На данном этапе развития торговли применение контрольно-кассовой техники (далее ККТ) приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что многие предприниматели, под воздействием изменений законодательства, обязаны выполнять требования по внедрению усовершенствованной техники.
Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» был принят в 2003 году [4].
Контрольно-кассовая техника — чекопечатающее устройство, предназначенное для регистрации и учета наличных и безналичных денежных расчетов с покупателями при выполнении торговых операций и оказании услуг. Целью ККТ служит упрощение и увеличение собираемости налогов.
Вся приобретаемая техника ставится на учет, с передачей данных в налоговую службу. ФНС предоставляет обязательные требования, после выполнения которых выдается регистрационный номер ККТ.
Президент РФ в июле 2016 года подписал поправки в закон «О применении контрольно-кассовой техники», которые обозначали поэтапный переход на онлайн-кассы.
Во-первых, изменена схема работы торговых организаций с налоговыми органами. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую инспекцию через интернет.
Во-вторых, использование кассовых аппаратов нового образца, которые поддерживают функцию — выход в интернет. Новая техника должна сохранять и передавать данные о продаже в организации фискальных данных, где осуществляется обработка чеков и их отправка в налоговую службу.
В-третьих, ужесточились требования к отчетности. Количество обязательных данных возросло.
В связи с поправками в законодательстве контроль над деятельностью организаций требует большего внимания. В связи с этим Федеральная Налоговая Служба (далее ФНС) является активным разработчиком новых программ, с помощью которых осуществляется контроль. Служба успешно провела эксперимент по внедрению контрольно-кассовой техники. В эксперименте участвовали около 1000 компаний, и примерно 4000 касс были оснащены модулем, передающим данные в ФНС. После чего ФНС принимала участие в высокотехнологичном проекте. Один из них — введение нового порядка передачи информации о расчетах с помощью онлайн-касс.
Налогоплательщик со своей стороны должен внести номер в аппарат в течение одного рабочего дня. Такая процедура удобна как для одной стороны, так и для другой, так как она осуществляется в дистанционной форме через сервис «Личный кабинет».
Реализация проекта началась в 2015 году, которая была подкреплена Федеральным законом 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». На конец года результаты оказались следующими: зарегистрировано 3,5 тысячи ККТ, на которых пробили 44 млн чеков. В 2016 году, когда вступили в силу новые требования по оборудованию, было пробито более 20 млн чеков на новых ККТ, число которых составило более 20 тысяч.
Новая контрольно-кассовая техника активно вносится в реестр разрешенной для эксплуатации. По состоянию за 2016 год в реестр было включено 48 моделей, а за январь 2017 года было внесено еще 3 модели ККТ нового образца от разных производителей.
По мнению Саксунова Р. А., который является начальником контрольного отдела управления ФНС в республике Башкортостан: «Главное преимущество, которые налогоплательщики получают от нового порядка, это создание бесконтактной системы администрирования ККТ, которая максимально исключает общение с представителем налогового органа и значительно экономит трудозатраты и время» [1].
Черепухина С. В., Кольцова Т. А. считают, что перспективным направлением совершенствования контроля соблюдения законодательства по ККТ является переход на предлагаемый порядок в России, который позволит использовать при осуществлении расчетов современные электронные мобильные устройства, при этом пользователю такого устройства не придется приходить в налоговую инспекцию, чтобы его зарегистрировать [2].
Таким образом, усовершенствование нового оборудования и появлением электронных сервисов, и для предпринимателей, и для налоговой теперь легче поставить ККТ на учет. Благодаря этому налоговые органы значительно уменьшат свой документооборот. В связи с внедрением ККТ система контроля станет более современной. Это даст покупателям возможность получить чек по электронной почте, который при необходимости можно восстановить. Внедрение новых технологий позволит увеличить объем поступлений налогов в бюджет и снизить масштабы уклонения от уплаты налогов. Все эти меры предпринимаются для того, чтобы сделать торговый бизнес более прозрачным.
Внедрение новых норм может вызвать и ряд затруднений. Так, не все населенные пункты имеют стабильный доступ в интернет.
В то время, когда все организации были обязаны использовать кассовые аппараты, предприниматели, которые работали на патенте и ЕНВД освобождались от их использования. Но С 1 июля 2018 года применение ККТ для них станет обязательно — им придется приобретать технику нового типа.
Расходы предпринимателей для переоснащения ККТ определить сложно. Доработка старой кассы обойдется от 6 до 15 тысяч рублей в зависимости от даты производства ККТ. Существует и другой вариант, который заключается в покупке новой техники. Стоимость зависит от разновидности моделей и их характеристик, она варьируется от 20 до 30 тысяч рублей. И тогда у предпринимателей появляется выбор либо обновить старую технику, что является более выгодным вариантом, либо покупать новую. Таким образом, принятые нормы нуждаются в апробации и дальнейшем совершенствовании с учетом правоприменительной практики.
Литература:
- Саксунов Р. А., Реализация программы повышения эффективности контрольной работы. Конструктивное взаимодействие с правоохранительными органами. Новый порядок применения ККТ [Текст]. — В сборнике: совершенствование налогового администрирования. Материалы первой научно-практической конференции 2016 г. С. 86–90.
- Черепухина С. В., Кольцова Т. А., О налоговом контроле применения контрольно-кассовой техники [Текст]. — Журнал «Агропродовольственная политика России» 2015 г. № 6 (18). С. 78–84.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66/
- Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/