Имена собственные в школьной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 13.06.2017

Статья просмотрена: 2485 раз

Библиографическое описание:

Птахина, Е. Ю. Имена собственные в школьной практике / Е. Ю. Птахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44363/ (дата обращения: 18.12.2024).



Важным компонентом лексики любого развитого языка является ономастический материал. Знакомство с этой частью языка должно начинаться в школе.

Большинство школьных дисциплин включают в себя ономастическую лексику. Такие школьные предметы, как литература, русский язык, география, астрономия, история, обществознание являются особенно богатыми ономастическим материалом, который требует осмысления, усвоения, запоминания, правильного использования, написания и произношения.

Дети являются особенными слушателями. Они особенно остро воспринимают познавательное, патриотическое, историко-культурное значение, которое заключено в имени собственном.

Обучающиеся должны овладеть всем великолепием языка и уметь использовать его в своей речи. Этого требует современная лингводидактика и методика преподавания языка. В этом и заключается задача преподавателя.

Одним из основных признаков хорошей речи является соответствие языковой формы содержанию. Довольно часто правильными словами оказываются имена собственные. Они встречаются во всех стилях речи, без них невозможно написать ни одну школьную работу. Ученики должны постоянно увеличивать запас таких слов, изучать их особенности.

Таким образом, учитель обязан обращать внимание на ономастическую лексику, которая есть в школьных учебниках. Он должен выделять те аспекты, формы, методы изучения имен собственных, которые благоприятствуют росту языковой культуры школьников, развивают разнообразные формы их устной и письменной речи.

Наиболее важными для современности названиями являются личные имена, фамилии, отчества, название городов, рек, гор, названия космических объектов, важнейших событий, праздников, учреждений, произведений литературы и искусства. Поэтому включение этих слов в учебники оправдано. Их изучение позволяет решить многие задачи учебно-лингвистического и идейно-воспитательного характера.

Изучение ономастики должен возглавлять учитель-словесник. Данный раздел лингвистики предусматривает работу с именами собственными и их значениями, разрядами, этимологией. При изучении данного материала у учащихся должно развиваться логическое мышление, стилистическое чутье, эстетический вкус.

В школьном лингвистическом курсе под ономастикой следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом» [1, с.17]. Многие методисты рассматривают ономастику как материал для углубленного изучения и предлагают использовать как на уроках русского языка, так и для внеклассной работы.

Данная концепция определяет место ономастики на современных уроках русского языка. Она не рассчитана на основательную перестройку традиционного содержания обучения и введения новых разделов курса. Ономастический языковой материал логично и регулярно включается и в базовое, и в дополнительное образование по русскому языку. Используется как на урочной, так и на внеурочной деятельности школьников.

На сегодняшний день большинство методистов, преподавателей и ученых полагают, что введение ономастики будет способствовать воспитанию интереса и бережного отношения к языковой культуре. Таким образом список классических задач преподавания русского языка в школе расширяется.

Значение такой учебной дисциплина как «Русский язык» определяет государственный стандарт базисного учебного плана. Из него вытекают главные культурологические задачи дисциплины:

‒ Обеспечить в различных коммуникативных ситуациях свободное владение родным языком;

‒ Обеспечить возникновение познавательной, нравственной культуры учащихся;

‒ Обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;

‒ Воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся.

В связи с введением такого раздела, как ономастика Н. Г. Благова предлагает ряд дополнений к списку традиционных задач русского языка в школе:

‒ Обогатить словарный запас школьников за счет языкового материала, важного с точки зрения культурной и общеобразовательной;

‒ На основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;

‒ Показать уникальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения [1, с.18].

Разумно организованное изучение ономастики позволяет решить эти задачи, может прогрессивным средством развития и воспитания школьников.

«Изучение народного языка не исключает древних стихий нашей речи, во-первых, уже и потому, что в старинных памятниках нашей литературы постоянно сливается он с варваризмами, с речениями церковно-славянскими и пр.» [3, с. 283].

Одним из источников изучения ономастики на уроках русского языка является использование художественных произведений. В процессе работы с текстом происходит развитие чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре. На современных уроках русского языка поучает распространение использование имен собственных.

В. Д. Бондалетов считает, что «ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, географию, историю и другие общественные и естественные науки» [2, с. 3].

На сегодняшний день актуальным является вопрос о сборе ономастического материала.

В статье Т. М. Майорова «Ономастика в лингвокраеведческой работе» раскрывается потребность в организации сбора ономастического материала в школе. В данном труде также предлагается программа для организации такой работы. В статье подчеркивается, что «ономастическая перепись поможет выяснить взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь собственных имен» [5, с. 43].

В зависимости от видов объектов, которые называют ономастическими словами и специфики исследуемых слов, данный раздел лингвистики делится на подразделы: антропонимика (изучение имен собственных), топонимика (изучение названий географический объектов) и т. д. С ними следует знакомить школьников при изучении ономастики.

Начинать работу в этом разделе следует с антропонимии. Учитель может предложить ученику рассмотреть собственное имя. Взрослому человеку имена, фамилии и отчества кажутся неотъемлемой частью обыденной жизни. Однако дети с большим энтузиазмом будут погружаться в историю происхождения того или иного имени. Таким образом, определить происхождение и историю своего имени, имен родителей превращается для ребенка в целое исследование.

С помощью обычных подсчетов ученики определяют популярные женские и мужские имена. Обращаясь к отчествам, они могут определить популярные имена во времена детства их родителей. Такой вид работы подойдет для учащихся начальных классов.

В среднем звене учащихся можно знакомить с терминологией и воспитывать навыки обращения к ономастическим словарям. Так, на практике можно рассмотреть клички домашних животных. Для этого можно посоветовать ученикам обратиться к «Словарю зоонимов».

Несмотря на то, что подробного углубления в изучении этимологии слов школьная программа не предполагает, этимологические комментарии, которые сопутствуют объяснению, воспринимаются школьниками с большим интересом.

Изучение топонимики также может привлечь внимание школьников. Исследование данного рода можно предлагать ученикам, как проектную деятельность или исследовательскую работу.

Сложным является знакомство школьников с литературной ономастикой, ее значением в художественном произведении. Особое внимание здесь нужно уделить такому явлению как говорящие имена и фамилии. Рассмотреть античный антропонимикон. Выявить, откуда берет имена русская литература.

При изучении школьного курса литературы можно обратить внимание детей на историю возникновения русских имен. Рассматривая произведения русского фольклора и христианские тексты (былины, сказки, жития, летописи), ученики могут проанализировать мирские, собственно русские по происхождению имена (например, Кожемяка, Добрыня, а также так называемые княжеские имена Владимир, Ярослав, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении русских былин), христианские личные имена, которые перешли в древнерусский антропонимикон из греческого после крещения Руси в 988 г.

Изучение литературы данного периода позволяет рассматривать прозвищные имена (Ярослав Мудрый, Василиса прекрасная, Вещий Олег) и прозвища, которые являются самостоятельной антропонимической категорией. На богатство языка писателя, особенности его стиля указывает значение поэтонимов, которое является отражением творческого мышления писателя. Говорящие имена в художественном произведении ярче раскрывают художественный образ, это в свою очередь способствует раскрытию авторской позиции.

Особую смысловую нагрузку несут на себе онимы, которые выступают в качестве заглавия художественного произведения. Это могут быть антропонимы, указывающие на главное действующее лицо (Л. Толстой «Анна Каренина», И. Гончаров «Обломов»). Также в этой роли могут выступать зоонимы, которые устанавливают факт индивидуализации носителя данной клички (И. Тургенев. «Муму», А. Чехов «Каштанка»), топонимы или гидронимы, содержащие указание на место действия (М. Лермонтов «Бородино», М. Шолохов. «Тихий Дон»). Эти виды онимов не только выполняют выделительную и прогнозирующую функции, но и служат источником дополнительной информации.

В художественных произведениях имена собственные способствуют раскрытию идейного замысла автора. С помощью них читатель может получить максимально исчерпывающую информацию о литературных персонажах. Они формируют определенное восприятие этих героев у школьников. В литературной ономастике есть два вида онимов. Первые — традиционные. Они представляют собой реально существующие имена, которые служат для создания привычной обстановки, узнаваемости, типичности и наглядности образов (Гуров, Дымов). Вторые — это вымышленные или «говорящие», с прозрачной внутренней формой (например, фамилии героев рассказов А. Чехова — Писулин, Плевков, Портупеев). Они отражают мировоззрение писателя, его эстетические и идеологические взгляды и выполняют воспитательную функцию.

Дополнительным источником в изучении языка, истории, материальной у духовной культуры народа являются имена собственные. Установление этимологии антропонимов и других видов онимов, их функций, принципы, номинации в художественном тексте, переход имен собственных в разряд нарицательных — все это часто включают в задания литературных викторин и олимпиад по русскому языку и литературе. Изучение ономастического материала должно проходить не только на уроках русского языка и литературы, но и в процессе организации внеклассной работы.

Объединение материалов по различным предметам на основе установлении межпредметных связей или интегрированные уроки набирают большую популярность в современной школе. В соответствии с этим особую важность приобретает комплексное исследование онимов за счет привлечения знаний, полученных в процессе изучения других дисциплин.

За счет использования лингвокраеведческого материала становится возможным расширение межпредметных связей. Знакомство с именами собственными в масштабах региона, выяснение происхождения местных названий, привлечение материала регионального ономастического пространства позволит учителю «значительно разнообразить урок», а ученику — «создать и поддерживать впоследствии интерес к истории «малой родины», к родному языку» [4, с. 343].

Таким образом, ономастика в школьном курсе русского языка не выделяется в самостоятельный учебный предмет, но отдельные темы и проблемы по ономастике в школьной практике затрагиваются. Наука об именах собственных способствует более лаконичному достижению поставленных перед педагогом учебных и воспитательных задач. С помощью ономастики учитель расширяет кругозор своих учеников, развивает их способность к коммуникации. Обращение к ономастике в школьном курсе литературы позволяет более образно раскрыть содержание художественного теста. Ономастический материал используется часто в олимпиадных заданиях, можно предложить также в работе над проектом, при написании исследовательских работ тему, связанную с описанием имен собственных.

Литература:

  1. Благова, Н. Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). [текст] / Н. Г. Благоава, Л. А. Коренева, О. Д. Родченко // РЯШ. — 1993. — № 4 — С.16–19.
  2. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика: Уч. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. язык и лит». [текст] / В. Д. Бондалетов. — Москва: Просвещение, 1983. — 224 с.
  3. Буслаев, Ф. И. Опыт исторической грамматики русского языка. [текст] / Ф. И. Буслаев. — Москва, 1992 — С.281–284.
  4. Казанкова, А. А. Изучение лингвокраеведческого материала в школе [текст] / А. А. Казанкова // Ономастика Поволжья: материалы XIV Международной научной конференции (Тверь, 10–12 сентября 2014 г.) / под ред. И. В. Ганжиной, В. И. Супруна. — Тверь: Изд-во Марины Батасовой; Альфа-Пресс, 2014. — С. 342–344.
  5. Майорова, Т. М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. [текст] / Т. М. Майорова // РЯШ. — 2000. — № 4. — с.43–47.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, имя, ономастический материал, ученик, художественное произведение, внеклассная работа, литературная ономастика, ономастическая лексика, родной язык, современный урок русского языка.


Задать вопрос