Переход на инновационную методику — это закономерный этап в развитии высшего профессионального образования страны. ВУЗ должен стремиться создать такие условия, при которых студенческий коллектив, и персонал будут с успехом применять инновации. [1]
Данная проблема актуальна в нашем ВУЗе, так как в ПГУ обучается около 5000 тысяч студентов из различных субъектов России, и уследить за изменениями в расписании удается совсем не каждому.
Расписание учебных занятий составляется, обычно, два раза за год обучения (в начале года — сентябрь; середина года — январь). В указанный период, зачастую, обучающиеся не успевают ознакомиться с расписанием. А также, в начале учебного семестра, в связи с занятостью преподавателей на других факультетах, расписание становится непостоянным и может изменяться в течение двух недель.
Таким образом, предлагается создание электронного расписания учебных занятий для студентов ПГУ, которое будет обновляться периодически. С помощью данного расписания обучающиеся смогут следить за расписанием со своих смартфонов (компьютеров, планшетов) в Электронной образовательной среде ПГУ (edu.pgu.ru).
Так же электронное расписание станет приложением к базе данных, которое будет содержать много других функций, как:
- Учебные график группы;
- Перечень дисциплин;
- Списки групп, подгрупп;
- Списки аудиторий (корпусов);
- Списки преподавателей и мастеров производственного обучения;
- Графики занятости преподавателей;
- Расписание звонков
Это обеспечит возможность выполнения следующих функций:
- Ввод и редактирование справочной информации;
- Ввод и редактирование учетной информации;
- Формирование и печать отчетов;
- Учет и хранение выданной нагрузки преподавателей;
- Составление расписания занятий.
Электронное расписание будет представлено в виде уже имеющегося расписания в текстовом варианте. Поиск исходной информации, сопряженный с переводом текстовых данных в электронную версию, занял большой промежуток времени. В основе расписания в электронном виде существует ряд характерных черт, в частности, график очного и заочного отделения и экзаменационных сессий. Все три основные составляющие являются независимыми друг от друга, но в сущности отделить их невозможно.
В непрерывном течении планирования образовательного процесса существует два периода наибольшей загруженности, которыми являются середина и конец учебного года. Максимальная загруженность вызвана вероятностью пересечения расписаний по двум из трех основных причин: преподаватель и аудитория, т. к. на различных специальностях очного отделения экзаменационные сессии могут начинаться в различные сроки, а блочные занятия и экзаменационная сессия заочного отделения, как правило, совпадает с концом семестра и экзаменационной сессией очного отделения.
График учебной деятельности вуза основан на распределении занятий по неделям с указанием педагога. Все ошибочные действия, происходящие в процессе составления расписаний непременно должны быть сокращены, занятия распределены на подобающие смены и в подходящие для них по типу и объему аудитории.
Таким образом, при составлении расписания необходимо учитывать большое число факторов, среди которых:
‒ Временные факторы;
‒ Временной фонд, заданный в учебных планах;
‒ Допустимый диапазон пар для каждой группы;
‒ Временной режим каждого преподавателя;
‒ Факторы, связанные с взаимным расположением занятий;
‒ Максимальное число занятий для каждой группы в каждый день недели;
‒ Необходимое время для перехода из корпуса в корпус;
‒ Группировка по 2 и более занятий непрерывно;
‒ Имеющийся аудиторный фонд;
‒ Список допустимых аудиторий для каждого предмета;
‒ Список допустимых типов аудиторий для каждого предмета;
‒ Список допустимых корпусов для каждого предмета;
Анализируя работы по описанию задачи составления расписания, можно так же выделить следующие группы ограничений:
‒ занятия не могут проводиться одновременно в двух разных аудиториях;
‒ у потока может быть только одно занятие в момент времени;
‒ преподавателю может быть назначено только одно занятие в одной аудитории в момент времени;
‒ вместимость аудитории должна быть не меньше количества студентов в потоке;
‒ техническая оснащенность аудитории должна соответствовать требованиям проводимого в ней занятия;
‒ количество занятий в неделю должно быть равным количеству занятий в неделю в семестровом графике. Предъявляемые нестрогие ограничения:
‒ в расписании потока не должно быть окон;
‒ у потока в день должно быть не меньше двух пар;
Схематический пример составления:
Рис. 1
Этапы реализации |
Основные функции |
Исполнители |
Сроки реализации |
1 этап: подготовительный |
Обоснование актуальности создания электронного расписания |
Автор идеи |
01.09.2017 г. - 01.11.2017 г. |
Предоставление доступа в ЭОС сотрудникам деканов институтов и высших школ ПГУ |
Специалисты по информационной деятельности ПГУ |
||
2 этап: практический |
Составление расписания занятий и его внедрение в ЭОС |
Работники деканатов институтов и высших школ ПГУ |
10.12.2017 г. |
Ознакомление студентов и проведение статистики посещения электронной страницы с расписание |
Студенты ПГУ |
15.12.2017 г. |
|
3 этап: обобщающий |
Оценка эффективности реализации и предоставление отчета о проведенной деятельности ПГУ |
Автор идеи |
25.12.2017 г. |
Я, действительно верю в прорыв новаторства нашего вуза, он несомненно приведет к повышению уровня посещаемости занятий студентами, улучшится качество методов преподавания в полном объёме. Соответственно, уменьшится число пропусков занятий.
Литература:
- Ячменев Е. Ф. УДК 378.009.12 Анализ проблемы составления расписания занятий в вузе.
- О. В. Щербинина, Н. Ю. Кожевникова Оперативное управление аудиторным фондом в задаче составления расписания учебных занятий в вузе. Астраханский государственный университет
- 2003–2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций(ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»)
- 8 февраля 2013 года в ВГУ им. П. М. Машерова состоялась защита дипломного проекта
- «Разработка автоматизированной системы расписания занятий учебного заведения» Фаркушатова Анна Владимировна, студентка гр. ПО(ПР)-111 ГОУ СПО КПК, г. Кемерово;