В статье описаны исследования образцов топлива, доступных в Волгоградском регионе, на предмет соответствия требованиям ГОСТ. Были проведены испытания данных образцов топлива на инжекторном автомобиле. Результаты исследования показали характерные неисправности системы питания инжекторного ДВС, в частности были определены визуальные признаки ненадлежащего технического состояния свечей зажигания. В конце статьи следуют выводы о влиянии качества топлива на надежность систем автомобиля, а также выведены условия и правила, соблюдения которых помогут избежать тяжелых последствий и сложных технически, дорогостоящих ремонтов автотранспортного средства.
Ключевые слова: исследования свойств топлива, некачественный бензин, неисправности системы питания автомобиля, неисправности системы зажигания
Актуальность данной работы заключается в том, что этот вопрос имеет важное значение при проведении ремонта автотранспорта по причине частого выхода из строя системы питания из-за некачественного топлива. Согласно статистике доля неисправностей, приходящейся на отказы топливной системы составляет порядка 25 % [1].
По данным статистики автопарк на территории Волгоградской области по состоянию на 1 января 2016 года составляет 987 542 единиц.
Из них:
– 138 255 единиц транспорта со сроком эксплуатации менее 5 лет;
– 306 138 единиц транспорта со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет;
– 543 148 единиц транспорта со сроком эксплуатации более 10 лет. (рис.1)
Рис. 1. Состав автопарка города Волгограда и Волгоградской области
Также, по данным статистики, в данном регионе по продажам лидируют такие марки бензина как АИ-92 и АИ-95 (рис.2).
Рис. 2. Доля марок автобензина в общем объеме
Эксплуатация автотранспорта влечет за собой пагубное воздействие на состояние окружающей среды. Борьба с отрицательными последствиями приводит к необходимости усовершенствования новых систем очистки выхлопных газов и ужесточения норм на наличие вредных веществ в отработавших газах.
Стоит обратить внимание на то, что автомобильные бензины относятся к наиболее распространенным, квалифицированным и дорогим энергоносителям, рост производства которых наблюдается год за годом.
Для получения высококачественных моторных топлив используют сложный комплекс технологических процессов первичной и вторичной переработки нефти, а также различные присадки и добавки, обеспечивающие соответствие современным требованиям к их составу и качеству. Эти требования постоянно ужесточаются в соответствии с рекомендациями основных производителей автомобилей и экологов.
В ходе работы были проведено комплексное исследование нескольких образцов автомобильного бензина на соответствие Государственным стандартам, а также анализ влияния данного топлива на системы автомобиля при его эксплуатации на данном топливе.
Отдельно были проведены исследования влияния топлива на систему зажигания автомобиля, а именно на техническое состояние свечей зажигания при эксплуатации на различном топливе на инжекторном автомобиле.
В соответствии с задачами исследования был произведен отбор проб топлива АИ-92 и АИ-95 на наиболее популярных заправках города. Образцы подверглись оценочному анализу и испытаниям на соответствие ГОСТ 32513–2013 [4].
Определялось качество бензина по его цвету, степень окисления по запаху, определялось содержание воды и механических примесей, присутствие в бензине водорастворимых кислот и щелочей, плотность топлива, измерение показателей качества, определяемых фракционным составом исследуемого топлива, а также определялось октановое число бензина по расчетному методу.
По результатам экспериментов были построены графики зависимости объёма собранного дистиллята от температуры перегонки бензина (рисунок 3).
Рис. 3. Графики зависимости объёма собранного дистиллята от температуры перегонки бензина
Все представленные образцы топлива показали соответствие требованиям ГОСТ. Был сделан вывод, что если приобретать топливо на несертифицированных заправках есть большая вероятность выхода из строя системы зажигания ДВС. Одна из самых распространённых проблем системы зажигания является выход из строя свечей зажигания. Анализ неисправности системы зажигания представлен в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1
Основные неисправности, определяемые по внешнему состоянию свечей зажигания
Вид загрязнений свечи |
Возможная причина |
Сопутствующий признак |
Способ устранения |
|
Тонкий слой светло-серого или светло-коричневого налета |
Двигатель находится в исправном состоянии. Свеча соответствует двигателю по калильному числу. |
Расход топлива, моторного масла и токсичность ОГ соответствуют норме. |
Очистить свечи от налета и при необходимости отрегулировать искровой зазор. |
|
|
Низкая компрессия из-за негерметичности клапанов или износа цилиндропоршневой группы. Загрязнение воздушного фильтра. Неправильная установка искрового зазора. Трещина в изоляторе. Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя. |
Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск. |
Отремонтировать двигатель. Заменить фильтр. Отрегулировать искровой зазор. Заменить свечу. Заменить свечу. |
|
Блестящий черный маслянистый нагар |
Попадание масла в камеру сгорания. |
Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. |
Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней. |
|
Толстый слой рыхлых отложений |
Низкое качество бензина или масла. |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. |
Заменить топливо или моторное масло. Промыть систему смазки. |
|
Отложения красного цвета |
Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине. |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. |
Заменить топливо. |
|
Трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение. |
Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. Неисправность системы охлаждения. Слишком большой угол опережения зажигания. Применение низкооктанового топлива. |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Перегрев двигателя. Детонация в цилиндрах (характерный металлический стук). Заменить топливо. |
Заменить свечу. Найти и устранить неисправность системы охлаждения. Отрегулировать угол опережения зажигания. |
|
Обобщая полученные результаты, можно сделать несколько важных выводов:
– Зачастую о неудовлетворительном качестве бензина можно сделать вывод из его внешнего вида (запах, цвет, наличие осадка);
– Повышенные нагрузки при эксплуатации автомобиля выдвигают жесткие требования к качеству потребляемого топлива;
– Если есть серьезные сомнения в качестве предлагаемого для заправки бензина, лучше сначала налить небольшое его количество в прозрачную бутылку и, только убедившись в отсутствии неприятного, резкого запаха, примесей или осадка, заправлять им автомобиль;
– Инжекторные двигатели достаточно уязвимы и страдают от эксплуатации на некачественном бензине.
В дальнейшем планируется продолжение исследований в данном направлении.
Литература:
- Федеральная Государственная Служба Статистики: http://www.gks.ru
- Южная Транспортная Прокуратура: http://www.utprok.ru
- Е. В. Михайловский, К. Б. Серебряков, Е. Я. Тур Устройство автомобиля
- ГОСТ 32513–2013