В статье говорится о важности соблюдения литературной нормы в речи говорящего. Основное внимание в статье уделяется соблюдению произносительных норм речи: орфоэпических и акцентологических.
Ключевые слова: норма, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, культура речи.
Сегодня все больше внимания обращается на то, что мы говорим и как мы это делаем. Поэтому в последнее время актуальным становится вопрос о культуре нашей речи и речевого поведения. И недаром сегодня во все вузы России, в учебные планы всех специальностей и направлений, вводятся дисциплины, так или иначе изучающие культуру русской речи: «Русский язык и культура речи», «Культура устной и письменной речи», «Культура речи и деловое общение» и так далее. Порой достаточно от незнакомого человека услышать несколько неправильно употребленных слов (будь то неправильное ударение в слове, например, договор вместо договор, километр, каталог, понял; или употребление, например, ихний, у ней и т.д.), чтобы можно было составить представление о степени его речевой культуры, интеллигентности и об образовании.
Еще М.И.Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Вы должны хорошо знать русский язык. … Ведь нет такой науки, которую вам не придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний» [2].
Целый ряд ученых занимались проблемами качества хорошей речи и культуры речи. Это В.В. Львов, Б.Н. Головин, Л.П. Крысин, Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев, В.И. Максимов, Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева и другие.
Дело в том, что когда мы говорим, то соблюдаем целый ряд общепринятых языковых норм. А владеть нормой – это не только уметь говорить правильно и красиво, но уметь использовать такие языковые средства, которые являются уместными в соответствии с целями речи и со сложившейся ситуацией общения.
В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например, «компьютеризация», «интернет» и т.д. Но наряду с этим появилось много слов – жаргонизмов, которые, являясь ненормативными, засоряют и портят нашу речь.
Портят речь и несоблюдение орфоэпических и акцентологических норм, которые являются, как утверждает В.В. Львов, существенным компонентом правильной речи.
Так как же правильно: нет торта или торта (Р. П. ед. ч.); творог или творог? Сегодня все чаще можно услышать произносительную форму «торта» с ударением на втором слоге и «творог» с ударением на первом. А между тем, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова именно формы «творог» и «торта» стоит на первом месте. И, несмотря на то, что нормой допускается ударение на первый слог в слове «творог», уважающий себя человек употребит именно форму «творог» [1].
Норма довольно устойчива, консервативна. И именно «консервативность нормы обеспечивает понятность языка для представителей разных поколений» [4]. Однако при кажущейся устойчивости норма способна к изменению. Так произошло, например, с формой слова «трактора» с окончанием –а вместо –ы, «прожектора, крейсера».
Устарело и произношение сочетания [шн] в словах сливо[шн]ый (сейчас только сливо[чн]ый), кори[шн]евый (кори[чн]евый). На второй план отходит произношение було[шн]ая, моло[шн]ый, тогда как в ряде слов на месте сочетания [чн] произносится только [шн] (коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, наро[шн]о, пустя[шн]ый, праче[шн]ая, и в женских отчествах: Фомини[шн]а, Ильини[шн]а и других). В разговорной речи в последние годы в словах «скворечник», «прачечная», «скучно» наблюдается тенденция к произношению [чн] вместо [шн]. Кто знает, может быть, это первые предпосылки к изменению нормы, а возможно и просто несоблюдение нормы.
Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка. Но, как справедливо отмечает М.М. Михайлов, «соблюдение нормы не самоцель речи: мы говорим не ради соблюдения нормы, а соблюдая норму», так как цель повествования – оказывание воздействия на адресата и его чувства [5]. А этого невозможно достичь без соблюдения определенных норм языка.
Мало кто обращает внимание, например, на качество произносимого звука (г). В литературном языке (г) – взрывной, звонкий, его нельзя тянуть (гриб, гроза, груз, гром). Исключения, когда произносится (γ) фрикативный, долгий, составляют слова церковно–книжного происхождения (ого, ага, угу, Бог, Господи, богатый). Хотя произношение слов «Господи», «богатый» и «благо» со звуком (γ) из употребления выходит.
Поэтому задача носителей русского языка, – это правильное употребление его средств, следование нормам, так как овладение русским языком предполагает собой и овладение нормами, которые проявляются в употреблении принятых в литературном языке разнообразных речевых средств для правдивого и точного изображения действительности.
Ведь как подчеркивал М.И. Калинин, «Язык наш богатый, и вы его не коверкайте, не портите и ребят приучайте к этому. Требуйте, чтобы они сначала думали, а потом говорили, но не говорили, а потом думали. В этом основа» [6].
Литература:
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1984.
- М. И. Калинин о молодежи // Смена, 1955 — № 684 (ноябрь): URL: http://www.smena-online.ru/stories/m-i-kalinin-o-molodezhi (дата обращения 26.04.17)
- В.В. Колмакова, И.А. Кокина. Культуроцентрический подход как методологическая основа современной педагогической теории и практики // VII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7).
- Крысин Л.П. Современная литературная норма и ее кодификация// Русский язык в школе, 2002. — №1.
- Михайлов М.М. Образность как одно из качеств хорошей речи// Русский язык в школе, 1991. — №1.
- О коммунистическом воспитании: Ряд речей и статей М. И. Калинина URL:http://www.vospod.ru/book3127.html (дата обращения 25.04.17)