В данной статье анализируются методы обучения дизайнерскому мастерству на примере ранних школ (Баухаус, ВХУТЕМАС) и сравниваются с современным образованием. Также рассматриваются современные тенденции и подходы к обучению дизайнеров.
Ключевые слова: Баухаус, ВХУТЕМАС, школа-дизайна, проектирование, формообразование, методология, промышленный дизайн, подача, компьютеризация
Дизайн (от англ. design — конструкция, конструирование, проектирование, разработка, а также проект, замысел, план, рисунок, эскиз, чертеж) — вид деятельности, в ходе которой проектируются эстетические качества изделия, своего рода «художественное конструирование».
Дизайн не ограничивается только художественным конструированием, но и участвует в решении более широких социальных и технических проблем функционирования производства, потребления и существования людей в предметной среде, путём грамотного построения её визуальных и функциональных свойств.
Объектом дизайна может быть любое новое техническое промышленное изделие (система, комплекс). Это не только художественно-образная конструкция предмета, но и его функционально-идейная структура и требования, зависящие от целесообразности, рациональности и значимости. [3]
Предмет дизайна чрезвычайно субъективен, как и всё что нас окружает. Так как на его оценку влияет мнение, а мнения могут быть расхожи — по вкусовым и иным причинам.
Возникновение и обособление дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в. одновременно с промышленной революцией — повсеместным развитием массового машинного производства. Из-за огромного товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерных и художественных задач можно создать качественную и конкурентоспособную продукцию.
К самым сильным и значимым школам, начавшим подготовку и выпуск дипломированных специалистов в области дизайна, относятся германский Баухауз и советский ВХУТЕМАС.
Обучение во ВХУТЕМАСе строилось по своеобразному дедуктивному способу — от общего художественно-пластического образования, через специальное художественное к профессиональному образованию. Соответственно была построена и структура института: он включал, помимо специальных факультетов обязательное для всех вводное “Основное отделение”. Вводное обучение осуществлялось по четырем направлениям: графическому, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному.
В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922–1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Все это можно понять — создавалась новая специальность.
Первые два года обучения, где студенты получали общехудожественное образование, были названы основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом «Баухауза», по существу, предвосхитил все вводные курсы современных дизайнерских школ. Руководители ВХУТЕИНа рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Факультеты металло- и деревообработки делали очень большую работу, прокладывая путь будущему дизайну. Для реализации учебных программ были организованы производственные мастерские, которые мыслились как художественно-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания — от архитектурных макетов до костюма. [5]
В программе Баухауза Вальтер Гропиус поставил цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строительства храмов — мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались «Баухютте» («хижина строительства», отсюда и название Баухауз).
Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эстетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане. Отсюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:
«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание! Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы и живописцы должны заново признать и научиться понимать расчлененную форму сооружения в единстве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве».
По этой программе при всех трудностях послевоенных лет было начато создание школы нового типа. Были приглашены соответствующие педагогические кадры, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов. [2]
Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто заканчивал его с успехом начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.
Нужно отметить, что в 1920–30 гг. между Баухаузом в Германии и ВХУТЕМАСом в СССР существовали активные профессиональные, творческие и дружеские связи. Многие отечественные художники преподавали в Баухаузе, также Ханнес Майер в 1930 г. прибыл в Россию для помощи строительства Советского Союза. В конце октября того же года Майера назначили профессором ВАСИ, приемника ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Профессиональный обмен, постоянные выставки, публикации и переписка оказали большое влияние на формирование методологии и творческой атмосферы в этих школах. Почти одновременно эти учебные заведения стали первыми школами дизайн-образования. ВХУТЕМАС и Баухауз стояли у истоков промышленного проектирования. Именно две эти школы были центрами инноваций и концепций в области стандартизированного массового дизайна. [1]
Учебную подготовку во ВХУТЕМАСе и Баухаузе объединяли схожие художественные основания, а также цели, которые педагоги ставили перед студентами: быть не просто создателями оригинальных форм, а уметь проектировать для производства, знать техническую и технологическую сторону проекта. Кроме того, дизайн-образование в этих школах строилось на комплексе теоретических знаний, адаптированных к задачам проектирования. Судя по набору дисциплин и задач, это образование нельзя назвать чисто художественным, поскольку оно имеет качественные отличия от него.
ВХУТЕМАС и Баухауз явились основными учебными заведениями, где под руководством лидеров новаторских творческих течений развивался новый профессиональный язык. Архитекторы, художники и скульпторы, преподававшие тогда в этих вузах, разрабатывали и внедряли новую методологию преподавания. Они не просто искали новые формы обучения студентов уже отработанным в практике профессиональным приемам и методам, в ходе учебного процесса экспериментировали с различными материалами и вырабатывали новые универсальные проектные приемы и средства художественной выразительности.
«Очищение художественного образа» от лишней декоративности было важным принципом преподавательской деятельности ВХУТЕМАСа и Баухауза. Изображая простейшие формы, преподаватели-новаторы авангардисты формировали «азбуку композиционной грамоты». На примере формообразования из простых геометрических форм закладывались универсальные проектные приемы и средства художественной выразительности проектируемого объекта. Большое внимание уделялось таким важным элементам как линия, форма, цвет, движение, фактура, текстура. Постоянно проводились эксперименты по взаимодействию различных материалов, фактуры и текстуры, цвета и формы и т. д. Ключевым моментом было абстрактно-композиционное моделирование. [4]
На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
- ВХУТЕМАС и Баухауз, создали оригинальные, не имевшие аналогов в прошлом модели художественно-промышленных вузов. Преподавая и экспериментируя в этих школах, художники авангарда, скульпторы и архитекторы разработали концепцию эстетического формообразования и создали одну из ранних систем дизайн-образования.
- Многие пропедевтические дисциплины ВХУТЕМАСа и Баухауза сегодня интегрированы в учебные программы архитектурно-художественных вузов.
- Универсальный проектный метод, теоретическое и методическое наследие этих важнейших центров формирования нового стиля до сих пор продолжают питать стилеобразующие процессы в сфере архитектуры, дизайна и художественного творчества.
Сегодня в ведущих ВУЗах страны идет активный процесс освоения двух- и трехмерного цифрового искусства, открываются актуальные и широко востребованные специальности и специализации, одновременно ведутся научные и практические поиски, направленные на оптимальное использование мультимедийного комплекса в подготовке будущих специалистов различных областей дизайна. Сегодня практически все дизайн проекты создаются в компьютерных программах. Это, несомненно, дает множество положительных результатов: сокращается время проектирования, в отличие от ручной подачи работы; возможность внести корректировки в проект даже на последних этапах моделирования; итоговая цифровая подача выглядит более выигрышно, нежели ручная; сокращаются затраченные усилия и расходные материалы. Однако компьютеризация всех процессов не всегда приводит к хорошим результатам. Во многих ВУЗах часы на обучение профилирующим предметам, такие как рисунок и живопись стремительно сокращаются. Сейчас многие дизайнеры даже не могут нарисовать эскиз, задумку своего проекта, за неимением рисовальных навыков. Зачастую это приводит к затрудненному общению работников в дизайн-агентствах. Сегодня дизайнеры практически не имеют опыта работы с натуральными материалами, это затрудняет их общее понимание и правильное внедрение в проект.
Вместе с тем во многих вузах России уменьшают срок обучения дизайну, подстраиваясь под Болонскую систему образования. Повсеместно происходит сужение учебной программы с целью упразднения ненужных предметов для студентов. Однако ненужными предметами считаются рисунок и живопись, которые в реальности являются профилирующими. В процессе изучения академического рисунка студенты знакомятся с основами художественного проектирования: построение перспективы, анализ пропорций, предмета и конструкции, также законы света и тени, основы композиции. Живопись открывает основные законы цвета, света, формы.
Подводя итоги, можно наблюдать неутешительную тенденцию к полному переходу искусства дизайна в цифровой вид. Это существенно ускоряет разработку объекта, а также, при грамотной подаче материала, обеспечивает лучшую привлекательность товара. Но это не могло не повлиять на качество выпускаемой продукции: она стала хуже. Изначальные принципы ранних дизайнерских школ как раз заключались в том, чтобы работать непосредственно с материалом, из которого объект и будет сделан. Ни одна компьютерная программа не сможет точно показать, как будет выглядеть конечный продукт, а сам принцип цифровой разработки не позволяет прочувствовать работу с материалами и методами сборки, что очень сильно усложняет работу технологам.
Литература:
- Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова — Ек.: Урал. ун-та, 2001.– С. 288.
- Михайлов С. М., Михайлова А. С. Становление универсального проектного метода в первых школах дизайна — Баухаузе и ВХУТЕМАСе в 1920-е гг. [электронный ресурс],http://www.iwep.ru:88/journal/12/pages %20104–106.pdf. (Дата обращения 10.10.08).
- Рунге В. Ф. Основы методологии и теории дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. — М.: М3-Пресс, 2003. — 252 с.
- Хан-Магомедов С. О. Александр Веснин и конструктивизм. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Архитектура-С, 2007.– 412 с.
- Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Ладья, 1995. –344 с.
- Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Архитектура-С, 2007. — 88 c., ил.