В статье проведено совершенствование транспортного обслуживания предприятий агропромышленного комплекса (на примере доставки) за счет выбора оптимального типа подвижного состава.
Ключевые слова: перевозка, транспортное обслуживание, агропромышленный комплекс, репчатый лук
Эффективная организация перевозок сельскохозяйственных грузов — первоочередная задача, стоящая перед всеми агропромышленными комплексами [1]. Одной из основных сложностей при организации таких доставок является подбор оптимального типа подвижного состава, отвечающего заявленным требованиям к поставкам. Целью работы является совершенствование перевозки репчатого лука в мешках за счет подбора автотранспортного средства (АТС) с точки зрения максимального использования его грузоподъемности.
Перевозка репчатого лука в мешках производится на европоддонах, при этом их размещение осуществляется в 6 ярусов высотой 1,2 м (рис. 1).
Рис. 1. Размещение мешков с луком на поддоне: а) вид сверху, б) вид сбоку
Всего на один поддон умещается 18 мешок по 40 кг. Масса одного паллета с грузом — 735 кг (с учетом массы поддона — 15 кг).
Проведем выбор подвижного состава по схеме, представленной на рисунке 2 [1].
Рис. 2. Схема выбора подвижного состава
Проведем выбор оптимального автотранспортного средства из автомобилей ЗИЛ-431410 и КамАЗ 5320, так как лук транспортируют крытым автомобильным транспортом в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, действующими на транспорте данного вида, а также допускается перевозить лук в открытых автомобильных транспортных средствах с защитой от атмосферных осадков и температуры ниже минус (3 ± 0,5)оС [3].
Расположение грузовых единиц в автомобиле ЗИЛ-431410 представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Расположение грузовых единиц в автомобиле ЗИЛ-431410
Коэффициент статического использования грузоподъемности (γс) — отношение фактической загрузки автотранспортного средства в тоннах Gф к его номинальной грузоподъемности [2]:
γс = Gф /qа.
Коэффициент статистического использования грузоподъемности для автомобиля ЗИЛ-431410:
γс = Gф / qа=0,735*8/6000=0,98
Расположение грузовых единиц в автомобиле КамАЗ-5320 представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Расположение поддонов в автомобиле КамАЗ- 5320
Коэффициент статистического использования грузоподъемности для автомобиля КамАЗ-5320:
γс = Gф / qа=11*0,735/8000=1,01
Сравнительные характеристики подвижного состава при перевозке репчатого лука в мешках на европоддонах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные характеристики подвижного состава
Показатель |
ЗИЛ-431410 |
КамАЗ-5320 |
Значение |
||
Грузоподъемность, т |
6 |
8 |
Количество тары, ед. |
8 |
11 |
Коэффициент использования грузоподъемности |
0,98 |
1,01 |
Таким образом, при совершенствовании транспортного обслуживания предприятий агропромышленного комплекса в качестве перевозимого груза был выбран репчатый лук в мешках на европоддонах с размерами 1200×800×150 мм. С учетом того, что масса одного поддона с грузом составляет — 735 кг, был выбран оптимальный подвижной состава с точки зрения наибольшего использования грузоподъемности (γс=1,01) — автомобиль марки КАМАЗ-5320, который может единовременно перевозить 11 поддонов.
Литература:
- Куликов, А.В. Выбор оптимальной технологической схемы автомобильной перевозки репчатого лука по критерию минимального времени доставки / А.В. Куликов, А.А. Богданенко, В.В. Горина // Аспирант. — 2015. — № 11. — C. 54-57.
- Лук репчатый свежий, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия: ГОСТ Р 51783-2001. — введ. 01.07.02. — Москва : Госстандарт России, 2001. — 7 с. — (Государственный стандарт Российской Федерации).
- Совершенствование технологии перевозки травмобезопасной плитки в сфере благоустройства дворовых территорий и детских площадок [Электронный ресурс] / В.В. Горина, К.В. Шматкова, А.В. Куликов, С.Ю. Фирсова // Молодёжь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли юга России : матер. IX междунар. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных (г. Волгоград, 20-22 мая 2015 г.) / Волгоградский гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград, 2015. — C. 143-147. — Режим доступа : http://vgasu.ru/publishing/on-line/.