Усиливающаяся криминализация экономической системы в России, рост числа новых видов преступлений связаны с недостатками в правовом регулировании процессов управления, использования финансовых ресурсов, отсутствием действенного государственного контроля над экономическими процессами [1]. Одной из угроз экономической безопасности является рейдерство, который в последние годы получил широкое распространение в Российской Федерации [2; 3].
В стратегии национальной безопасности принятой от 31 декабря 2015года Президентом РФ указано, что противодействие рейдерству относится к числу приоритетных направлений деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации. Следовательно, противодействие рейдерским захватам является одним из основных направлений в системе государственных антикоррупционных мер.
Понятие рейдерство пришло к нам из-за рубежа. Рейдер (англ. raider) (сленг) — физическое или юридическое лицо, приобретающее акционерную компанию без согласия ее акционеров, работников, администрации, использующее в этих целях процедуру покупки на открытых торгах, агрессивно скупающее контрольный пакет акций [9]. В России рейдеры возникли во второй половине 90-х годов 20 века, трансформировавшиеся из примитивного рэкета. Рейдерство наносит непоправимый ущерб производственным предприятиям и экономическому росту России. Неслучайно рейдерство называют «экономическим бандитизмом» [4] или «экономическим терроризмом» [5].
По мнению ученых и экспертов рейдерство может полностью уничтожить малый бизнес и даже средний, поэтому в обязательном порядке необходимо применять превентивные меры законодательного характера.
Проблемы применения уголовно-правовых средств охраны отношений в сфере экономики в целом и в сфере предпринимательства, освещены в монографических, диссертационных и иных исследованиях В. М. Алиева, А. Б. Баранова, Б. В. Волженкина, М. П. Клейменова, С. П. Коровинских, Н. А. Лопашенко, П. Н. Панченко, И. В. Шишко, Е. В. Эминова, П. С. Яни, Б. В. Яцеленко и других ученых.
Российские ученые рассматривают механизмы рейдерства под призмой его изменения на разных этапах его развития. Связано это с тем, что с каждым годом оно трансформируется в более сложное явление, периодизация помогает выявить предпосылки такой трансформации. В конечном итоге периодизация способствует изучению феномена рейдерства, выявления новых способов захвата имущества и профилактика данных методов со стороны органов государственной власти, которая проявляется в принятии новых законов, способствующих стабильному экономическому развитию страны.
Причинами появления рейдерства являются пробелы в законодательстве. Существующая нормативно-правовая база не позволяет регламентировать цивилизованные методы ведения бизнеса в сфере слияний и поглощений. Данное явление распространяется стремительно в нашей стране, поэтому высшим органам государственной власти необходимо разработать необходимую нормативно-правовую базу противодействия рейдерам.
Российские власти обеспокоены нарастающей проблемой и поэтому разрабатываются меры противодействии рейдерским захватам имущества. Так Д. А. Медведев 11 ноября 2008г. на встрече с Президиумом Торгово-промышленной палаты отметил необходимость скорейшего принятия «антирейдерского» пакета законов [6].
После того, как летом 2010 года вступили в силу «антирейдерские» поправки в Уголовный кодекс количество рейдерских захватов возросло. Это не связано с тем, что принятые меры не эффективны, наоборот, с тем, что меры облегчили действия правоохранительным органам в пресечении рейдерских атак и своевременному расследованию преступлений. По данным Следственного Комитета РФ, если в 2010г. следователи получили лишь 69 сообщений о рейдерских захватах, то в 2011г. заявлений было почти 400. Число уголовных дел увеличилось в 3 раза: с 82 в 2010году до 251 в 2011 году. Также приведенная статистика МВД РФ не столь удручающая, но и она показывала двукратное увеличение числа рейдерской активностью. В 2010 году было зарегистрировано более 30 экономических преступлений, с вязанных с рейдерскими захватами, а в 2011 году — уже 77 преступлений.
Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» определены приоритетные направления работы в сфере экономики. В этих условиях, в первую очередь, огромное значение приобрела активизация деятельности правоохранительных и иных уполномоченных государственных органов, своевременное выявление и пресечение правонарушений как в рамках установленной компетенции, так и в сфере совместных действий. Прокуратура РФ обязана осуществлять надзор и своевременное предотвращение попыток неправомерного захвата чужого имущества.
Систематическое противодействие рейдерским захватам имущества со стороны органов прокуратуры осуществляемое в рамках проверок исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности и приватизации, проверок исполнения земельного законодательства, законодательства о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) дает объективную оценку об экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Прокуроры субъектов ежегодно отчитываются о проделанной работе в сфере противодействия рейдерства в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. На основе отчетности для правоохранительных органов разрабатывается комплекс мер по пресечению рейдерских захватов, координируется их деятельность.
В плане снижения обвала экономики страны имеет место предупреждение рейдерских атак стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса. Была организована Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса. Главной задачей Комиссии является в недопущение к контролю данных объектов не государственных структур.
Некоторые предприятия вообще не подлежат процедурам банкротства. Так, в п.3 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» указано, что «не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции» [7]. На мой взгляд верное решение которое, возможно, следует распространить и на другие особо важные стратегические предприятия.
В современной России стали распространены новые способы рейдерских захватов организаций, поэтому законодатель внес некоторые поправки в законодательство касающихся сферы корпоративных правоотношений и оборота ценных бумаг. Федеральными законами от 30 октября 2009 г. № 241-ФЗ и 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) были внесены изменения — в ст. ст. 185 и 185.1 УК РФ, и введены новые статьи — ст. ст. 170.1, 185.2, 185.3, 185.4 и 185.5 УК РФ.
Когда вставал вопрос о возбуждении уголовного дела о рейдерском захвате предприятия [8] сотрудники правоохранительных органов проводили проверку в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ по факту хищения имущества предприятия, которое на практике рассматривается как действия мошеннического характера. Складывалась негативная ситуация, когда практически все имущество организации было уже реализовано третьим лицам, которые являлись добросовестными приобретателями, в связи с чем возникали проблемы, связанные с возвратом похищенного имущества собственнику и восстановлением нарушенных прав добросовестных покупателей.
Уголовная ответственность за указанные злоупотребления предусмотрена статьями 185.2 «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» и 170.1 «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета» УК РФ, которые являются новеллами уголовного законодательства.
Эти статьи отличаются субъектами уголовной ответственности. Привлечению к уголовной ответственности по ст. 185.2 УК РФ за злоупотребления с реестром акционеров подлежат лица, представившие сфальсифицированные документы для внесения изменений в реестр акционеров.
В УК РФ была введена ст. 185.5 «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета).
В части 1 ст. 170.1 УК РФ конкретизируется перечень информации, составляющей недостоверные сведения в представляемых реестродержателю документах, которую можно подразделить на относящуюся к акционерным обществам и относящуюся к обществам с ограниченной ответственностью.
Нужно заметить, что помимо уголовного совершенствования противодействия захватов, также необходимо обратить внимание на административную ответственность, так как эти нормы в той или иной степени направлены на пресечении рейдерства. Стоит отметить введённую в связи с принятием Федерального закона от 09.02.2009 № 9-ФЗ статью 15.22 «Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг», и ст. 15.23.1 «Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов», наступает административная ответственность в сфере хозяйствования акционерных обществ. Замечу, что данные нормы входят в «антирейдерский пакет».
В последние годы в России рейдерские захваты стали повсеместным явлением, объясняется тем, что значительное число объектов собственности в России, в частности предприятий, в той или иной степени используют в своей деятельности серые, теневые инструменты и схемы, т. е. ведут бизнес не правовыми, нецивилизованными методами. Чем более прозрачной и рыночной является компания, тем менее она интересна и подвластна рейдерам и коррупционерам.
В последние годы наблюдается положительное изменение в борьбе с рейдерским захватом имущество это связано в первую очередь с внесенными изменениями в действующее законодательство. А также заинтересованность государственных органов в правопорядке и развитии экономической составляющей государства.
С учетом изложенного, а также в связи с тем, что на сегодняшний день российское законодательство не содержит определения рейдерства, актуально разработать Федеральный закон, который будет способен эффективно бороться с предпосылками рейдерских захватов и поможет сохранить экономику страны.
Литература:
- Пинкевич Т. В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 3.
- Клейменов М. П. Криминология: учебник. М., 2008. С. 420; Клейменов М. П. Рейдерство в России // Криминальная экономика и организованная преступность. М., 2007. С. 20–22.
- Кашепов В. П. Корпоративный шантаж: квалификация, ответственность // Российская юстиция. 2006. № 10; и др.
- Желнорович А. В. Рейдерство в России — показатель институционального дефицита российской экономики // Российская юстиция. 2007. № 8.
- Сычёв П. Г. Уголовно-правовой анализ недружественных поглощений // Корпоративный юрист. 2006. № 2.
- Медведев Д. А. Рейдеров нужно сажать в тюрьму // «http://kp.ru/online/ news/163464/».
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Российская газета. 1999. 4 марта; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3179 (с послед. изм.).
- Валласк Е. В. Мошенничество с использованием ценных бумаг: ретроспективный анализ, криминалистическая характеристика и программы расследования. СПб., 2007. С. 46.
- Энциклопедический словарь экономики и права 2005.