Представлены результаты анализа методики детерминированного расчета предприятий автосервиса. Результаты расчета сопоставлены с параметрами реального действующего предприятия. Выявлены основные факторы, влияющие на точность детерминированного расчета, и мероприятия, которые могут способствовать повышению точности определения параметров предприятий.
Ключевые слова: предприятие автосервиса, технологический расчет
В настоящее время количества автомобилей в России стабильно увеличивается. При этом значительная часть их принадлежит частным лицам, а также компаниям, не имеющим возможности самостоятельно проводить работы по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту. Следовательно, для обеспечения работоспособности транспортных средств, безопасности участников дорожного движения, повышения эффективности функционирования транспорта, необходимо наличие развитой и эффективно работающей инфраструктуры предприятий автосервиса [1]. Сеть предприятий автосервиса включает такие предприятия, как фирменные автоцентры, дилерские центры, независимые станции технического обслуживания автомобилей, комплексно выполняющие все виды работ ТО и ремонта, а также узкоспециализированные предприятия. Количество таких предприятий в крупных городах зачастую составляет несколько десятков или даже сотен. Тем не менее, далеко не все владельцы транспортных средств удовлетворены работой существующих предприятий.
Одной из проблем работы сети предприятий автосервиса является высокая загруженность части из них и недостаточная востребованность других. В значительной степени это связано с правомерностью выбора их параметров при проектировании или реконструкции. К таким параметрам относятся количество постов ТО и ТР, площади помещений, количество производственных и вспомогательных рабочих и др. Обычно их значения определяются в ходе технологического расчета предприятия.
Существуют различные методы технологического расчета предприятий автосервиса: укрупненный метод расчета, детерминированный метод, дилерский метод, вероятностные методы. Главным преимуществом укрупненного метода расчета является то, что можно определить общие характеристики предприятия, не прибегая к сложным расчетам и имея минимум исходных данных. Вместе с тем, точность определения параметров укрупненным методом крайне низка, что позволяет применять его лишь на стадии предварительной оценки параметров предприятия.
Организации, которая решила стать предстателем автомобильного бренда в городе или регионе, необходимо подать заявку, выполнив при этом все необходимые требования дистрибьютера. Если заявка будет одобрена, заключается договор, максимальный срок действия которого — 5 лет. Для строительства дилерского центра организации предоставляются данные для расчета. Сам расчет проводится дистрибьютером, параметры предприятия зависят от региона его расположения. Методика расчета при этом тщательно скрывается.
Наибольшее распространение получил метод детерминированного расчета, опирающийся на требования и рекомендации ОНТП — 01–91. [2] Данный документ содержит большой объем необходимой справочной информации. Вместе с тем, эта информация базируется на данных, собранных в 80-х годах XX века, и к настоящему времени частично устарела. Следовательно, актуальной задачей является анализ методики расчета предприятий автосервиса и справочных данных с позиций возможности их применения в современных условиях, а также выработка рекомендаций по корректированию методики.
Оценка пригодности метода для расчета предприятий, работающих в современных условиях, проводилась на основе собранных статистических данные. Данные получены на предприятии, обслуживающем пять марок современных автомобилей зарубежного производства. В таблице 1 приведены данные по количеству воздействий в сумме за год по каждой марке автомобилей.
Таблица 1
Количество автомобилей, обслуженных рассматриваемым предприятием автосервиса за 2016 год
Марка автомобиля |
Количество воздействий за год |
||
Техническое обслуживание |
Текущий ремонт |
Гарантийный ремонт |
|
Марки № 1–3 |
1728 |
2807 |
1510 |
Марка № 4 |
862 |
775 |
564 |
Марка № 5 |
366 |
683 |
221 |
На основании представленных данных был выполнен технологический расчет по методике ОНТП — 01–91. Установлено, что результаты расчета значительно отличаются от параметров функционирующего предприятия, в частности, количество постов ТО и ТР по расчету составило 48, однако на существующем предприятии данное количество автомобилей обслуживается на 10 постах, а значит, результаты расчета отличаются от реальных почти в 5 раз. Аналогично, по расчету требуется существенно большее, чем в реальности, количество рабочих на предприятии.
В то же время, расчётное количество постов уборочно-моечных работ получилось чрезмерно малым, равным 0,35, хотя на действующем предприятии имеющийся пост уборочно-моечных работ загружен полностью, а в некоторые дни даже не спрапвляется с нагрузкой.
Причины отклонения расчетных величин связаны с тем, что:
1) Современные автомобиля отличаются большой величиной нормативных пробегов между ТО. Легковые автомобили требуют проведения ТО через 15–20 тысяч километров, грузовые могут проходить ТО через 60–100 тысяч километров. По сравнению с моделями автомобилей, параметры которых лежат в основе ОНТП — 01–91, объем работ ТО за счет больших межсервисных пробегов сокращается в 1,5 и более раз.
2) Трудоемкость каждого технического обслуживания современных автомобилей значительно ниже, чем автомобилей прежних лет выпуска. Так, по данным [2], трудоемкость обслуживания некоторых грузовых автомобилей снизилась за последние 20 лет в 6 и более раз. Аналогичная тенденция наблюдается и для легковых автомобилей.
Снижение трудоемкости связано с тем, что в конструкции автомобилей широко применяются узлы и системы, не требующие регулировки и контроля. Кроме того, повышение показателей качества эксплуатационных материалов, применение автоматизированного оборудования для диагностики и регулировки систем автомобиля также снижает трудоемкость воздействий.
Вместе с тем, имеется и обратный фактор — современные автомобили сложнее в конструктивном плане, следовательно, к традиционным операциям зачастую добавляются новые, например, проверка и регулировка климатической установки. Тем не менее, в целом трудоемкость ТО с каждым поколением автомобилей снижается.
Обратная картина наблюдается только для уборочно-моечных работ. В связи с использованием современных лакокрасочных материалов, повышением эстетических требований, использованием в салоне автомобиля материалов, требующих чистки и уборки пыли, объем этих работ возрастает. Современные автомобили требуют использования не только моечной установки, но и пылесоса, средств автокосметики.
3) Потребность современных автомобилей в ремонте существенно ниже, чем автомобилей прежних лет выпуска. Многие системы современных автомобилей, особенно зарубежного производства, практически не требуют ремонта на протяжении всего периода эксплуатации.
4) Ремонт автомобилей, узлов и агрегатов в последние годы производится преимущественно путем замены изношенных деталей новыми, без восстановления старых. Такой подход приводит к снижению средней трудоемкости ТР, особенно на малых и средних предприятиях автосервиса. Предприятия большой мощности, как правило, выполняют такие трудоемкие работы ТР, как ремонт и окраска кузовов. Вместе с тем, современные технологии позволяют проводить эти работы за сравнительно не большой промежуток времени.
Перечисленные особенности позволяют сделать вывод, что применение рассматриваемой методики технологического расчета в современных условиях принципиально возможно, но требует корректирования нормативных пробегов между ТО и нормативных трудоемкостей ТО и ТР. При этом расчет объема работ ТР затруднен тем, что и поступление автомобилей в ремонт, и время их нахождения в ремонте могут сильно варьироваться. Проведение же ТО, по крайней мере, для автомобилей с пробегами, меньшими гарантийного, осуществляется по графику, следовательно, можно сравнительно точно рассчитать объем этих работ.
Точность технологического расчета предприятия автосервиса может быть повышена за счет раздельного определения объема работ ТО и ТР. Такой подход рекомендован «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» [7] для автомобилей, эксплуатируемых автотранспортными предприятиями.
Уточненная методика технологического расчета СТО комплексного типа должна включать:
1) расчет объема работ ТО на основе нормативных пробегов и трудоемкостей воздействий, входящих в ТО по формуле
Ti = ti · Ni,(1)
где ti — удельная трудоемкость работ ТО, чел.-ч / 1 обслуживание;
Ni — программа работ ТО за расчетный период.
Для отдельных моделей автомобилей такой расчет упрощается вследствие того, что завод-изготовитель предусматривает лишь два чередующихся между собой вида ТО. Однако для большинства современных автомобилей каждое ТО уникально, что требует расчета по формуле (1) для каждого вида ТО в отдельности, с последующим суммированием.
2) расчет объема работ ТР на основе статистических данных об отказах различных систем автомобиля, приведенных к пробегу автомобиля:
(2)
где tТР — удельная трудоемкость работ ТР, чел.-ч / 1000 км;
LГ — среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей.
Предлагаемое разделение требует также коррекции долей отдельных видов работ в общем объеме. Последующие определение потребности в рабочих, постах ТО и ТР, площадях производственных и складских помещений может производиться по традиционной методике.
Продолжение данного исследования будет заключаться в определении справочных величин по пробегам между обслуживаниями трудоемкостям ТО и распределению трудоемкости ТР по видам работ.
Литература:
- Полуэктов, М. В. Система автосервиса России: состояние, проблемы и перспективы / М. В. Полуэктов, В. В. Савельев // Автотранспортное предприятие. — 2015. — № 8. — C. 45–47.
- ОНТП-01–91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (РД 3107938–0176–91) — М., 1991–74 с.
- Полуэктов, М. В. Проектирование предприятий автосервиса: учеб. пособие / М. В. Полуэктов. — Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2014. — 74 с.
- Масуев, М. А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие для студентов вузов / М. А. Масуев. — М.: Академия, 2007. — 224 с.
- Проектирование предприятий технического сервиса / Под ред. И. Н. Кравченко: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2015. — 352 с.
- Ляпин, Н. А. Современные системы технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей / Н. А. Ляпин, С. А. Ширяев, А. П. Федин, М. В. Полуэктов; под ред. Н. А. Ляпина — Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. — 183 с; ил.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. — М.: Транспорт. — 1986. — 72 с.
- Тахтамышев, Х. М. Основы технологического расчета автотранспортных предприятий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Х. М. Тахтамышев. — М.: Академия, 2011. — 352 с.