Статья посвящена вопросам системы менеджмента качества, ее роли в сфере образования. Представлены принципы реализации системы менеджмента качества. На примере Донского государственного технического университета раскрыты процессы, предшествующие внедрению системы менеджмента качества, зафиксированные в определенных документах.
Ключевые слова: принципы системы менеджмента качества, сфера образования, самообследование.
Современное управление любой организацией обязательно включает в себя менеджмент качества, которое внедряется с целью улучшения деятельности, повышения конкурентоспособности и обеспечения наглядного и системного управления. [4]
Система менеджмента качества (далее по тексту СМК) представляет собой совокупность методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качества. Начинать работу по разработке системы менеджмента качества следует с учетом трех составляющих, а именно идеологии, которая формирует общественное мнение работающих; психологии работников и инструментов, при помощи которых данная система будет воплощена в жизнь.
Система менеджмента качества характеризуется восемью принципами, создающими высшему руководству основу для внедрения грамотной и эффективной практики управления. Эти принципы заложены в стандартах ИСО 9000:2000. Каждый принцип занимает свое место в менеджменте организации, но главное преимущество может быть получено только при рассмотрении этих принципов как совокупности возможностей для развития организации и увеличения доходности ее деятельности.
Четкие преимущества внедрения системы менеджмента качества можно обозначить применительно к сфере образования. С выходом нового закона «Об образовании» (изменениями 2016 года) ужесточились требования к созданию эффективной внутренней системы оценки качества образования. [1]
Так, например, при проведении самообследования необходимо подтверждение функционирования в образовательном учреждении эффективной системы управления и оценки качества.
Система менеджмента качества разрабатывает критерии оценки уровня удовлетворённости обучающихся и работодателей качеством профессиональной подготовки. С этой целью СМК учитывает стратегические задачи по расширению партнёрства с работодателями, участвующими в образовательном процессе.
В качестве основы для создания общеевропейского образовательного пространства приняты стандарты и директивы Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании на территории Европы (ENQA), где определены базовые требования к системе качества образовательного учреждения. Данная модель разработана и внедрена в 2000 году странами-участницами Болонского соглашения. В основу заложены принципы и требования стандартов ISO серии 9000. Важно отметить, что членство в Европейской ассоциации открыто для всех агентств контроля качества образования, следовательно, и для российских.
СМК в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей, продиктованных изменчивостью требований рынка образовательных услуг. Для соблюдения конкурентоспособности образовательное учреждение должно соблюдать требования государственных стандартов, повышать качество обучения, обновлять учебную и лабораторную базу, внедрять новые педагогические технологии, повышать компетентность преподавателей.
Жизненный цикл системы менеджмента качества образовательного учреждения включает традиционные четыре стадии – разработка, внедрение, поддержание и развитие, сертификация СМК. Первые три стадии – обязательные для всех типов образовательных учреждений, а четвертую стадию жизненного цикла СМК образовательное учреждение определяет самостоятельно. [4]
Сертификация системы менеджмента качества для образовательных учреждений осуществляется в соответствии с стандартами ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р 52614.2-2006.
Некоммерческая организация ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования) выделяет следующие показатели:
- качество преподавательского состава;
- качество учебных программ;
- качество знаний;
- востребованность выпускников на рынке труда. [2]
Система управленческой документации позволяет организовать эффективное планирование, обеспечить осуществление, управление и улучшение процессов и деятельности образовательного учреждения. Система управленческой документации СМК включает в себя организационно-правовую документацию, распорядительную документацию, справочную документацию и др.
Донской государственный технический университет проходит аккредитацию один раз в пять лет. Комплексной проверке университета предшествует внутривузовское самообследование, которое проводится на основе рекомендаций, изложенных в приказах и инструктивных письмах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию и Рособрнадзора РФ и в соответствии с положениями Руководства по подготовке документов к проведению комплексной оценки деятельности вуза, аттестации и государственной аккредитации филиала в аккредитованном вузе. Для успешного проведения предаккредитационной процедуры в вузе были разработаны методические указания по проведению процедуры самообследования, ректором ДГТУ был издан ряд приказов и распоряжений.
При проведении самообследования оценивается деятельность университета по следующим направлениям: организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности университета; структура вуза и система управления им; структура и содержание подготовки выпускников; оценка качества знаний, кадровое обеспечение вуза; научно-исследовательская деятельность вуза; материально-техническая база; социально-бытовые условия студентов; воспитательная работа в университете. Результаты самообследования формируются в отчет, в заключительной части которого отражаются сильные и слабые стороны условия реализации образовательного процесса, а также возможности и препятствия, существующие на данном этапе в развитии вуза.
Среди сильных сторон указаны наиболее значимые для подготовки специалистов, готовых к осуществлению профессиональной деятельности, такие как реализация образовательных программ, востребованных промышленностью региона и согласованность образовательных программ с потенциальными работодателями.
Возможности вуза заключаются в расширении использования современных технологий и информационной поддержки процесса обучения; создании системы повышения педагогической квалификации ППС, использующей современные методики преподавания, особенно в инженерном образовании.
Система менеджмента качества в сфере образования, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень, а выпускникам получить достойные рабочие места. СМК нацелено на четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификацию процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 марта 2016 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть I). – Ст. 7598.
- Официальный сайт Ассоциации по сертификации "Русский Регистр". URL: http://www.rusregister.ru/ (дата обращения 17.04.2017).
- Левшина, В.В. и др. Формирование системы менеджмента качества вуза. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/smkvuz.htm (дата обращения 22.04.2017).
- Современные инструменты менеджмента качества: учебное пособие/ Ю.А. Антохина и др. – СПб., 2011. – 237 с.