чтобы они сначала думали, а потом говорили, но не говорили, а потом думали. В этом основа» [6].

Литература:

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1984.
  2. М. И. Калинин о молодежи // Смена, 1955 — № 684 (ноябрь): URL: http://www.smena-online.ru/stories/m-i-kalinin-o-molodezhi (дата обращения 26.04.17)
  3. В.В. Колмакова, И.А. Кокина. Культуроцентрический подход как методологическая основа современной педагогической теории и практики // VII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7).
  4. Крысин Л.П. Современная литературная норма и ее кодификация// Русский язык в школе, 2002. — №1.
  5. Михайлов М.М. Образность как одно из качеств хорошей речи// Русский язык в школе, 1991. — №1.
  6. О коммунистическом воспитании: Ряд речей и статей М. И. Калинина URL:http://www.vospod.ru/book3127.html (дата обращения 25.04.17)
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, норма, культура речи, литературный язык, слово, Калинин, соблюдение нормы, целый ряд.


Похожие статьи

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые долж...

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Особенности обращения в английском и русском речевом этикете

В статье рассматриваются некоторые сходства и различия английского и русского речевого этикета, проводится анализ форм обращения, используемых в русских и английских лингвокультурах.

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Методы и приемы коррекции нарушений произношения звуков татарского языка

В данной статье рассматриваются нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста на родном татарском языке, приведены диагностики нарушений, а также составлены методические рекомендации для постановки звуков.

Формирование орфоэпической культуры младших школьников при работе над произносительными архаизмами на уроках литературного чтения

Варианты ударения в современном русском языке

В статье рассматриваются причины орфоэпических ошибок, связанных с особенностями русского словесного ударения, возникновением вариантов ударения, характеризуется система нормативных помет орфоэпического словаря.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе

В данной статье рассматриваются основополагающие подходы в обучении учащихся начальной школы фонетической стороне речи иностранного языка. Автором раскрыты трудности формирования фонетических навыков и пути их решения. Уделено внимание комплексу фоне...

Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации

Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.

Похожие статьи

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые долж...

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Особенности обращения в английском и русском речевом этикете

В статье рассматриваются некоторые сходства и различия английского и русского речевого этикета, проводится анализ форм обращения, используемых в русских и английских лингвокультурах.

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Методы и приемы коррекции нарушений произношения звуков татарского языка

В данной статье рассматриваются нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста на родном татарском языке, приведены диагностики нарушений, а также составлены методические рекомендации для постановки звуков.

Формирование орфоэпической культуры младших школьников при работе над произносительными архаизмами на уроках литературного чтения

Варианты ударения в современном русском языке

В статье рассматриваются причины орфоэпических ошибок, связанных с особенностями русского словесного ударения, возникновением вариантов ударения, характеризуется система нормативных помет орфоэпического словаря.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе

В данной статье рассматриваются основополагающие подходы в обучении учащихся начальной школы фонетической стороне речи иностранного языка. Автором раскрыты трудности формирования фонетических навыков и пути их решения. Уделено внимание комплексу фоне...

Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации

Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.

Задать вопрос