Большие изменения последнего десятилетия в социальной, экономической и политической жизни страны оказали значительное влияние на процессы в образовательной сфере. Подверглись изменению ценностные ориентации студентов, их умонастроения, мотивы получения образования, отношение к окружающему миру, собственному призванию.
Педагогический вуз является социальным институтом, который приобщает всех без исключения студентов к искусству через предметы эстетического цикла, выступает главным звеном в системе развития эстетического вкуса. В то же время, уровень профессионализма и качественные характеристики современного педагога: эстетическая культура, эстетический вкус, — не всегда отвечают потребностям современного общества, требованиям высшей школы.
Следствием недостаточно эффективной передачи педагогом эмоционально-художественного опыта учащимся является не только стихийное формирование эстетического вкуса школьников, но и определенная деформация духовного потенциала его личности. Поэтому одним из главных качеств, необходимых выпускнику педагогического вуза, является эстетический вкус в его профессионально-деятельностном проявлении.
Воспитание вкуса является составной частью эстетического воспитания. Формирование вкуса происходит под общей системой искусств в целом: театром, живописью, литературой, кино, прикладными художественными формами, музыкой, так и всем эстетически организованным окружением человека. Из средств, которые воздействуют на воспитание вкуса, наиболее эффективными являются визуальные объекты. Специально гармонизированным визуальным структурам задача воспитания эстетического вкуса наиболее соответствует изобразительному искусству. Его огромный воспитательный потенциал имеет возможность быть основой эстетического воспитания, а также усиливать любой другой воспитательный процесс [11, с. 36].
В рамках магистерской диссертации было проведено эмпирическое исследование эстетического вкуса у студентов педагогического вуза. Исследование проводилось на базе института психолого-педагогического образования Красноярского государственного педагогического университета, в опытно-экспериментальной работе участвовал 21 человек, все студенты I курса очного отделения. Возраст респондентов находится в диапазоне от 18 до 20 лет. Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап — констатирующий — первичная диагностика уровня сформированности эстетического вкуса.
2 этап — формирующий — разработана и реализована программа воспитания эстетического вкуса у студентов педагогического вуза в процессе знакомства с пейзажем.
3 этап — контрольный — повторная диагностика уровня сформированности эстетического вкуса, проведен анализ полученных результатов.
Для диагностики эстетического вкуса нами использовалась групповая и индивидуальная форма работы. На начальном этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование «Диагностика реального состояния эстетического вкуса», затем была применена модифицированная методика Афонькиной Ю. А., Урунтаевой Г. А., «Эстетическая оценка картины».
В качестве первой методики для диагностики реального состояния эстетического вкуса в контрольной и экспериментальной группах нами была подготовлена анкета, состоящая из 17 вопросов, делящихся на 2 части с вариантами ответов (вопросы 3–8) и подразумевающими свободный и полный ответ (вопросы 9–19).
На основе ответов было подсчитано количество балов:
а. кол-во баллов за ответ 3;
б. кол-во баллов за ответ 1;
в. кол-во баллов за ответ 2.
На основе ответов второй части было подсчитано количество балов:
3 балла — полный, эмоционально окрашенный ответ, речь яркая, достаточный словарный запас.
2 балла — недостаточно испытывают переживания, отвечая на вопросы, не могут или не хотят подробно и красочно описывать свои эмоции в ответах на вопросы, не хотят делиться впечатлениями.
1 балл — не проявляли никаких чувств, отвечали односложно и невыразительно.
Полученное общее количество баллов (сумма баллов) анализируется в соответствии с указанными уровнями:
3,6–0 баллов — низкий уровень;
3,7–5,5 баллов — средний уровень;
5,6–6 баллов — высокий уровень.
Высокий уровень: студент выразил яркое позитивное отношение к красоте и искусству. На вопросы отвечал живо, речь яркая, имеет достаточный словарный запас. В ответах просматриваются ярко выраженные эмоциональные состояния (радость, удивление, восторг).
Средний уровень: студент не выразил эмоционального отношения и не проявил интереса. Отвечая на вопросы, не может или не хочет подробно и красочно описывать свои эмоции в ответах на вопросы, не хочет делиться впечатлениями.
Низкий уровень: студент не интересуются или мало интересуются природой и искусством. Не проявляет никаких чувств, отвечает односложно и невыразительно, просто опираясь на общепринятые понятия, не раскрывая их значение. Примеры таких ответов: красивый, милый, нравится, тепло, интересно и т. д.
В соответствии со второй модифицированной методикой, студентам предоставляются незнакомые три репродукции картин разных жанров: сюжетная картина Э. С. Адлера «Мои модели и я», пейзаж И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», портрет матери «Анна Ивановна Сычкова» Ф. В. Сычкова.
Основная задача — обсудить репродукции по следующей схеме: особенности смыслового центра (дать ей «своё» название и кратко передать содержание); главные и второстепенные предметы (перечислить все); причинные связи между предметами (указать все).
Таблица 1
Критерии оценки уровня сформированности эстетического вкуса у студентов педагогического вуза
Когнитивный критерий |
Знают и понимают − название произведения (оригинальность); − содержание произведения; − главные предметы в произведении; − второстепенные предметы в произведении; − причинные связи между предметами |
Эмоциональный критерий |
Испытывают − эстетические чувства; − эстетический идеал; − эстетическое восприятие картины; − эмоциональная отзывчивость; − творческое воображение |
Мотивационно-потребностный критерий |
Проявляют − эстетические потребности; − эстетический интерес; − эстетические предпочтения |
Высокий уровень: осознанная оценка, когда студент мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных средств картины.
Средний уровень: мало осознанная оценка (на вопрос о том, почему выбрана именно эта картина, затрудняется объяснить). Указывает главные и второстепенные предметы в произведении, но не может разъяснить причинно-следственные связи между ними.
Низкий уровень: отсутствие оценки. Не может дать название и кратко передать содержание произведения, не различает главные и второстепенные предметы и причинно-следственные связи между ними.
Каждый лист с ответами студентов анализируется в соответствии с указанными критериями. За правильное выполненное задание ставится по 1 баллу.
Полученное общее количество баллов (сумма баллов) анализируется в соответствии с указанными критериями:
1–3 балла — низкий уровень;
9–11 баллов — средний уровень;
12–15 баллов — высокий уровень.
После проведения анкетирования контрольной группы студентов диагностика уровня эстетического восприятия по 1 части анкеты с вопросами, имеющими варианты ответов, показала следующие результаты:
9 (42 %) человек выразили яркое позитивное отношение к красоте и искусству. Показали высокий уровень эстетического восприятия, ответив на большинство вопросов «а) Да» и набрав среднее арифметическое суммы баллов от 2,9 баллов включительно.
11 человек (58 %) не выразили эмоционального отношения и не проявили интереса. Показали средний уровень эстетического восприятия, выбрав наибольшее количество ответов «Не знаю» и, набрав среднее арифметическое суммы баллов от 1,8 до 2,8 включительно.
1 человек (1 %) не интересуются или мало интересуются природой и искусством, ответили «б) Нет» на большинство вопросов и показали недостаточный уровень эстетического восприятия, набрав среднее арифметическое суммы балов меньше 1,7 включительно.
Данная часть анкеты показала высокие показатели уровня эстетического восприятия, но на наш взгляд она недостаточно объективна, так как студенты опираются на общепринятые понятия и отвечают на вопросы так, как, по их мнению, от них ожидают. Вследствие этого необходима вторая часть анкеты с вопросами, требующими раскрытого и полного ответа (результаты в таблице 2).
Диагностика уровня эстетического вкуса испытуемых во второй части анкеты открытого типа позволила получить следующие данные:
2 человека (10 %) отвечали на вопросы живо, их речь яркая, они имеют достаточный словарный запас.
7 человек (33 %) недостаточно выразили эмоциональное отношение, отвечая на вопросы, не могут или не хотят подробно и красочно описывать свои эмоции в ответах на вопросы, не хотят делиться впечатлениями (среднее арифметическое суммы баллов от 1,8 до 2,8 включительно).
12 человек (57 %) не проявляли никаких чувств, отвечали односложно и невыразительно, просто опираясь на общепринятые понятия, не раскрывая их значение.
По итогам совмещения обеих частей анкет получены следующие данные об уровне эстетического вкуса испытуемых:
7 (38 %) человек продемонстрировали высокий уровень эстетического вкуса, набрав более 5,6 баллов включительно.
9 (42 %) человека продемонстрировали средний уровень эстетического вкуса, набрав от 3,7 до 5,5 баллов включительно.
5 (20 %) человек продемонстрировал низкий уровень эстетического вкуса, набрав до 3,6 баллов включительно.
Анализ результатов по методике «Эстетическая оценка картины»:
7 человек (30 %) смогли дать осознанную оценку и высказать своё мнение относительно каждой картины, отмечая особенности её содержания и выразительные средства. Студенты выразили яркое позитивное отношение к красоте и искусству в целом.
10 человек (50 %) — мало осознанная оценка (на вопрос о том, почему выбрана именно эта картина, затрудняется объяснить). Указывает главные и второстепенные предметы в произведении, но не может разъяснить причинно-следственные связи между ними. Студенты не выразили эмоционального отношения и не проявили интереса к предложенным картинам.
4 человек (20 %) не смогли дать оценку картины, название и кратко передать содержание произведения, не различают главные и второстепенные предметы и причинно-следственные связи между ними. Студенты объяснили это тем, что не интересуются или мало интересуются природой и искусством.
Таким образом, по результатам диагностики уровня эстетического вкуса студентов педагогического вуза мы делаем вывод о недостаточном уровне сформированности эстетического вкуса и необходимости его развития.
В нашем исследование, мы разработали формирующую программу по воспитанию эстетического вкуса студентов педагогического вуза.
Цель программы: развитие навыков в изображении пейзажа, развитие наблюдательности, пространственных представлений, эстетического вкуса студентов.
Сроки реализации программы: в течение всего года в период с 1 октября по 30 января на занятиях. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Длительность 1 занятия — 40 минут.
Программа элективного курса по воспитанию эстетического вкуса у студентов педагогического вуза включала в себя 7 занятий.
На первом мы познакомили студентов с определением пейзажа, его видами и эстетическим значением.
На втором раскрыли основные задачи пейзажной живописи. Направили внимание студентов на разнообразие технических приемов при изображении неба, воды, растительности и т. д. Реализовали практическую работу от создания эскиза до законченного пейзажа, оформили стенд по теме «Эмоциональные переживания при восприятии пейзажа».
Третье занятие было посвящено знакомству с шедеврами пейзажной живописи. Была проведена викторина: Какие пейзажи вам известны?
Четвертое занятие заключалось в изучении вопроса передаче времени года в пейзаже. На занятии студенты смогли на практике понять, каким образом передается время года в пейзаже.
Пятое — Разработка эскиза пейзажа.
Шестое — Цветовая гамма в пейзажной живописи.
Седьмое — Пейзаж в стиле известного художника.
На заключительном этапе студенты представили отчет о проведенной программе, сделали выводы о проделанной работе, ее результативности.
Таблица 2
Этапы работы
№ этапа |
Содержание |
Сроки |
1. |
Определение цели и задач программы |
Октябрь |
2. |
Основы пейзажной живописи. |
Октябрь |
3. |
Знакомство с шедеврами пейзажной живописи. Викторина: Какие пейзажи вам известны? |
Ноябрь |
4. |
Передача времени года в пейзаже. |
Ноябрь |
5. |
Разработка эскиза пейзажа |
Декабрь |
6. |
Цветовая гамма в пейзажной живописи. |
Декабрь |
7. |
Пейзаж в стиле известного художника |
Январь |
8. |
Анализ проведенной программы, повторная диагностика уровня эстетического вкуса студентов педагогического вуза |
Январь |
Ожидаемые конечные результаты:
− формирование эстетического вкуса студентов;
− обогащение эмоционального мира студентов;
− развитие пространственных представлений;
− развитие наблюдательности.
После проведенной работы на формирующем этапе исследования по развитию эстетического вкуса у студентов педагогического вуза мы провели повторную диагностику исследуемого параметра. Контрольный этап проводился с целью проверки результативности занятий формирующего этапа исследования.
Совместив результаты обеих частей анкеты, мы получили полную картину об уровне эстетического вкуса у студентов контрольной группы по результатам анкетирования.
По итогам совмещения данных обеих частей анкет получены следующие данные об уровне эстетического вкуса испытуемых:
10 (48 %) человек продемонстрировали высокий уровень эстетического вкуса, набрав более 5,6 баллов.
10 (48 %) человек продемонстрировали средний уровень эстетического вкуса, набрав от 3,7 до 5,5 баллов
1 (4 %) человек продемонстрировал низкий уровень эстетического вкуса, набрав до 3,6 баллов
Далее нами были проведены повторные исследования по второй методике «Эстетическая оценка картины». Повторная диагностика уровня эстетического вкуса испытуемых по методике «Эстетическая оценка картины» позволила получить следующие данные.
7 человек (60 %) продемонстрировали высокий уровень эстетического вкуса.
10 человек (30 %) продемонстрировали средний уровень эстетического вкуса.
4 человек (10 %) 10 % продемонстрировали низкий уровень эстетического вкуса.
В экспериментальной группе исследования выявлены следующие положительные результаты:
− увеличилось количество студентов с высоким уровнем эстетического вкуса (динамика: с 38 % до 48 %);
− уменьшилось количество студентов с низким уровнем эстетического вкуса (динамика: с 20 % до 4 %).
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о результативности разработанной нами программы по воспитанию эстетического вкуса студентов педагогического вуза, так как занятия формирующего этапа исследования способствовали снижению количества человек с низким уровнем развития эстетического вкуса.
Дальнейшее теоретическое и практическое изучение указанной проблемы может быть в интеграции различных видов искусств в условиях образовательного процесса педагогического вуза с учетом задач образования.
Литература:
- Будаева Т. И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе / Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сборник науч. статей. Выпуск второй. Москва: ИОО МОН РФ, 2004.
- Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2006. 432 с.
- Волкова А. В. Проблемы воспитания художественного вкуса у студентов педагогического вуза // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.). 2016. № 56. С. 2.
- Картанов А. Система эстетического воспитания студентов // Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1980. 92 с.
- Мелик-Пашаев A. A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 15–24.
- Суна У. Ф. Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе: Межвузовский сборник научных трудов. Латвия: Латвийский гос. Ун-т., 2002. 85 с.