Библиографическое описание:
Кондратьев, А. А. SWOT-анализ Тюменского государственного университета / А. А. Кондратьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44255/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: образование, SWOT-анализ, высшее учебное заведение, Тюменский государственный университет
Для современного государства образование ― это стратегически важная отрасль, которая влияет на экономическое, социальное, культурное и политическое развитие общества. Для высшего образования одним из важнейших показателей развития является конкурентоспособность университетов, которая наиболее объективно определяется по позициям ВУЗов страны в международных рейтингах, таких как: «The Academic Ranking of World Universities» (ARWU) и «Times Higher Education» (THE). На места в этих рейтингах в первую очередь влияют такие факторы как: научная деятельность ВУЗа, востребованность выпускников на рынке труда и качество образования. Свои цели и задачи современный университет формирует в соответствии с этими показателями. Повышение позиций ВУЗа в рейтингах привлечет больше студентов, и у университета появится возможность выбирать лучших, в свою очередь более качественный состав студентов будет способствовать повышению позиций в рейтингах.
Как и в любой рыночной отрасли, предприятию, а в данном случае ВУЗу необходимо четко знать свои позиции и уметь формировать стратегию развития. Для этого нужно сделать стратегический анализ и в соответствии с ним вырабатывать рекомендации для будущей стратегии.
Существует множество методов стратегического анализа, одним из самых универсальных является SWOT-анализ. Это один из наиболее эффективных методов изучения текущих позиций компании в отрасли с учетом как внешних, так и внутренних факторов и последующей разработки стратегии в соответствии с ними.
Метод SWOT анализа — универсален и подходит практически для любых компаний в различных отраслях, в том числе и для образовательных учреждений. Для получения более точного результата следует проводить не только анализ своей компании, но и своих основных конкурентов в отрасли.
Проводить SWOT анализ необходимо как минимум 1 раз в год в период разработки стратегии, составления бюджета.
Аббревиатура SWOT расшифровывается как: strengths ― сильные стороны, weaknesses ― стороны, opportunities ― возможности, threats ― угрозы. Сильные и слабые стороны являются элементами внутренней среды, возможности и угрозы ― внешней. Эти факторы и являются элементами составными элементами SWOT анализа.
Сильные стороны ― это внутренние свойства предприятия, которые дают ему конкурентные преимущества в своей отрасли и, соответственно являются лучшими, чем у конкурентов. Стратегия компании формируется с опорой именно на эти качества, их нужно поддерживать и укреплять
Слабые стороны ― внутренние характеристики, замедляющие рост предприятия. Свойства, которые в настоящий момент хуже, чем у конкурентов. Они тянут компанию вниз, мешают развиваться, и, в долгосрочной перспективе могут сделать её полностью неконкурентоспособной. При формировании стратегии необходимо четко отследить все внутренние слабости и компании, а также спланировать минимизацию рисков от их влияния.
Возможности — положительные факторы внешней среды, правильное использование которых способствует росту предприятия и достижению поставленных целей. Потенциальные точки роста для компании. Необходимо использовать с помощью сильных сторон.
Угрозы — отрицательные факторы во внешней среде, способные ослабить позиции предприятия и препятствующие выполнению поставленных задач. Риски компании во внешней среде. Каждую угрозу необходимо оценить с точки зрения вероятности её наступления и масштаба возможных потерь от её влияния.
Далее составляется SWOT-матрица, помогающая сделать выводы и разработать стратегию с учетом всех факторов. Она представляет собой 4 квадранта, в которых прописывается следующие тактические решения.
1 квадрат представляет пересечение сильных сторон и возможностей (СИВ, S-O). В нем прописываются действия по использованию сильных сторон для максимального охвата возможностей.
2 квадрат ― это пересечение слабых сторон и возможностей (СЛВ, W-O). В нем прописываются действия по преодолению слабых сторон для наибольшего охвата возможностей.
3 квадрат ― пересечение сильных сторон и угроз (СИУ, S-T). Разрабатываются мероприятия по предотвращению угроз с помощью сильных сторон компании.
4 квадрат ― пересечение слабых сторон и угроз (СЛУ, W-T). Разрабатывается план действий по укреплению слабых сторон для минимизации рисков от угроз.
В таблице 1 представлен первый этап SWOT-анализа Тюменского Государственного университета ― определение сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз.
Таблица 1
SWOT-анализ Тюменского государственного университета
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
-
ТюмГУ на сегодняшний день является единственным в Тюменской области классическим ВУЗом, осуществляющим подготовку специалистов по широкому кругу направлений.
-
С 2015 года университет стал автономным учреждением, что дает ему больше независимости в распоряжении средствами в хозяйственной деятельности. [3].
-
В 2015 году ТюмГУ вошел в число участников проекта 5–100 ― программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров1. [1].
-
Развитая система стимулирования студентов технических специальностей.
-
Институт дистанционного образования в ТюмГУ, функционирующий с 2003. года и имеющие сеть представителей по всей России в странах СНГ. [3].
-
Развитая система международного сотрудничества. У ТюмГУ заключены договора с 84 зарубежными ВУЗами, 7 из которых входят в рейтинг THE. Также университет активно участвует в различных международных проектах. [3].
-
У ТюмГУ заключены договора с ведущими компаниями г. Тюмени о прохождении практик студентами различных направлений.
-
С осени 2017 года в ТюмГУ начинает работу «Школа перспективных исследовании» ― концепция образования нового формата, основанная на научном процессе. [3].
-
ТюмГУ имеет качественный преподавательский состав, большое количество докторов наук, также есть преподаватели со степенью PHD. [3].
-
Имидж бренда ТюмГУ. В Тюменской области университет имеет высокий статус классического ВУЗа с качественным образованием.
|
-
Низкие рейтинги ВУЗа. В рейтинге «РА Эксперт» в 2016 году ТюмГУ занял лишь 96 место. Основной конкурент ― Тюменский индустриальный университет занял 38 место. [4].
-
Низкий индекс цитирования ученых ВУЗа.
-
Востребованность выпускников ниже, чем у Тюменского индустриального университета.
-
Низкий уровень зарплат преподавателей и стипендий студентов по сравнению с ТИУ.
-
Университет не имеет единого кампуса, корпуса и общежития расположены в разных частях города.
-
Низкий уровень владения английским языком у преподавателей, что осложняет международную деятельность.
-
Высокий уровень бюрократизации, что осложняет внедрение новых методик и технологий.
-
Высокая стоимость обучения.
-
Слабая техническая база, старые компьютеры и оборудование.
-
В университете есть своя образовательная интернет-среда ― портал «Вместе», но работает крайне плохо.
-
Высокая загруженность преподавателей «бумажной» работой, что препятствует научной деятельности.
-
Диспропорция в гуманитарном и естественнонаучном направлениях. На гуманитарных меньше бюджетных мест и жестче конкурс. В то время как на естественно научном возникает недобор студентов.
|
Возможности
|
Угрозы
|
-
Тюменской области хорошая демографическая ситуация по сравнению с другими регионами. Коэффицент естественного прироста населения на юге Тюменской области на 1000 человек составил в 2015 г. 8,4, в среднем по России этот показатель составляет 0,2. [5].
-
В Тюменской области благоприятная экономическая ситуация. Уровень жизни выше, чем в среднем по России, как и уровень зарплат. Больше компаний для последующего трудоустройства выпускников и прохождения практик.
-
С помощью института дистанционного образования есть возможность организации онлайн-курсов по узким направлениям, наподобие проекта «Coursera». Это поможет повысить статус и известность ВУЗа, а также привлечет дополнительные денежные средства.
-
В Тюмени мало ВУЗов-конкурентов, а по классическим направлениям их вообще нет.
-
Абитуриенты с севера Тюменской области (ХМАО, ЯНАО) традиционно едут поступать в Тюменские ВУЗы, это платежеспособная аудитория
-
Возможность выхода на рынки Омской, Томской и Курганской областей. Там есть свои крупные ВУЗы, с более высоким рейтингом, однако уровень жизни хуже, чем в Тюмени. Возможность переезда с трудоустройством в более благоприятный регион может стать фактором привлекательности.
-
Так как Тюменская область граничит с Казахстаном, есть возможность привлечения иностранных студентов
|
-
Плохая экономическая ситуация в стране повлечет снижение уровня жизни и уровня доходов населения. Вследствие падения платежеспособности абитуриенты не смогут платить за образование и будут искать более дешевые ВУЗы, так как стоимость обучения в ТюмГУ высокая.
-
Плохая демографическая ситуация. Рост численности на населения начался только после 2008 года. Пик демографической ямы приходится на конец 1990-х ― начало 2000-х годов. То есть группа потенциальных абитуриентов ― 17–19 лет в настоящее время выражена крайне слабо. [5].
-
Угроза поступления абитуриентов Тюмени и Тюменской области в ВУЗы других городов из-за более высокого рейтинга или более низкой стоимости. В частности Уральский Федеральный университет расположен близко к Тюмени и занимает 10 место в рейтинге ВУЗов РФ, в то время как ТюмГУ ― 96 место.
-
Тенденция перехода от классического высшего образования к узкопрофильному прикладному краткосрочному обучению, в том числе с помощью интернета.
-
Абитуриенты с высокими баллами будут поступать в более высокорейтинговые ВУЗы, а в ТюмГУ пойдут лишь те, кто не поступил в них, что снизит качественный состав студентов.
-
Отток квалифицированных преподавателей в связи с низкими зарплатами в другие ВУЗы, в частности в ТИУ. Также переход на ведение онлайн-курсов по узким направлениям в другие ВУЗы.
-
Увеличение роли онлайн образования. Все больше будет появляться проектов наподобие «Coursera». У абитуриентов появится возможность учиться в более престижных и высокорейтинговых ВУЗах, без переезда в другой город.
-
Ужесточение правового регулирования отрасли, влекущее за собой снижение мобильности и адаптации ВУЗа к быстроменяющейся среде.
-
ВУЗ ограничен в повышении стоимости обучения, в то время как зарплату преподавателям необходимо повышать для увеличения их эффективности
-
В случае невыполнения задач проекта 5―100, последующий статус ТюмГУ остается непонятным.
-
Усиление активности ТИУ. Так как в нем преобладают технические и прикладные специальности, которые более востребованы на рынке, усиление маркетинговой активности данного ВУЗа с упором на этот фактор привлечет в него больше абитуриентов, в том числе и потенциальных студентов ТюмГУ.
|
Далее разработаем тактические действия для ТюмГУ.
Таблица 2
План действий для ТюмГУ
СИВ, S-O
|
СЛВ, W-O
|
-
Использование бренда ТюмГУ для привлечения как можно большего количества абитуриентов города Тюмени, Тюменской области (включая ХМАО, ЯНАО), Омской, Томской и Курганской областей, а также приграничных областей Казахстана. Данное мероприятие организовать с помощью имиджевой рекламы, интернет-рекламы и профориентационной работы в школах. Данные действия способствуют увеличению количество абитуриентов, что даст возможность университету набирать лучших студентов на бюджетные места и платежеспособных на платные.
-
Использование института дистанционного образования ТюмГУ для охвата аудитории, которой требуются узкопрофильные краткосрочные курсы онлайн.
-
Использование и расширение базы предприятий для прохождения практик студентами и помощь в трудоустройстве выпускников на высокооплачиваемые должности.
|
-
Повышение позиций в рейтингах
-
Создание дополнительной мотивации для преподавателей по написанию научных статей с целью повышения индекса цитирования
-
Повышение уровня знаний английского языка для ускоренного развития международной деятельности.
-
Минимизация «бумажной» работы у преподавателей для освобождения времени на написание научных статей.
-
Повышение стипендий для талантливых студентов, участвующих в международных и Российских конференциях.
-
Обновление технической базы
-
Развитие поддержки выпускников в вопросах трудоустройства
|
СИУ, S-T
|
СЛУ, W-T
|
-
Использование института дистанционного образования для удовлетворения развивающейся потребности в онлайн-курсах и интернет-образовании.
-
Продвижение ВУЗа как единственного классического университета в регионе.
-
Расширение географии набора абитуриентов для нивелирования плохой демографической и экономической ситуации.
-
Создание системы стимулирования для преподавательского состава в целях повышения качества образования.
|
-
Продвижение естественно научных направлений, для повышения конкурса на бюджетные места по ним.
-
Работа с крупными предприятиями города и области по трудоустройству выпускников ТюмГУ.
-
Повышение стипендий для лучших студентов для привлечения более талантливых абитуриентов.
|
Тюменский Государственный университет имеет большое количество сильных сторон, в то же время Тюменская область является перспективным регионом с большими возможностями. Однако ВУЗ имеет и ряд проблем, главной из которых является низкий рейтинг университета. Тем не менее правильное использование сильных сторон для охвата возможностей и устранение слабых сторон для минимизации рисков от угроз позволит существенно повысить конкурентоспособность ВУЗа, позиции в рейтингах и улучшить качественный состав студентов.
Литература:
-
Официальный сайт проекта 5 ― 100 [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.5top100.ru (дата обращения: 10.05.2017).
-
Официальный сайт ТИУ [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.tyuiu.ru (дата обращения: 11.04.2017).
-
Официальный сайт ТюмГУ [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.utmn.ru (дата обращения: 25.04.2017).
-
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.raexpert.ru (дата обращения: 21.04.2017).
-
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.gks.ru (дата обращения: 15.05.2017).
-
Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.edu.ru (дата обращения: 15.05.2017).