Возможности внедрения элементов нематериального культурного наследия в состав учебных предметов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 12.06.2017

Статья просмотрена: 694 раза

Библиографическое описание:

Ташматова, К. А. Возможности внедрения элементов нематериального культурного наследия в состав учебных предметов / К. А. Ташматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 329-333. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44378/ (дата обращения: 15.11.2024).



Несмотря на относительную новизну практического применения понятий о нематериальном культурном наследии, все же большинство понятий связанные с ним становятся популярными среди народа. Правильно будет оценивать это как эффективность проводимых работ в стране в этом направлении. Реализуются ряд задач, поставленных в рамках многих практических проектов на основе международной конвенции по охране нематериального культурного наследия и государственной программы. Одним из примеров может послужить внесение искусство приготовления узбекского национального блюда плов и связанные с ними традиции в репрезентативный список нематериального культурного наследия, в конце 2016 года. Несмотря на все это, в этом направлении еще много чего надо сделать, решить многие вопросы, создать систему решения проблем и многое другое. В частности, не завершены работы по внедрению элементов нематериального культурного наследия в учебные предметы средних школ, не завершены исследовательские работы по изучению таких возможностей и влияния нововведений в вопросы охраны нематериального культурного наследия.

В качестве информации можно привести примеры отражения нематериального культурного наследия в следующих направлениях: устные традиции и форм самоидентификации и самопрезентации, исполнительское искусство, обычаи и обряды общества, традиции, праздники, знания и традиции, связанные с природой и космосом, знания и навыки, связанные с традиционным ремесленничеством [1].

Объекты внесенные и подготовляемые к внесению в всемирный список культурного наследия, симпозиумы, семинары, общественные форумы, фестивали, конкурсы и выставки связанные с популяризацией нематериального культурного наследия, мероприятия проводимые по всей республике, научные экспедиции и полевые исследования в этой области, теле и радио передачи направленные на освещение этих работ, статьи в печатном и электронном СМИ играют огромную роль в повышении уровни осведомленности молодежи в вопросах нематериального культурного наследия, а также является ключевым инструментом передачи общественности о важности нематериального культурного населения в жизни нашей страны. Эффективное использование достижений науки и техники, развивающейся в непосредственной связи с социальным прогрессом, направленное на воспитание и образование ученика, а также восприятие стремительного информационного потока, уметь анализировать его, обработать, объединить с теоретической части, подвести итоги и передачи этой информации ученику — одна из актуальных задач, стоящих перед системой образования сегодня. Именно поэтому, целесообразным является внедрения элементов нематериального культурного наследия в содержание учебных предметов. Анализ учебных программ общего-среднего образования показал — в содержании учебных программ существуют понятия, относящиеся к нематериальному культурному наследию (НКН). Темы, содержащие понятия о НКН, и отведенные на их изучения учебные часы, в начальных классах, отражены ниже на таблице № 1.

Таблица 1

Учебные часы выделенные на темы, содержащие понятия нематериального культурного наследия

Направления НКН

Чтение

Правила поведения

Природаведение

Музыкальная культура

Труд

Итого

Чтение

Правила поведения

Природоведение

Музыкальняя культура

Труд

Итого

1-класс

2-класс

Устные традиции и формы самопрезентации

14

14

17

17

Исполнительское искусство

1

10

11

1

9

10

Традиции, обычаи и праздники

1

1

1

3

1

1

2

Знания и традиции связанные с природой и космосом

1

13

2

16

1

11

1

13

Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству

1

1

ИТОГО

15

3

14

10

2

44

19

1

12

9

2

43

3-класс

4-класс

Устные традиции и формы самопрезентации

17

1

18

8

1

9

Исполнительское искусство

1

8

9

1

16

17

Традиции, обычаи и праздники

1

1

2

2

Знания и традиции связанные с природой и космосом

1

12

13

4

5

2

11

Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству

3

3

1

2

3

ИТОГО

18

3

12

8

3

44

15

2

5

16

4

42

Темы, содержащие понятия о НКН, и отведенные на их изучения учебные часы, в 5–9 классах, отражены ниже на таблице № 2.

Таблица 2

Учебные часы выделенные на темы, содержащие понятия нематериального культурного наследия

Направления НКН

Литература

История

Чувство родины

Музыкальная культура

Физическое воспитание

Итого

Литература

История

Чувство родины

Музыкальная культура

Физическое воспитание

Итого

5-класс

6-класс

Устные традиции и формы самопрезентации

27

7

34

1

3

4

Исполнительское искусство

2

12*

14

2

11

12*

25

Традиции, обычаи и праздники

0

3

3

Знания и традиции связанные с природой и космосом

6

1

7

5

1

1

7

Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству

2

2

1

1

ИТОГО

33

10

0

2

12

57

8

4

2

11

12

40

Направления НКН

Литература

История

Идея национальной независимости

Музыкальная культура

Физическое воспитание

Итого

Литература

История

Идея национальной независимости

Музыкальная культура

Физическое воспитание

Итого

7-синф

8-синф

Устные традиции и формы самопрезентации

11

2

13

4

4

Исполнительское искусство

13

10

23

8*

8

Традиции, обычаи и праздники

2

2

1

1

Знания и традиции связанные с природой и космосом

4

4

2

2

4

Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству

2

2

0

ИТОГО

15

2

4

13

10

44

4

2

3

0

8

17

9-класс

Устные традиции и формы самопрезентации

5

1

2

7

Исполнительское искусство

8

8

Традиции, обычаи и праздники

0

Знания и традиции связанные с природой и космосом

5

5

Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству

1

1

ИТОГО

10

2

2

0

8

21

Необходимо обратить большое внимание в содержании учебных предметов на богатство нематериального культурного наследия, на неповторимые и глубокомысленные пословицы, былины, легенды и рассказы (на предмете «Литература») которые находятся на грани исчезновения, на древние рукописи раскрывающие сущность истории нематериального культурного наследия (на предмете «История») история восстановления праздника Навруз в Узбекистане и вопросы исследования и популяризации процесса содержательного и форменного обогащения Навруза в годы независимости (на предметах «Чувство родины», «Правила поведения», «Основы духовности») значимость гуманитарных наук в охране объектов материального наследия, а также решение задач и упражнений содержащие понятии нематериального культурного наследия (на предметах «Родной язык» и «Математика»). Рисунки на тему нематериального культурного наследия (на предмете «Изобразительное искусство») и отведенные земельные участки на предмете «Труд» дает возможность проведения сезонных работ. Так же является целесообразным изучения народных национальных игр на уроках «Физического воспитания» [2]. Внизу приведен маленький проект использования элементов нематериального культурного наследия в системе начального образования (на примере предмета «Чтение»).

1-УРОК: Сказение о «Воспитанности». Нематериальное культурное наследие*

Общие сведения

Предмет:

Чтение

Класс:

1-класс

Тема:

Сказание о «Воспитанности». Нематериальное культурное наследие

Учебные часы, отведенные на занятия:

1 час

Технология проведения процесса обучения:

– Устный рассказ;

– Беседа;

– Работа в мелких группах.

Цели изадачи урока:

Цель:

Посредством сказания о “Воспитанности” передать ученика знания о маленьких элементах нематериального культурного наследия, формировать первоначальные понятия о том что сказание является формой нематериального культурного наследия.

Задачи:

1. Объяснить что такое сказание и его смысль.

2. Объяснить что сказания явлюятся огромным нематериальным культурным наследием наших предков.

3. Сформировать у учеников первоначальные понятия о сказаниях.

Материалы для учебного занятия:

  1. Учебник «Чтение» для первого класса
  2. Презентация на тему «Сказания — неотъемлемая часть нематериального культурного наследия».

Процессы иэтапы урока:

Название деятельности

Содержание деятельности

Метод

Время

1-этап: Организационная часть

Уточнения посещаемости и разделение на группы

С помощью специальных карточек

5 минут

2-этап:

Объяснить новую тему

Прочитать и разъяснить сказание о «Воспитании»

Беседа

25 минут

3- этап: Теория

Сказание о «Воспитании» отражение нематериального культурного наследия

Групповая работа

10 минут

4- этап:

Общий итог урока

Домашнее задание

1. Общий итог работы групп

2. Самостоятельный пересказ сказания о “Воспитании”

Групповая работа

5 минут

Примечание: Первая тема считается темой относящейся предмету. Вторая тема относится кНКН

Сказание о «Воспитании». Нематериальное культурное наследие

Учитель прочитает сказание о “Воспитании”. Объясняет содержание ученикам. Объясняет что сказания являются примером ума и познания предков. В процессе урока у учеников должны сформироваться следующие знания:

– Понять общее содержание сказания о «Воспитании»;

– Понять ответ мыслителя;

– Понять почему воспитанию надо учиться у невоспитанного;

– Осознать что сказания в качестве дошедшего до нас наследия, является примером нематериального культурного наследия.

Также, НКН проявляется в следующих формах, согласно международной конценции:

– Устные традиции и формы самопрезентации, а также, язык как фактор отражения нематериального культурного наследия;

– в исполнительском искусстве;

– традиции, обряды и праздники общества;

– сумма знание и традиций относящиеся к природе и космосу;

– знания и навыки связанные с традиционным ремесленничеством [1, глава 2, п. 2]

Толь это понятие является для нас новым а его содержание тесно связано с историей и культурой нашего народа. От вышесказанного становится ясно что одна из форм проявления НКН — устные традиции и формы самопрезентации. Они в большей степени связанаы с примерами устного творчества народа и включает в себя примеры творчества, отражающие общенациональные характеры народа, и передающие из поколения в поколение устным путем. Эта форма НКН тесно связано со временами начала использования речи. Потому что именно с тех пор люди начали использовать речь для передачи информации, описании чувств и отношения. Для первобытных людей, это открыло великие возможности.

Первобытные люди еще не изобрели письменность и передавали свои мысли устно. На основе этого появилось устное художественное творчество. Кроме этого, устное творчество являясь своеобразным искусством речи, все его примеры оживают только в процессе живого исполнения, именно благодаря этому, если в некоторых жанрах синтез слова и музыки является первостепенным, а в некоторых других преобладают элементы сценического искусство [4]. Возникновение этих жанров непосредственно связано с первыми мифологическими взглядами и религиозными представлениями. Одним из самых первых жанров формированных на основе таких взглядов — сказания.

Корень термина «сказание» является «сказ», то есть рассказ о каких-либо событиях, свидетелем которых был рассказчик. Согласно этому определению, можно утверждать — в сказаниях рассказывается о событиях, имевших место быть в жизни [5]. Сказания классифицируются на исторические и топонимические. В сказаниях отражается социальное, политическое, экономическое положение того времени. Кроме этого, сказания не только рассказывают об исторических событиях прошлого, но и имеют особенность сильного воздействия на духовный мир людей. Потому что, герои, участвующие в сказаниях, либо исторические личности, прославившиеся своими благодеяниями, либо наоборот — личности, погубившие многих своей злостью. Они служат к несознательному формированию положительных качеств у ученика.

Знания инавыки

Вопросы для закрепления темы

Понять смысл сказания о «Воспитании»

Правильно понять ответ мыслителя

Иметь первые представления онематериальном культурном наследии

Вопросы:

Почему в сказании мыслитель отвечает: «Воспитанности надо учиться у невоспитанного»?

Как сказания дошли до нас?

Навыки ученика:

Первоначальные знания о нематериальном культурном наследии отраженные в сказании

Вопросы:

Почему сказания относятся к нематериальному культурному наследию?

Ожидаемые результаты учебного занятия:

  1. Ученики получать первые понятия о нематериальном культрном наследии.
  1. Узнают что сказания передаются от поколения к поколению устным путем.
  1. Проявляется чувства гордости и уважения к предкам посредством осознания знаний и ума отраженных в сказаниях.

Упражнения для самостоятельной работы:

  1. Сделать рисунок соответсвующий содержанию сказания и нематериального культурного наследия
  2. Спросить у родителей о других сказаниях.

Таким образом, содержание НКН, теоретический анализ его положения и содержательных частей, показывает целесообразность определения теоретической типологии формирования понятий о НКН, разработка форм и методов формирования понятий о НКН, определение педагогических условий, разработка методики формирования понятий НКН у учеников в процессе образования в соответствующих образовательных учреждениях.

Литература:

  1. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Париж, 2003. I глава
  2. Правовые основы охраны нематериального культурного наследия. У.Ташматов, Н.Исакулова. Монография. Ташкент, 2014. I глава
  3. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 7 октября 2010 года, под номером № 222 “Об утверждении государственной программы охраны, пропаганды и использовании нематериального культурного наследия на 2010–2020 годы”
  4. Имомов К., Мирзаев Т., Саримсоков Б., Сафаров O. Узбекское народное поэтическое творчество. - Ташкент: Укитувчи, 1990. – 5 с.
  5. Очерки узбекского фольклора. II том Ответственный редактор Саримсоков Б. - Ташкент: Фан, 1989.- 30 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нематериальное культурное наследие, сказание, традиция, исполнительское искусство, традиционное ремесленничество, форма самопрезентации, знание, музыкальная культура, физическое воспитание, групповая работа.


Похожие статьи

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Актуальность использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов

Важность создания интегративных программ обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Условия для формирования и развития коллектива в довузовских образовательных организациях

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Возможности использования современных компьютерных технологий в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Похожие статьи

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Актуальность использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов

Важность создания интегративных программ обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Условия для формирования и развития коллектива в довузовских образовательных организациях

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Возможности использования современных компьютерных технологий в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Задать вопрос