Статья посвящена проблеме грамотности молодежи в современном обществе. Мы попытались раскрыть суть этой проблемы, чтобы найти ее решение. Авторами настоящего исследования были рассмотрены современные проблемы, с которыми сталкиваются молодежь в речевой практике. Статья представляет интерес для широкого круга читателей. Она может заинтересовать тех, кто интересуется происходящими процессами в языке в целом и речевой практике современной молодежи.
Ключевые слова: нормативные аспекты, язык, грамотность молодежи, речевая культура, массовая коммуникация.
Лингвисты и ученые, кто непосредственно связан с речью, с речевым общением, сильно обеспокоены состоянием современного русского языка. А связано это, прежде всего, с той ситуацией, которую мы наблюдаем, когда слышим, видим, читаем как общается наша молодежь. Снижается уровень культуры речи современной молодежи.
Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный. Он подвергается изменениям, подчиняясь законам и нормам, а также менталитету русского человека. Многие слова, давно вошедшие в русский язык, остались в нем навсегда исключением, многие претерпели изменения.
Все изменения, происходящие сегодня в стране, наложили свой отпечаток на культуру, сознание, на жизнь в целом, на молодежь. В век новых технологий мы видим, что наша молодежь увлеклась современными СМИ. Снижение уровня культуры речи и в целом русской культуры, замечается на страницах печати, в передачах радио и телевидения. [1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную. Часто общаются грубо, выражаются, употребляя слова не к месту, при этом считая ее нормальной. Причины такого рода отклонений: неполное усвоение норм литературного языка, недостаточно бережное отношение к языковой традиции, неумение, нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, влияние разных жаргонов и т.д.
В настоящее время можно по-разному относиться к жаргонизмам. Лингвисты разделились в своих суждениях. Одни – настороженно и неприязненно, другие- всецело одобряют употребление выражений «простых» слов. Чаще всего причина появления жаргонного общения среди молодежи является протест, который направлен против постоянства, обыденности и, даже, если хотите, против правил: быть и выглядеть не таким, как все. Зачастую речь выглядит, как языковая конспирация, понятная только ему. Жаргон, на котором общаются люди, возникает в определенном обществе, коллективе. [4] Это социальный диалект, языковая игра, которая создает и диктует свои правила, свой язык общения.
Нормативные аспекты культуры речи неотделимы от понятия языковая норма. Если обратиться к словарю, мы выясним, что языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, принятые в данное время данным языковым коллективом в качестве образцовых или предпочтительных. [3] Основное правило норм состоит в том, что все говорящие и пишущие на русском языке и не только обязательно должны соблюдать правила употребления, произношения и правописания слов. Понятно, что нормы под воздействием исторического времени изменяются. На это влияет разговорная речь, местные диалекты, речь различных социальных и профессиональных групп людей. Если бы нормы не были устойчивыми, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы разрушена. Устойчивость норм также обеспечивает преемственность культурных традиций народа. [2]
На современном этапе развития, речевая культура и слово подверглось и постоянно подвергается изменениям, зачастую происходящими со знаком «минус». При этом мы порой забываем о том, что культура произношения, как средство общения между людьми, имеет огромное значение в воспитании нового поколения. Четкая, красивая, логически выверенная речь – вот один из критериев воспитания культурной личности, от которого зависит будущее этого языка.
Представляет интерес точка зрения Г.Н. Скляревской о состоянии современного русского языка. Она считает, что мы имеем уникальную возможность наблюдать и исследовать язык в пору его стремительных и, как кажется, катастрофических изменений: все естественные процессы в нем ускорены и рассогласованы, обнаруживаются скрытые механизмы, действие языковых моделей обнажено, в массовом сознании наблюдаемые языковые процессы и факты оцениваются как разрушительные и гибельные для языка. [1]
Ученные выяснили, что большое влияние на подрастающее поколение оказывает, прежде всего, социум, который окружает его – семья, друзья, родственники, ровесники, а также телевидение, модные журналы, беллетристика, музыка и общество в целом. Подросток постоянно испытывает на себе воздействие различных информационных носителей. Читает, слышит, видит все то, что показывают и воспринимает это как норму, считает, что это правильно, что это достойно уважения. При этом правильность, качество речи желает быть лучше. Оно находится в плачевном состоянии. Языковая неряшливость, некорректное обращение к слушателям искажают чувство языковой ответственности.
Также одной из проблем «потери» языка являются заимствования. Каждая общность людей, каждая народность или национальность имеет свои языковые особенности и правила словоупотребления. Однако в результате совместного «сожительства» на одной территории, общения происходит слияние и «размыв» границ между языками, происходит ломка речевых правил.
Выражать мысль грамотно, лаконично, конкретно без паразитирующих слов в речи – вот, пожалуй, главная задача наших педагогов. Многое меняется в поведении и жизни нашего общества. Но эти перемены не должны касаться речи. Речь должна оставаться правильной, красивой, культурной. Эти перемены должны быть лучшими и жизнеспособными.
Воспитанность, интеллигентность, социальная принадлежность человека определяется по его разговорной речи. Приятней общаться с человеком, который не только красив внешне, но и грамотно излагает свои мысли и чувства. Это дар данный людям, один из самых главных, поэтому нужно беречь знания данные нам нашими предками и пользоваться ими правильно и грамотно, учиться и делиться своими знаниями и опытом с новым поколением.
Литература:
- Горбачевич К. С., Нормы современного русского литературного языка, 2 изд., М., 1981
- Исаева Е.А./Ж-л Общество: философия, история, культура, № 1 / 2014
- Искусство общения. – М., 1992.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. – М., 2002.