Особенности дизайнерского образования в разные исторические периоды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 10.06.2017

Статья просмотрена: 1933 раза

Библиографическое описание:

Горелова, Э. В. Особенности дизайнерского образования в разные исторические периоды / Э. В. Горелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44357/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье анализируются методы обучения дизайнерскому мастерству на примере ранних школ (Баухаус, ВХУТЕМАС) и сравниваются с современным образованием. Также рассматриваются современные тенденции и подходы к обучению дизайнеров.

Ключевые слова: Баухаус, ВХУТЕМАС, школа-дизайна, проектирование, формообразование, методология, промышленный дизайн, подача, компьютеризация

Дизайн (от англ. design — конструкция, конструирование, проектирование, разработка, а также проект, замысел, план, рисунок, эскиз, чертеж) — вид деятельности, в ходе которой проектируются эстетические качества изделия, своего рода «художественное конструирование».

Дизайн не ограничивается только художественным конструированием, но и участвует в решении более широких социальных и технических проблем функционирования производства, потребления и существования людей в предметной среде, путём грамотного построения её визуальных и функциональных свойств.

Объектом дизайна может быть любое новое техническое промышленное изделие (система, комплекс). Это не только художественно-образная конструкция предмета, но и его функционально-идейная структура и требования, зависящие от целесообразности, рациональности и значимости. [3]

Предмет дизайна чрезвычайно субъективен, как и всё что нас окружает. Так как на его оценку влияет мнение, а мнения могут быть расхожи — по вкусовым и иным причинам.

Возникновение и обособление дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в. одновременно с промышленной революцией — повсеместным развитием массового машинного производства. Из-за огромного товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерных и художественных задач можно создать качественную и конкурентоспособную продукцию.

К самым сильным и значимым школам, начавшим подготовку и выпуск дипломированных специалистов в области дизайна, относятся германский Баухауз и советский ВХУТЕМАС.

Обучение во ВХУТЕМАСе строилось по своеобразному дедуктивному способу — от общего художественно-пластического образования, через специальное художественное к профессиональному образованию. Соответственно была построена и структура института: он включал, помимо специальных факультетов обязательное для всех вводное “Основное отделение”. Вводное обучение осуществлялось по четырем направлениям: графическому, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному.

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922–1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Все это можно понять — создавалась новая специальность.

Первые два года обучения, где студенты получали общехудожественное образование, были названы основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом «Баухауза», по существу, предвосхитил все вводные курсы современных дизайнерских школ. Руководители ВХУТЕИНа рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Факультеты металло- и деревообработки делали очень большую работу, прокладывая путь будущему дизайну. Для реализации учебных программ были организованы производственные мастерские, которые мыслились как художественно-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания — от архитектурных макетов до костюма. [5]

В программе Баухауза Вальтер Гропиус поставил цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строительства храмов — мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались «Баухютте» («хижина строительства», отсюда и название Баухауз).

Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эстетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане. Отсюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание! Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы и живописцы должны заново признать и научиться понимать расчлененную форму сооружения в единстве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве».

По этой программе при всех трудностях послевоенных лет было начато создание школы нового типа. Были приглашены соответствующие педагогические кадры, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов. [2]

Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто заканчивал его с успехом начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.

Нужно отметить, что в 1920–30 гг. между Баухаузом в Германии и ВХУТЕМАСом в СССР существовали активные профессиональные, творческие и дружеские связи. Многие отечественные художники преподавали в Баухаузе, также Ханнес Майер в 1930 г. прибыл в Россию для помощи строительства Советского Союза. В конце октября того же года Майера назначили профессором ВАСИ, приемника ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Профессиональный обмен, постоянные выставки, публикации и переписка оказали большое влияние на формирование методологии и творческой атмосферы в этих школах. Почти одновременно эти учебные заведения стали первыми школами дизайн-образования. ВХУТЕМАС и Баухауз стояли у истоков промышленного проектирования. Именно две эти школы были центрами инноваций и концепций в области стандартизированного массового дизайна. [1]

Учебную подготовку во ВХУТЕМАСе и Баухаузе объединяли схожие художественные основания, а также цели, которые педагоги ставили перед студентами: быть не просто создателями оригинальных форм, а уметь проектировать для производства, знать техническую и технологическую сторону проекта. Кроме того, дизайн-образование в этих школах строилось на комплексе теоретических знаний, адаптированных к задачам проектирования. Судя по набору дисциплин и задач, это образование нельзя назвать чисто художественным, поскольку оно имеет качественные отличия от него.

ВХУТЕМАС и Баухауз явились основными учебными заведениями, где под руководством лидеров новаторских творческих течений развивался новый профессиональный язык. Архитекторы, художники и скульпторы, преподававшие тогда в этих вузах, разрабатывали и внедряли новую методологию преподавания. Они не просто искали новые формы обучения студентов уже отработанным в практике профессиональным приемам и методам, в ходе учебного процесса экспериментировали с различными материалами и вырабатывали новые универсальные проектные приемы и средства художественной выразительности.

«Очищение художественного образа» от лишней декоративности было важным принципом преподавательской деятельности ВХУТЕМАСа и Баухауза. Изображая простейшие формы, преподаватели-новаторы авангардисты формировали «азбуку композиционной грамоты». На примере формообразования из простых геометрических форм закладывались универсальные проектные приемы и средства художественной выразительности проектируемого объекта. Большое внимание уделялось таким важным элементам как линия, форма, цвет, движение, фактура, текстура. Постоянно проводились эксперименты по взаимодействию различных материалов, фактуры и текстуры, цвета и формы и т. д. Ключевым моментом было абстрактно-композиционное моделирование. [4]

На основании сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. ВХУТЕМАС и Баухауз, создали оригинальные, не имевшие аналогов в прошлом модели художественно-промышленных вузов. Преподавая и экспериментируя в этих школах, художники авангарда, скульпторы и архитекторы разработали концепцию эстетического формообразования и создали одну из ранних систем дизайн-образования.
  2. Многие пропедевтические дисциплины ВХУТЕМАСа и Баухауза сегодня интегрированы в учебные программы архитектурно-художественных вузов.
  3. Универсальный проектный метод, теоретическое и методическое наследие этих важнейших центров формирования нового стиля до сих пор продолжают питать стилеобразующие процессы в сфере архитектуры, дизайна и художественного творчества.

Сегодня в ведущих ВУЗах страны идет активный процесс освоения двух- и трехмерного цифрового искусства, открываются актуальные и широко востребованные специальности и специализации, одновременно ведутся научные и практические поиски, направленные на оптимальное использование мультимедийного комплекса в подготовке будущих специалистов различных областей дизайна. Сегодня практически все дизайн проекты создаются в компьютерных программах. Это, несомненно, дает множество положительных результатов: сокращается время проектирования, в отличие от ручной подачи работы; возможность внести корректировки в проект даже на последних этапах моделирования; итоговая цифровая подача выглядит более выигрышно, нежели ручная; сокращаются затраченные усилия и расходные материалы. Однако компьютеризация всех процессов не всегда приводит к хорошим результатам. Во многих ВУЗах часы на обучение профилирующим предметам, такие как рисунок и живопись стремительно сокращаются. Сейчас многие дизайнеры даже не могут нарисовать эскиз, задумку своего проекта, за неимением рисовальных навыков. Зачастую это приводит к затрудненному общению работников в дизайн-агентствах. Сегодня дизайнеры практически не имеют опыта работы с натуральными материалами, это затрудняет их общее понимание и правильное внедрение в проект.

Вместе с тем во многих вузах России уменьшают срок обучения дизайну, подстраиваясь под Болонскую систему образования. Повсеместно происходит сужение учебной программы с целью упразднения ненужных предметов для студентов. Однако ненужными предметами считаются рисунок и живопись, которые в реальности являются профилирующими. В процессе изучения академического рисунка студенты знакомятся с основами художественного проектирования: построение перспективы, анализ пропорций, предмета и конструкции, также законы света и тени, основы композиции. Живопись открывает основные законы цвета, света, формы.

Подводя итоги, можно наблюдать неутешительную тенденцию к полному переходу искусства дизайна в цифровой вид. Это существенно ускоряет разработку объекта, а также, при грамотной подаче материала, обеспечивает лучшую привлекательность товара. Но это не могло не повлиять на качество выпускаемой продукции: она стала хуже. Изначальные принципы ранних дизайнерских школ как раз заключались в том, чтобы работать непосредственно с материалом, из которого объект и будет сделан. Ни одна компьютерная программа не сможет точно показать, как будет выглядеть конечный продукт, а сам принцип цифровой разработки не позволяет прочувствовать работу с материалами и методами сборки, что очень сильно усложняет работу технологам.

Литература:

  1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова — Ек.: Урал. ун-та, 2001.– С. 288.
  2. Михайлов С. М., Михайлова А. С. Становление универсального проектного метода в первых школах дизайна — Баухаузе и ВХУТЕМАСе в 1920-е гг. [электронный ресурс],http://www.iwep.ru:88/journal/12/pages %20104–106.pdf. (Дата обращения 10.10.08).
  3. Рунге В. Ф. Основы методологии и теории дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. — М.: М3-Пресс, 2003. — 252 с.
  4. Хан-Магомедов С. О. Александр Веснин и конструктивизм. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Архитектура-С, 2007.– 412 с.
  5. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Ладья, 1995. –344 с.
  6. Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Архитектура-С, 2007. — 88 c., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): вводный курс, художественное творчество, быль, дизайн, материал, предмет, программа, проект, сегодня, художественная выразительность, школа.


Похожие статьи

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна

В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль о...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования

Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветогр...

Классическая высшая школа для подготовки профессиональных специалистов в современных реалиях

В статье рассматриваются проблемы реализации методов классической высшей школы с учетом современных веяний и использования современного инструментария. Поднимается вопрос о современных подходах к обучению, в первую очередь дистанционному. Оцениваются...

Европейские и российские традиции краткосрочного академического рисунка

Статья посвящена истории развития краткосрочных форм академического рисунка в Российском и европейском искусстве. Автор рассматривает вклад выдающихся художников и теоретиков искусства в практику обучения изобразительному искусству посредством различ...

Архитектурное образование: от традиции к технологии и обратно

В статье рассмотрены традиции и технологии в архитектурном образовании как взаимосвязанные элементы.

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне

В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.

Похожие статьи

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна

В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль о...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования

Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветогр...

Классическая высшая школа для подготовки профессиональных специалистов в современных реалиях

В статье рассматриваются проблемы реализации методов классической высшей школы с учетом современных веяний и использования современного инструментария. Поднимается вопрос о современных подходах к обучению, в первую очередь дистанционному. Оцениваются...

Европейские и российские традиции краткосрочного академического рисунка

Статья посвящена истории развития краткосрочных форм академического рисунка в Российском и европейском искусстве. Автор рассматривает вклад выдающихся художников и теоретиков искусства в практику обучения изобразительному искусству посредством различ...

Архитектурное образование: от традиции к технологии и обратно

В статье рассмотрены традиции и технологии в архитектурном образовании как взаимосвязанные элементы.

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне

В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.

Задать вопрос