Важнейшим аспектом личностного развития и полноценного включения ребенка в учебу выступает его эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие обусловлено удовлетворением таких потребностей ребенка, как потребность в общении со сверстниками и взрослыми, благоприятной атмосфере в семье, в учебно-воспитательных учреждениях. Таким образом, в современной образовательной ситуации эмоциональное неблагополучие ребенка — частое явление, в связи с этим и обусловлена актуальность нашего исследования.
В нашем исследовании мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста. Мы опираемся на представления М. И. Лисиной и Т. А. Репиной о том, что эмоциональное благополучие можно определить как «устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных» [1].
Объект исследования — эмоциональное благополучие младших школьников.
Предмет исследования — факторы, влияющие на формирование эмоционального благополучия младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что эмоциональное благополучие младших школьников связано с их учебной успеваемостью, статусом в классе, эмоциональным отношением к ситуации обучения и эмоциональным интеллектом.
В связи с вышеизложенным определилась цель исследования — изучить условия и факторы эмоционального благополучия в младшем школьном возрасте.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ состояния проблемы эмоционального благополучия и его детерминант в психологии;
2) Определить факторы эмоционального благополучия и неблагополучия у младших школьников;
3) Выявить условия формирования эмоционального благополучия.
Исследование осуществлялось на выборке, состоящей из учащихся 3-х и 4-х классов МАОУ «Гимназия № 1» г. Рузы и МОУ СОШ № 12 г. Щелково в количестве 60 человек при помощи методик:
- Методика определения социометрического статуса в группе сверстников в адаптации Я. Л. Коломинского
- Методика «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич
- Методика «Я в школе, я дома» в адаптации Н. С. Чернышевой
- Методика «Выявление школьной тревожности детей» в адаптации Е. Р. Гореловой
- Методика исследования эмоционального интеллекта EQ (вариант для младших школьников) в адаптации Т. Д. Марцинковской
Далее приведем сводную характеристику полученных результатов по всей выборке, представленную на рис.1
Рис. 1. Распределение уровней компонентов эмоционального благополучия младших школьников, в %
Результаты исследования эмоционального благополучия показали следующее:
Исследование содержательных характеристик эмоционального благополучия (личностных коррелятов), показало, что показатели успеваемости, социометрического статуса, эмоционального отношения к себе и к миру, а также тревожности и эмоционального интеллекта находятся на преимущественно среднем уровне, но отличаются динамикой разброса показателей.
Анализируя выборы учащихся, можно выявить то, что наиболее эмоционально значима для детей именно школа — она является как основной причиной повышенной тревожности, так и для оценки своего места среди сверстников.
В ходе анализа полученных данных по показателям эмоционального благополучия хотелось бы отметить тот факт, что уровень эмоционального благополучия недостаточно высок, хоть и находится преимущественно в границах среднего уровня. Это выражается в таких особенностях, как тревожность, неуверенность, некоторая агрессивность, робость и пр.
Таким образом, при внешнем беглом осмотре, общая ситуация кажется нормальной и гармоничной, но при более серьезном анализе обнаруживаются противоречия, требующие внимания и психолого-педагогической работы.
Выявлено, что компоненты эмоционального благополучия младших школьников имеют различную нагрузку. Основной структурной составляющей является социометрический статус, что доказано результатами эмпирического исследования. Следующей по влиянию и степени выраженности является успеваемость, которая характеризуется неоднозначной личностной составляющей. Далее следует такой компонент, как эмоциональное состояние в школе. Высокая выраженность компонента тревожности во всех аспектах деятельности требует особого внимания специалистов и принятия мер по включению средств саморегуляции в структуру эмоционального благополучия младших школьников.
Также были выявлены высокие корреляционные связи между социометрическим статусом и самоотношением у респондентов, что означает, что чем выше социометрический статус и популярность в классе, тем выше самооценка и самоощущение. Для детей 3–4 классов начальной школы общение со сверстниками выступает в качестве среды, в которой формируются как нормы общения со сверстниками, так и новые для этого возраста понятия вроде субкультуры. Вхождение в ту или иную субкультуру для младшего школьника определяет дальнейший ход социализации, которая, несомненно, является одним из важнейших факторов развития личности.
Кроме того, с популярностью в классе связана также и тревожность в ситуации учебной деятельности. Таким образом, чем популярнее ребенок, тем ниже у него тревожность.
Также нами было выявлено то, что такой показатель, как эмоциональный интеллект достаточно тесно связан как с общим уровнем эмоционального благополучия, так и с социометрическим статусом. То есть, дети с более высоким уровнем эмоционального благополучия более склонны к сопереживанию, а популярность в классе положительно влияет на оба этих фактора.
Далее важно подчеркнуть, что наиболее слабые корреляционные связи были выявлены среди показателей эмоционального благополучия, связанных с эмоциональным состоянием в доме и тревожностью, вызванной необходимостью возвращаться домой. Данные факторы наиболее тесно связаны с такими показателями, как успеваемость и эмоциональный интеллект, что означает, что степень домашнего и семейного благополучия связана с успеваемостью (это может быть связано с тем, что благоприятная среда в доме определяет успешность выполнения домашних заданий, соответственно, и усвоения учебной программы). Также это может говорить о том, что именно отношения с родителями и близкими и их характер определяет степень развития эмоционального интеллекта детей.
Таким образом, эмоционально благополучных детей отличают:
1) Формальные критерии
а) Высокая успеваемость (категории оценок «Преимущественно «отлично», а также «Отлично» и «Хорошо»)
б) Высокий социометрический статус («Лидер» или «Принятый», как минимум)
2) Индивидуальные критерии
в) Низкая или средняя тревожность
г) Позитивное эмоциональное состояние в ситуации нахождения в школе и дома
д) Высокий эмоциональный интеллект (не менее 65 %)
Показано, что эмоционально благополучных детей отличает общительность, высокое самопринятие, эмпатийность и открытость новому.
Таким образом, наиболее значимыми компонентами эмоционального благополучия у младших школьников являются, в первую очередь, успеваемость и эмоциональный интеллект, а далее — социометрический статус и школьная тревожность (как в ситуации нахождения в школе, так и в ситуации ее покидания).
Соответственно, эмоционально неблагополучных детей отличают:
1) Формальные критерии
а) Низкая успеваемость (категории оценок «Преимущественно «удовлетворительно», а также «Удовлетворительно» и «Хорошо»)
б) Низкий социометрический статус («Изолированный», «Пренебрегаемый», «Предпочитаемый» как максимум)
2) Индивидуальные критерии
в) Высокая или средняя тревожность
г) Негативное эмоциональное состояние в ситуации нахождения в школе и дома
д) Низкий эмоциональный интеллект (менее 65 %)
Таким образом, эмоционально неблагополучных детей отличает неверие в себя, низкое самопринятие, робость, боязливость, необщительность, вялость, отсутствие готовности к общению среди сверстников, нежелание учиться, а также общая пассивность.
Соответственно, основными факторами эмоционального неблагополучия в младшем школьном возрасте являются, в первую очередь, статус в группе ровесников, тревожность (при отправлении в школу и при нахождении в ней), а далее показатели эмоционального интеллекта и школьной успеваемости.
Сравнив основные компоненты эмоционального благополучия и неблагополучия можно сделать выводы о том, что они, по сути своей, идентичны, но отличаются только степенью значимости в каждом случае, а также о том, что эмоциональное благополучие характеризуется в т. ч. уровнем тревожности при покидании школы, а неблагополучие — при отправлении в нее же, а также отношением к своему нахождению дома.
В итоге можно констатировать, что развитие положительной самооценки, правильных личностных ориентаций, социального статуса во многом определяет формирование эмоционального благополучия младших школьников. Это обстоятельство важно учитывать в психологических образовательных практиках.
Гипотеза исследования, которая заключалась в том, что эмоциональное благополучие младших школьников связано с их учебной успеваемостью, статусом в классе, эмоциональным отношением к ситуации обучения и эмоциональным интеллектом, была полностью подтверждена.
Литература:
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — Спб.: Питер, 2009–320 с.
- Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2000. — 176 с.
- Социализация в мультикультурном пространстве: Методическое пособие / Т. Д. Марцинковская, Е. М. Дубовская [и др.] — М.: МПГУ, 2016–108 с.