В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.
Ключевые слова: Языковая личность, Интернет-коммуникация, блог, блоггер, экстимность, речевой жанр.
Современное общество является информационным, что связано с повышением роли коммуникации и информации в жизни индивида. Сегодня отмечено не только увеличение числа межкультурных и межличностных контактов, но и появление новых способов связи. Особое место в системе человеческой коммуникации занимает всемирная сеть Интернет, представляющая собой не только телекоммуникацию, но и социальный, психологический и культурный феномен. Значительная часть коммуникаций перемещается сегодня в новое измерение – виртуальную реальность. Интернет предоставляет индивиду возможности самопрезентации и самовыражения.
Характер коммуникации напрямую оказывает влияние на изменение канала общения, также влияет на специфику жанров, в рамках которых осуществляется общение, и речевое поведение коммуникантов. Отмечено, что традиционные жанры получают новое содержание в связи с развитием Интернет-технологий. На сегодняшний день можно говорить о развитии в сети целого ряда производных жанров. Так, в сети Интернет развивается ряд специфических речевых жанров, имеющих аналоги в реальной коммуникации. Жанр блога является, с одной стороны, новой формой классического интимного дневника; с другой стороны, представляет собой трансформацию таких литературных жанров, как исповедь, биография, автобиография, путевые заметки. Таким образом, в Интернет-коммуникации, в соответствии с теорией речевых жанров М.М. Бахтина, трансформируются как первичные, так и вторичные речевые жанры под влиянием новой сферы коммуникации с новыми правилами общения. [2]
В Интернете появляется особый тип дискурса — письменная фиксация устной речи, или устно-письменная речь. Блоги же имеют свой особый язык коммуникаций, представляющий собой смешение литературного и разговорного вариантов языка, характеризующийся наличием иноязычных и просторечных элементов. Морфосинтаксис блогов отражает общую тенденцию сети к упрощению средств выражения, стремление к экономии усилий, а также игровую направленность сетевого общения.
Любой пользователь Интернета так или иначе является носителем языка и обладает способностью к коммуникации с другими членами сети, следовательно, его можно назвать языковой личностью – носителем языка, характеризующегося на основе анализа произведённых им текстов с позиции ви́дения им окружающей действительности и для достижения определённых целей и задач в условиях Интернет-коммуникации.
Благодаря возможностям Интернета языковая личность получает безграничные возможности самореализации в сети. В связи с этим рождается феномен виртуальной языковой личности (ВрЯЛ), то есть бытующего в сети образа, созданного индивидом и отражающего, как правило, идеальное или фантастическое Я личности. Наиболее полно ВрЯЛ реализуется на когнитивном и мотивационном уровнях. Когнитивный уровень ВрЯЛ представлен в блогах сетевыми именами, отражающими когнитивную операцию категоризации с целью социокультурной самоидентификации (включения в определенную категорию: социальную группу, этническую общность и т.п.). Основными мотивами создания блога являются, во-первых, желание ухода от социальных, культурных или иных барьеров, сопровождающих непосредственное общение; во-вторых, стремление к экспериментированию со своей идентичностью.
Поведение ВрЯЛ предопределено возрастом Интернет-пользователя. Во всех возрастных группах отмечены особые закономерности речевого поведения блоггеров, а также общие тенденции, выражающиеся в выборе ника и темы блога. Мотивы, приводящие индивида в сеть, отражают психологические и социальные характеристики, свойственные его возрастной группе. Наиболее активными блоггерами являются представители подросткового, юношеского и первого зрелого возраста, для которых сеть -возможность самовыражения, нахождения новых друзей, поддержания контакта с близкими людьми и нахождения единомышленников, а также способ популяризации своего творчества, достижения профессиональных целей и выражения своей гражданской позиции. [2]
Развитие виртуальности связано с развитием технологий, в частности, с распространением компьютерной сети Интернет, которая может рассматриваться как средство создания новой социальной реальности, сферы жизнедеятельности нового, сетевого сообщества, саморегулирующегося и живущего по определенным правилам. Интернет рассматривается также как особое психологическое явление. Анонимность виртуального общения предоставляет широкие возможности самопрезентации, создания своего образа, что свидетельствует о крайне высокой степени креативности и свободы поведения в сети.
Наконец, современное развитие Интернет-технологий обеспечивает обратную связь коммуникантов, которая в традиционных видах МК затруднена. Более того, реакция адресата крайне важна для отправителя сообщения, о чем свидетельствует развитие системы комментариев в ряде Интернет-жанров.
Речевой жанр представляет собой тип высказывания, обладающий взаимосвязанными тематическим содержанием, стилем и композиционным построением, определяемыми спецификой конкретной сферы общения (Бахтин 1979). В сети, являющейся активно развивающейся сферой коммуникации, отмечается гораздо большее разнообразие жанров по сравнению с реальной коммуникацией; границы между жанрами подвижны, что способствует постоянному обновлению их репертуара: отмечается отмирание старых жанров и появление новых. [3]
Блог, или сетевой дневник, является одним из наиболее интересных жанров Интернет-коммуникации. Это персональное субьективизированное виртуальное пространство, представляющее актуальную информацию и имеющее мультимедийный характер. Основными композиционными признаками блога являются: профиль автора, т.е. главная страница, представляющая информацию о блоггере – возраст, пол, дату создания блога и т.п.; статьи или заметки, организованные чаще всего в обратном хронологическом порядке; личные комментарии блоггера; комментарии, оставляемые читателями. Блог – своеобразный сетевой гипержанр:
1. Блоги, презентирующие досуг пользователя, его основные интересы.
2. Блоги, представляющие творчество индивида (живопись, графика, фотография, поэзия, проза, рукоделие). Сеть способствует творческому развитию пользователя, давая возможность не только создать, но и быстро распространить результаты своего творчества на большую аудиторию.
3. Сетевая журналистика: отражение актуальной ситуации в стране и мире, размышления и замечания о социальной сфере, политике, экономике, религии. Авторами подобных блогов часто являются журналисты, представители политических или социальных организаций, для которых дневник оказывается способом воздействовать на массы и заявить о своей позиции.
4. Экстимные дневники, отражающие переживания, страдания блоггера, повествующие о событиях его семейной или личной жизни. Понятие «экстимный дневник» возникает из противопоставления классического интимного дневника и блога, в котором интимность уступает место экстимности. Путевые заметки онлайн: блоги, которые ведутся в путешествии, содержат фотографии, личные комментарии, информацию о месте путешествия и обеспечивают почти синхронное получение новостей от путешествующего блоггера его окружением.
6. «Деловые» или «профессиональные» блоги, повествующие о деятельности блоггера, нередко являющиеся для него своеобразной рекламой, либо направленные на поиск работы (публикация профессиональных проектов, резюме и т.п.). Популярность таких блогов особенно высока среди представителей юношеского и первого зрелого возраста, для которых поиск работы становится крайне актуальным.
Очевидно, выделяемые нами виды блогов вполне соотносимы с литературными жанрами. Так, экстимный дневник имеет черты автобиографии, мемуаров, бытового дневника. Творческий блог зачастую имеет черты автовымысла, поскольку блоггер надевает определенную маску, примеряет виртуальный вымышленный образ. Жанр общественно-политического дневника непосредственно соотносится с блогами, представляющими актуальную ситуацию. Таким образом, блог может быть сопоставлен с целым рядом литературных жанров, таких как дневник, биография, автобиография, исповедь, мемуары, путевые заметки.
С одной стороны, коммуникация в сети происходит исключительно в письменной форме, посредством текста, даже если текст содержит элементы графики, анимации и оказывается по сути своей гипертекстом. С другой стороны, Интернет является зачастую лишь фиксацией устной речи, следовательно, фиксацией всех ее особенностей и, более того, ошибок, звучащих в ней. Это связано во многом с такими характеристиками сетевого общения, как спонтанность, неподготовленность и моментальность.
Кроме того, в сети отмечается «оразговоривание» всех типов речи: «сближение стилей литературного языка, по природе своей книжного даже при устной форме реализации, с раскованной разговорной речью становится глобальной, всеохватывающей тенденцией современного языкового развития». Таким образом, можно определить тип речи, представленный в Интернете, как литературно-разговорный: мы видим сочетание, с одной стороны, кодифицированного литературного языка, с другой – некодифицированной разговорной речи. В связи с этим литературные нормы в сетевом общении не соблюдаются. Сетевое сообщество, живущее по более свободным правилам, в том числе речеповеденческим, располагает к расшатыванию нормы.
В виртуальном дискурсе языковая личность освобождается от сложившихся в реальной жизни социальных стереотипов и психологических комплексов путём формирования виртуального образа. Существует также мнение о том, что «по мере углубления в Интернет-пространство в отношениях между людьми будет происходить замена личностей их образами. Человек существует в Интернете именно в языковой форме. Конструирование виртуального образа может быть связано с желанием пользователя Интернета решить проблему неудовлетворённости реальной идентичностью. Одним из способов решения этой проблемы интернет-пользователем выступает его язык как средство коммуникации и самовыражения. [2]
По мнению Н.В. Юдиной, если принять за основу тот факт, что речь человека непосредственным образом связана с его поведением в разных ситуациях и содержательных областях и во многом зависит от интеллектуального уровня индивида и его компетенции, то, следовательно, можно предположить существование определённой взаимосвязи между когнитивным стилем индивида как одним из стилевых образований личности и его языковой способностью.[2] В когнитивной лингвистике понятие когнитивного стиля используется в нескольких значениях: в широком смысле когнитивный стиль определяется как «предпочитаемый подход к решению проблемы, характеризующий поведение человека не вне зависимости от интеллектуального уровня индивида, его компетенции», в узком смысле – «способ или стиль мышления или оценки»
Трансформация языковой личности в процессе общения в виртуальной среде проявляется в изменении отношения ко времени, модели коммуникации, приоритетов, нивелировании ряда параметров, составляющих неотъемлемую часть языковой личности в реальном общении.
Так, например, внешность, пол, раса, национальность зачастую теряют свою значимость в процессе виртуального взаимодействия. Кроме того, появляются новые ценности, меняется отношение к языку. Ценным становится более демократичный, по сравнению с реальным, упрощённый характер общения, в котором одним из показателей нивелирования социального статуса является общения на «ты» между совершенно незнакомыми людьми. Об упрощённом характере общения свидетельствует так же выбор лексических средств, которые в большинстве своём являются разговорными, независимо от того, что имеют графическую форму выражения. Т.А. Буданова считает, что подобная раскрепощённость в общении выражается в актуализации динамики языковой личности и, как следствие этого, происходит стимулирование её лингвокреативного потенциала. Е.Н. Ремчукова приписывает термину «лингвокреативность» два взаимосвязанных и взаимообусловленных значения, связанных с языком – созидательный и художественный, творческий. Как представляется, использование именно этого термина позволяет адекватно представить как единое целое творческий потенциал языковой личности и творческий, созидающий характер самого языка, допускающего свободное использование «только в рамках своего характера». [4]
Одним из проявлений лингвокреативности виртуальной языковой личности выступает языковая игра. Языковая игра – понятие современной неклассической философии языка. Понятие введено Л. Витгенштейном для описания языка как системы конвенциональных правил, в которых участвует говорящий. Языковая игра, переводя речевую реальность в игровую плоскость, очерчивает горизонт возможных миров индивидуального и социокультурного опыта как не совпадающих с наличными, ибо, с одной стороны, в выборе правил языка, как и в выборе игры, человек ничем извне не ограничен, а с другой – соблюдение требования интерпретируемости модельной семантики заложено в самой основе конституирующего игру языка. Языковая игра строится по принципу плюрализма смыслов. [3]
В виртуальном дискурсе языковая игра получила большое распространение ещё и ввиду присущей этому виду коммуникации анонимности общения. Человек может общаться и оставаться неизвестным для других коммуникантов, конструируя виртуальный образ. Одним из средств создания виртуального образа является произвольный выбор пользователем ника (от англ. nickname – ‘кличка, прозвище’), сетевого псевдонима. [1] В данной ситуации следует говорить о развитии псевдоидентичности, т.е. в общении выступают те образы, которые создают себе сами коммуниканты. При этом появляется возможность корректировки ситуации (пользователь в любой момент может сменить ник). Поэтому остро встаёт вопрос о самоидентификации виртуальной языковой личности.
В работе М.А. Щербакова «Модель уровней самоидентификации личности» самоидентификация понимается как «отождествление себя с определённой социальной группой, образом, архетипом и т.д. Например, я – инженер; я – отец; я – мужчина и т.д.».
Существует мнение о том, что коммуникация в условиях виртуальной реальности предполагает, с одной стороны, необходимость самоидентификации, с другой – определённую свободу от самоидентификации в условиях «реальной» реальности. В виртуальной реальности существует возможность так называемой множественной идентификации, позволяющей проявиться некоторой субличности на правах целостной личности. [2]
Итак, понимание языковой личности в рамках виртуального дискурса претерпевает ряд существенных изменений. В новых условиях коммуникации человеку приходится адаптировать своё речевое поведение, что ведёт к психологической и языковой трансформации. Данный факт позволяет говорить о том, что вопрос о месте языковой личности в условиях виртуального дискурса требует детального изучения как с чисто лингвистических, так и с лингвофилософских, а также психолингвистических позиций.
Литература:
- Бабаян В.Н., Круглова С.Л. Теория дискурса в системе наук о языке // Ярославский пед. вестник. №3.(32) – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002-3. – С. 55–57.
- Буданова Т.А. О динамике языковой личности // Русская литература в формировании современной языковой личности: сб. материалов междунар. конгресса. Т. 2. – СПб., 2007. – С. 219–223.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 264 с.
- Карпова Т.Б. Самовыражение личности в Интернете: лингвистический аспект // Русский язык: исторические судьбы и современность: Сб. науч. ст. по материалам докл. и сообщ. междунар. конгресса – М.: МАКС Пресс, 2007 – С. 384–385.