В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного состояния страны составляет отбор ценностей с точки зрения нравственности, гуманистического мировоззрения.
Ключевые слова: ценности, воспитание, образование, нравственность, гуманизм
The article highlights contemporary actual problems of the educational process of the younger generation, great attention is paid to the problem of education of moral values and the role of education. The main task of education in the context of globalization and the transitional state of the country is the selection of values from the point of view of morality, a humanistic worldview.
Key words: values, upbringing, education, morality, humanism
В свете гуманистического мировоззрения главным признаком нравственных ценностей является наличие в них благотворных для человека качеств, свойств, возможности использовать эту ценность во благо человека. Общей чертой нравственных ценностейявляется заключенная в них человечность, все то, что связано с утверждением жизни, положительными качествами людей, с творчеством добра в его многообразных формах.
В качестве приоритетных нравственных ценностей кыргызского народа издавна наиболее часто выделяются свобода, жизнь, труд, доброта, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Родине. Основа нравственных ценностей была заложена нашими предками в эпосе «Манас, отражающем народную мудрость, морально-этические назидания, наставления, бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к общечеловеческим ценностям. Высокие нравственные ценности содержатся также в творчестве великих кыргызских акыновКалыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча, Молдо Нияза, Женижока, Токтогула, Тоголока Молдо и Алыкула. В основе их гуманистического мировоззрения лежат такие ценности как ценность человека как самая высшая ценность, справедливость, добро, благо, долг, честь, ответственность и другие нравственные ценности.
Сегодня путь трансформациинашего общества к принципам демократии и рынка сопровождается определенными трудностями. В экономической сфере — это спад производства, падение уровня жизни, безработица, в политической сфере — это потеря общей консолидирующей идеи, трудности в осуществлении реформ, в социальной сфере — падение уровня образования, снижение духовных ценностей, рост алкоголизма, наркомании и других асоциальных явлений. Острая проблема сегодня — влияние на сознание молодого поколения рыночных ценностей. Сегодня у нас в стране происходит утверждение рыночных отношений, что приводит к изменению не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, к изменению образа жизни, поведения людей. Это в свою очередь оказывает влияние и на систему ценностных ориентаций в обществе. Как известно, в основе рыночных отношений лежат конкуренция, соперничество, стремление к прибыли, обогащению. Эти ценности рынка по- разному влияют на ценностные ориентации современного человека. Пробуждая инициативу, активность, энергию людей, они в то же время приводят человека к двойной морали, отчуждению, неврозам и другим негативным последствия. Ценности личности подвергаются влиянию рынка и становятся рыночными ценностями.
Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и средств массовой информации, разрыв между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения.Современный молодой человек в Кыргызстане, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, вуза, а с другой стороны, на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере.
Социологические исследования, проведенные в нашей стране, показывают, что за время демократических преобразований у большинства нашей молодежи выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок [1, с. 154–162].
Среди молодежи заметно снизился интерес к таким ценностям, как труд, патриотизм. Таким образом, происходит кардинальная смена всей нравственно-духовной системы страны.
Поэтому в настоящее время все большее значение имеет процесс воспитания молодого поколения, привития молодежи нравственных ценностей. Воспитание есть процесс, в котором воспитуемый человек осознает те или иные явления как ценности или как не ценности. Воспитание есть, прежде всего, осознание ценностей. Соотношение воспитания отношения и воспитания поступков состоит в том, что первая сторона является определяющим моментом и мотивом второй. Воспитание — это не только осознание, но и отбор ценностей. Правильный и осознанный отбор ценностей невозможен без раскрытия содержания хотя бы важнейших, определяющих ценностей. Главную задачу воспитания составляетотбор ценностей с точки зрения нравственности, гуманистического мировоззрения. В процессе обучения, начального или высшего профессионального, помимо усвоения учениками новых знаний одновременно происходит и становление личности учащихся, формирование их мировоззрения, основой которого являются нравственные ценности.
Настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодежи, поэтому, как представляется, речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социального пространства. Что касается формирования нравственных основ, то это одна из главных задач, которую надо решать уже в детских садах, где детям прививают элементарные правила поведения и нормы морали, которые в будущем повлияют на их поведение. Ш. А. Амонашвили пишет: «То, что поступает в нас из высшего мира и возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем. Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников и воспитанников» [2, с. 156].
На уроках и внеклассной работе учитель может сделать многое, чтобы помочь стать ребенку самим собой в духовном восхождении, ежедневно знакомя с произведениями авторов отечественной и мировой литературы, создавая благоприятный социум, посещая различные выставки, музеи, спектакли, знакомя с историей культуры страны, проводя разнообразные беседы [3]. Универсальная цель воспитания — это формирование высоконравственной, социально активной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, формирование в личности общечеловеческих ценностей [4]. Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания сегодня все более настойчиво должны внедряться принципы нравственности, а в современном образовании и воспитании реализоваться тенденции гуманизации образования, возврат к ценностям веры, любви, свободы.
Именно в процессе получения образования личность вбирает в себя знания, позволяющие ей разобраться во всем многообразии ценностей, норм, законов и правил, без которых не существует ни одно общество, вне которых не может существовать и человек как разумный и активный гражданин, как член общества [5, с. 58].
Развитие в человеке личностного начала способствует развитию у него системы нравственных ценностей, которые становятся основой его гуманитарной культуры. Поэтому гуманизация образования обеспечивает сознательный выбор личностью духовных ценностей и формирует в нем систему нравственных ценностей.Система образования должна способствовать развитию добрых сторон человеческой природы и препятствовать развитию злых.
Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидация всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности. Достичь необходимой гармонии земной жизни, противостоять злу можно только путем духовно-нравственного внутреннего совершенствования.
Заключая нашу статью, следует сказать, что в данных условиях очень важным направлением ценностно-ориентировочной деятельности молодых поколений является формирование ориентаций на общечеловеческие ценности, проповедующие идеалы Добра, Красоты, Истины.
Литература:
- Алдашева А. Б. Ценности, ценностные ориентации молодежи Кыргызстана [Текст] // Актуальные проблемы образования на современном этапе: Материалы междунар. науч-практ. конф. — Б., 2002. — С. 154–162.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2009. — С. 156.
- Воспитательная деятельность педагога [Текст] / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. В. Селованова. — М., 2005. — 217 с.
- Шиянов Н. Е., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности [Текст]. — Ростов — на — Дону, 1995.
- Попова Е. В., Пушкарева Т. В. Интериоризация в контексте проблемы социальной детерминации [Текст] // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 1. — С. 58.