Требования к документации и задачи документирования процессов системы менеджмента качества в образовательном учреждении (на примере Донского государственного технического университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чубова, Е. П. Требования к документации и задачи документирования процессов системы менеджмента качества в образовательном учреждении (на примере Донского государственного технического университета) / Е. П. Чубова, Л. А. Севостьянова, С. М. Шапиро. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22.1 (156.1). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44315/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена вопросам системы менеджмента качества, ее роли в сфере образования. Представлены принципы реализации системы менеджмента качества. На примере Донского государственного технического университета раскрыты процессы, предшествующие внедрению системы менеджмента качества, зафиксированные в определенных документах.

Ключевые слова: принципы системы менеджмента качества, сфера образования, самообследование.

Современное управление любой организацией обязательно включает в себя менеджмент качества, которое внедряется с целью улучшения деятельности, повышения конкурентоспособности и обеспечения наглядного и системного управления. [4]

Система менеджмента качества (далее по тексту СМК) представляет собой совокупность методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качества. Начинать работу по разработке системы менеджмента качества следует с учетом трех составляющих, а именно идеологии, которая формирует общественное мнение работающих; психологии работников и инструментов, при помощи которых данная система будет воплощена в жизнь.

Система менеджмента качества характеризуется восемью принципами, создающими высшему руководству основу для внедрения грамотной и эффективной практики управления. Эти принципы заложены в стандартах ИСО 9000:2000. Каждый принцип занимает свое место в менеджменте организации, но главное преимущество может быть получено только при рассмотрении этих принципов как совокупности возможностей для развития организации и увеличения доходности ее деятельности.

Четкие преимущества внедрения системы менеджмента качества можно обозначить применительно к сфере образования. С выходом нового закона «Об образовании» (изменениями 2016 года) ужесточились требования к созданию эффективной внутренней системы оценки качества образования. [1]

Так, например, при проведении самообследования необходимо подтверждение функционирования в образовательном учреждении эффективной системы управления и оценки качества.

Система менеджмента качества разрабатывает критерии оценки уровня удовлетворённости обучающихся и работодателей качеством профессиональной подготовки. С этой целью СМК учитывает стратегические задачи по расширению партнёрства с работодателями, участвующими в образовательном процессе.

В качестве основы для создания общеевропейского образовательного пространства приняты стандарты и директивы Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании на территории Европы (ENQA), где определены базовые требования к системе качества образовательного учреждения. Данная модель разработана и внедрена в 2000 году странами-участницами Болонского соглашения. В основу заложены принципы и требования стандартов ISO серии 9000. Важно отметить, что членство в Европейской ассоциации открыто для всех агентств контроля качества образования, следовательно, и для российских.

СМК в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей, продиктованных изменчивостью требований рынка образовательных услуг. Для соблюдения конкурентоспособности образовательное учреждение должно соблюдать требования государственных стандартов, повышать качество обучения, обновлять учебную и лабораторную базу, внедрять новые педагогические технологии, повышать компетентность преподавателей.

Жизненный цикл системы менеджмента качества образовательного учреждения включает традиционные четыре стадии – разработка, внедрение, поддержание и развитие, сертификация СМК. Первые три стадии – обязательные для всех типов образовательных учреждений, а четвертую стадию жизненного цикла СМК образовательное учреждение определяет самостоятельно. [4]

Сертификация системы менеджмента качества для образовательных учреждений осуществляется в соответствии с стандартами ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р 52614.2-2006.

Некоммерческая организация ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования) выделяет следующие показатели:

- качество преподавательского состава;

- качество учебных программ;

- качество знаний;

- востребованность выпускников на рынке труда. [2]

Система управленческой документации позволяет организовать эффективное планирование, обеспечить осуществление, управление и улучшение процессов и деятельности образовательного учреждения. Система управленческой документации СМК включает в себя организационно-правовую документацию, распорядительную документацию, справочную документацию и др.

Донской государственный технический университет проходит аккредитацию один раз в пять лет. Комплексной проверке университета предшествует внутривузовское самообследование, которое проводится на основе рекомендаций, изложенных в приказах и инструктивных письмах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию и Рособрнадзора РФ и в соответствии с положениями Руководства по подготовке документов к проведению комплексной оценки деятельности вуза, аттестации и государственной аккредитации филиала в аккредитованном вузе. Для успешного проведения предаккредитационной процедуры в вузе были разработаны методические указания по проведению процедуры самообследования, ректором ДГТУ был издан ряд приказов и распоряжений.

При проведении самообследования оценивается деятельность университета по следующим направлениям: организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности университета; структура вуза и система управления им; структура и содержание подготовки выпускников; оценка качества знаний, кадровое обеспечение вуза; научно-исследовательская деятельность вуза; материально-техническая база; социально-бытовые условия студентов; воспитательная работа в университете. Результаты самообследования формируются в отчет, в заключительной части которого отражаются сильные и слабые стороны условия реализации образовательного процесса, а также возможности и препятствия, существующие на данном этапе в развитии вуза.

Среди сильных сторон указаны наиболее значимые для подготовки специалистов, готовых к осуществлению профессиональной деятельности, такие как реализация образовательных программ, востребованных промышленностью региона и согласованность образовательных программ с потенциальными работодателями.

Возможности вуза заключаются в расширении использования современных технологий и информационной поддержки процесса обучения; создании системы повышения педагогической квалификации ППС, использующей современные методики преподавания, особенно в инженерном образовании.

Система менеджмента качества в сфере образования, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень, а выпускникам получить достойные рабочие места. СМК нацелено на четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификацию процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 марта 2016 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть I). – Ст. 7598.
  2. Официальный сайт Ассоциации по сертификации "Русский Регистр". URL: http://www.rusregister.ru/ (дата обращения 17.04.2017).
  3. Левшина, В.В. и др. Формирование системы менеджмента качества вуза. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/smkvuz.htm (дата обращения 22.04.2017).
  4. Современные инструменты менеджмента качества: учебное пособие/ Ю.А. Антохина и др. – СПб., 2011. – 237 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, система менеджмента качества, ENQA, сфера образования, ISO, высшее образование, Европейская ассоциация гарантии качества, образовательный процесс, проведение самообследования, управленческая документация.


Ключевые слова

сфера образования, принципы системы менеджмента качества, самообследование

Похожие статьи

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении

В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС

В статье поднята проблема определения качества дошкольного образования в методологическом и теоретическом аспекте. Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.

Оценка эффективности реализации программы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в современных условиях

В статье дана оценка эффективности реализации модели методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Автором представлены результаты формирующего эксперимента по внедрению модели методического сопровождения деят...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного учреждения в методологическом и теоретическом аспекте. Определены основные параметры для оценки качества образовательной дея...

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования

В статье рассмотрено понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Проанализирована представленность информационно-коммуникативных технологий в требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Теоретические подходы к оценке качества образования тестированием посредством установления критериев

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало определение теоретических подходов тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования. В ходе те...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Похожие статьи

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении

В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС

В статье поднята проблема определения качества дошкольного образования в методологическом и теоретическом аспекте. Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.

Оценка эффективности реализации программы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в современных условиях

В статье дана оценка эффективности реализации модели методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Автором представлены результаты формирующего эксперимента по внедрению модели методического сопровождения деят...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного учреждения в методологическом и теоретическом аспекте. Определены основные параметры для оценки качества образовательной дея...

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку в соответствии с ФГОС основного общего образования

В статье рассмотрено понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Проанализирована представленность информационно-коммуникативных технологий в требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Теоретические подходы к оценке качества образования тестированием посредством установления критериев

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало определение теоретических подходов тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования. В ходе те...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Задать вопрос