Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 09.06.2017

Статья просмотрена: 1735 раз

Библиографическое описание:

Беганцова, И. С. Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков / И. С. Беганцова, Р. С. Козлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44337/ (дата обращения: 18.12.2024).



Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды впроцессе творческой самореализации подростков

Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент;

Козлов Роман Сергеевич, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

Проблема психологической защищенности во взаимодействии участников образовательной среды является наиболее значимой в настоящее время. Подростковый возраст максимально чувствителен для психологического влияния, насилия, страха, а также для взаимоотношений между учеником и учителем. Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и формированию социально ориентированных потребностей подростка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает наиболее полное раскрытие личностного потенциала, способствует сохранению его психологического здоровья и обеспечивает его психологическую безопасность. Это означает, что современная школа должна основательно и по-настоящему стать не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, воспитательной средой развития успешных, счастливых и здоровых людей. Это выполнимо только в ситуации душевного комфорта и благоприятного социального и психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего процессы становления и развития личности и ее психологического потенциала. А для этого образовательное учреждение должно быть пространством абсолютной психологической безопасности. В связи с этим в настоящее время появился интерес к определению этого актуального социально-психологического феномена, организуются исследования, которые позволяют исследовать и устанавливать психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых такая безопасность обеспечивается.

Проблемой создания безопасной образовательной среды занимались такие авторы как Э. М. Александровская, И. А. Баева, М. М. Безруких, Ф. Е. Василюк, Э. Н. Вайнер, В. И. Габузов, Г. В. Грачев, И. В. Дубровина, Т. Ф. Лошакова, И. А. Мельник И. М. Смилык и др. В последние годы многие авторы такие как И. А. Баева, И. В. Дубровина, отмечают, что «важным условием сохранения психологического здоровья является наличие психологически безопасной среды» [1, с. 26].

Г. В. Грачев, И. А. Мельник определяют понятие «безопасность» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей сферы человека, без удовлетворения которой невозможно достичь самореализации» [3, с. 11].

Э. Фромм определяет психологическую безопасность как:

– состояние сохранности психики человека;

– сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

– устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

– возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

– состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [7, с. 25].

По мнению Э. Н. Вайнер «образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, средние профессиональные учебные заведения, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития» [2, с. 43].

Как отмечает Т. Ф. Лошакова «проектирование безопасной образовательной среды, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личностикаждого субъекта учебно-воспитательного процесса, через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Второй принцип — опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия. Третий принцип — помощь в социально-психологической умелости. Под этим термином понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие» [5, с. 51].

Создание и поддержание такой образовательной среды в школе — одна из важнейших задач психолого-педагогического сопровождения. Показателями психологической безопасности в образовательной среде могут являться:

– низкий уровень психологического насилия;

– преобладание диалогической направленности субъектов в общении;

– позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

– преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;

– высокий уровень удовлетворенности школьной средой [5, с. 53].

Э. Н. Вайнер утверждает, что «психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды» [2, с. 45].

Как считает Т. Ф. Лошакова, обеспечение психологически безопасной образовательной среды в коллективе детей подросткового возраста очень важно. Для ее обеспечения в коллективе подростков необходимы определенные условия и факторы: целенаправленная помощь подростку в решении важных жизненных задач, а также социализации в условиях школы; активная профилактика появления острых, деструктивных проблем развития подростка в течение учебного дня в школе; эффективное использование необходимых методов и технологий работы в стрессовой ситуации; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, родителей, а также самих подростков, включая активное использование ими спосоов индивидуальной и групповой работы в ситуации стресса. Условиями, обеспечивающими психологически безопасную образовательную среду, являются: доверительные уважительные и внимательные взаимоотношения; дисциплина в учебной деятельности [5, с. 62].

Необходимо отметить, что проблема творческой самореализации подростков — предмет глубокого психолого-педагогического исследования. Значительный вклад в ее разработку внесли: М. А. Данилов, Т. О. Ендовицкая, В. И. Ефремов, В. А. Левин, А. Н. Лук, А. М. Матюшкин, В. П. Ушачев и др.

Творческие способности формируются и проявляются в процессе творческой деятельности. Важным условием для формирования творческих способностей, по мнению В. А. Левина «является развитие творческой деятельности. Оптимальной относительно к подростковому возрасту, является особым способом организованная творческая деятельность в процессе общения, которая субъективно, сточки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению социально значимого результата. Создание проблемных ситуаций в ходе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, которая направлена на решение вопросов, что непременно ведет к цели в получении знаний и творческой активности учащихся. Анализ условий развития творческих способностей подростков позволяет выделить способы осуществления их развития в процессе обучения в школе. Это организация учебного процесса с помощью постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а также, реализацией самостоятельной творческой работы учащихся» [4, с.43].

Как считает В. П. Ушачев, владение педагогом эффективными методами преподавания также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, среди наиболее упоминаемых «творческих методов в преподавании» автор приводит:

– уважение желания ребенка работать самостоятельно;

– создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

– поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;

– создание творчески-раскрепощенной обстановки;

– подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

– уважение потенциальных возможностей отстающих;

– оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давлением со стороны своих сверстников;

– извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей;

– поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность детей [6, с. 87].

Таким образом, возможности создания безопасной образовательной среды в условиях творческой самореализации подростков заключаются в таких технологиях работы, как психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение. Основой данных технологий являются качество процесса взаимодействия, приводящее к снижению нервно–психического напряжения, повышающее способность к саморегуляции, развивающее творческие способности подростков. В процессе развития творческих способностей подростков, необходимо учитывать особенности каждого подростка, организовывать все воздействия с их учетом. Для того чтобы подростки сами в процессе творческих занятий смогли выдвигать идеи и получать знания, важно обеспечить их средствами, развивающими навыки систематического мышления, умение оценивать, осваивать и открывать новое.

Исходя из вышесказанного, психологически безопасная образовательная среда, коротая имеет референтную ценность, удовлетворяющая важнейшие потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, формируется через психологические технологии, выстроенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии. Подросток может быть психически здоровым только в конкретных условиях, таким условием и является безопасная образовательная среда.

Литература:

  1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. — СПб.: Речь, 2014. — 228 с.
  2. Вайнер Э. Н. Образовательная среда и здоровье учащихся //Валеология. М.: Норма, 2013. — 155с.
  3. Грачев Г. В., Мельник И. А. Информационно психологическая безопасность личности. — М.: РАГС — 2013–59 с.
  4. Левин В. А. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 2013. — 184 с.
  5. Лошакова Т. Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении. — Екатеринбург: Дом учителя, 2014. — 157с.
  6. Ушачев В. П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 2014. — 224с.
  7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: АСТ, 2013. — 199с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков, творческая способность подростков, подростковый возраст, психологическая защищенность, психологическое здоровье.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Возможности социализации и самореализации молодежи в спорте и модели формирования культуры самостоятельной работы

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Возможности социализации и самореализации молодежи в спорте и модели формирования культуры самостоятельной работы

Задать вопрос