Несмотря на относительную новизну практического применения понятий о нематериальном культурном наследии, все же большинство понятий связанные с ним становятся популярными среди народа. Правильно будет оценивать это как эффективность проводимых работ в стране в этом направлении. Реализуются ряд задач, поставленных в рамках многих практических проектов на основе международной конвенции по охране нематериального культурного наследия и государственной программы. Одним из примеров может послужить внесение искусство приготовления узбекского национального блюда плов и связанные с ними традиции в репрезентативный список нематериального культурного наследия, в конце 2016 года. Несмотря на все это, в этом направлении еще много чего надо сделать, решить многие вопросы, создать систему решения проблем и многое другое. В частности, не завершены работы по внедрению элементов нематериального культурного наследия в учебные предметы средних школ, не завершены исследовательские работы по изучению таких возможностей и влияния нововведений в вопросы охраны нематериального культурного наследия.
В качестве информации можно привести примеры отражения нематериального культурного наследия в следующих направлениях: устные традиции и форм самоидентификации и самопрезентации, исполнительское искусство, обычаи и обряды общества, традиции, праздники, знания и традиции, связанные с природой и космосом, знания и навыки, связанные с традиционным ремесленничеством [1].
Объекты внесенные и подготовляемые к внесению в всемирный список культурного наследия, симпозиумы, семинары, общественные форумы, фестивали, конкурсы и выставки связанные с популяризацией нематериального культурного наследия, мероприятия проводимые по всей республике, научные экспедиции и полевые исследования в этой области, теле и радио передачи направленные на освещение этих работ, статьи в печатном и электронном СМИ играют огромную роль в повышении уровни осведомленности молодежи в вопросах нематериального культурного наследия, а также является ключевым инструментом передачи общественности о важности нематериального культурного населения в жизни нашей страны. Эффективное использование достижений науки и техники, развивающейся в непосредственной связи с социальным прогрессом, направленное на воспитание и образование ученика, а также восприятие стремительного информационного потока, уметь анализировать его, обработать, объединить с теоретической части, подвести итоги и передачи этой информации ученику — одна из актуальных задач, стоящих перед системой образования сегодня. Именно поэтому, целесообразным является внедрения элементов нематериального культурного наследия в содержание учебных предметов. Анализ учебных программ общего-среднего образования показал — в содержании учебных программ существуют понятия, относящиеся к нематериальному культурному наследию (НКН). Темы, содержащие понятия о НКН, и отведенные на их изучения учебные часы, в начальных классах, отражены ниже на таблице № 1.
Таблица 1
Учебные часы выделенные на темы, содержащие понятия нематериального культурного наследия
Направления НКН |
Чтение |
Правила поведения |
Природаведение |
Музыкальная культура |
Труд |
Итого |
Чтение |
Правила поведения |
Природоведение |
Музыкальняя культура |
Труд |
Итого |
1-класс |
2-класс |
|||||||||||
Устные традиции и формы самопрезентации |
14 |
|
|
14 |
17 |
|
|
17 |
||||
Исполнительское искусство |
1 |
10 |
|
11 |
1 |
9 |
|
10 |
||||
Традиции, обычаи и праздники |
1 |
1 |
1 |
|
|
3 |
1 |
1 |
|
|
2 |
|
Знания и традиции связанные с природой и космосом |
1 |
13 |
|
2 |
16 |
1 |
11 |
|
1 |
13 |
||
Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству |
|
|
|
|
1 |
1 |
||||||
ИТОГО |
15 |
3 |
14 |
10 |
2 |
44 |
19 |
1 |
12 |
9 |
2 |
43 |
3-класс |
4-класс |
|||||||||||
Устные традиции и формы самопрезентации |
17 |
1 |
18 |
8 |
1 |
|
|
9 |
||||
Исполнительское искусство |
1 |
8 |
9 |
1 |
16 |
17 |
||||||
Традиции, обычаи и праздники |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||||||
Знания и традиции связанные с природой и космосом |
1 |
12 |
13 |
4 |
5 |
2 |
11 |
|||||
Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||||||
ИТОГО |
18 |
3 |
12 |
8 |
3 |
44 |
15 |
2 |
5 |
16 |
4 |
42 |
Темы, содержащие понятия о НКН, и отведенные на их изучения учебные часы, в 5–9 классах, отражены ниже на таблице № 2.
Таблица 2
Учебные часы выделенные на темы, содержащие понятия нематериального культурного наследия
Направления НКН |
Литература |
История |
Чувство родины |
Музыкальная культура |
Физическое воспитание |
Итого |
Литература |
История |
Чувство родины |
Музыкальная культура |
Физическое воспитание |
Итого |
|
5-класс |
6-класс |
||||||||||||
Устные традиции и формы самопрезентации |
27 |
7 |
|
|
34 |
1 |
3 |
|
4 |
||||
Исполнительское искусство |
2 |
12* |
14 |
2 |
11 |
12* |
25 |
||||||
Традиции, обычаи и праздники |
|
0 |
3 |
|
3 |
||||||||
Знания и традиции связанные с природой и космосом |
6 |
1 |
|
7 |
5 |
1 |
1 |
|
7 |
||||
Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству |
2 |
|
2 |
1 |
|
1 |
|||||||
ИТОГО |
33 |
10 |
0 |
2 |
12 |
57 |
8 |
4 |
2 |
11 |
12 |
40 |
|
Направления НКН |
Литература |
История |
Идея национальной независимости |
Музыкальная культура |
Физическое воспитание |
Итого |
Литература |
История |
Идея национальной независимости |
Музыкальная культура |
Физическое воспитание |
Итого |
|
7-синф |
8-синф |
||||||||||||
Устные традиции и формы самопрезентации |
11 |
2 |
13 |
4 |
|
|
4 |
||||||
Исполнительское искусство |
13 |
10 |
23 |
|
8* |
8 |
|||||||
Традиции, обычаи и праздники |
2 |
2 |
1 |
|
|
1 |
|||||||
Знания и традиции связанные с природой и космосом |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
|
4 |
||||||
Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству |
2 |
2 |
|
|
0 |
||||||||
ИТОГО |
15 |
2 |
4 |
13 |
10 |
44 |
4 |
2 |
3 |
0 |
8 |
17 |
|
9-класс |
|
||||||||||||
Устные традиции и формы самопрезентации |
5 |
1 |
2 |
7 |
|||||||||
Исполнительское искусство |
8 |
8 |
|||||||||||
Традиции, обычаи и праздники |
0 |
||||||||||||
Знания и традиции связанные с природой и космосом |
5 |
5 |
|||||||||||
Знания и навыки относящиеся к традиционному ремесленничеству |
1 |
1 |
|||||||||||
ИТОГО |
10 |
2 |
2 |
0 |
8 |
21 |
|||||||
Необходимо обратить большое внимание в содержании учебных предметов на богатство нематериального культурного наследия, на неповторимые и глубокомысленные пословицы, былины, легенды и рассказы (на предмете «Литература») которые находятся на грани исчезновения, на древние рукописи раскрывающие сущность истории нематериального культурного наследия (на предмете «История») история восстановления праздника Навруз в Узбекистане и вопросы исследования и популяризации процесса содержательного и форменного обогащения Навруза в годы независимости (на предметах «Чувство родины», «Правила поведения», «Основы духовности») значимость гуманитарных наук в охране объектов материального наследия, а также решение задач и упражнений содержащие понятии нематериального культурного наследия (на предметах «Родной язык» и «Математика»). Рисунки на тему нематериального культурного наследия (на предмете «Изобразительное искусство») и отведенные земельные участки на предмете «Труд» дает возможность проведения сезонных работ. Так же является целесообразным изучения народных национальных игр на уроках «Физического воспитания» [2]. Внизу приведен маленький проект использования элементов нематериального культурного наследия в системе начального образования (на примере предмета «Чтение»).
1-УРОК: Сказение о «Воспитанности». Нематериальное культурное наследие*
Общие сведения |
|
Предмет: |
Чтение |
Класс: |
1-класс |
Тема: |
Сказание о «Воспитанности». Нематериальное культурное наследие |
Учебные часы, отведенные на занятия: |
1 час |
Технология проведения процесса обучения: |
– Устный рассказ; – Беседа; – Работа в мелких группах. |
Цели изадачи урока: |
|
Цель: |
Посредством сказания о “Воспитанности” передать ученика знания о маленьких элементах нематериального культурного наследия, формировать первоначальные понятия о том что сказание является формой нематериального культурного наследия. |
Задачи: |
1. Объяснить что такое сказание и его смысль. 2. Объяснить что сказания явлюятся огромным нематериальным культурным наследием наших предков. 3. Сформировать у учеников первоначальные понятия о сказаниях. |
Материалы для учебного занятия: |
|
Процессы иэтапы урока: |
|||
Название деятельности |
Содержание деятельности |
Метод |
Время |
1-этап: Организационная часть |
Уточнения посещаемости и разделение на группы |
С помощью специальных карточек |
5 минут |
2-этап: Объяснить новую тему |
Прочитать и разъяснить сказание о «Воспитании» |
Беседа |
25 минут |
3- этап: Теория |
Сказание о «Воспитании» отражение нематериального культурного наследия |
Групповая работа |
10 минут |
4- этап: Общий итог урока Домашнее задание |
1. Общий итог работы групп 2. Самостоятельный пересказ сказания о “Воспитании” |
Групповая работа |
5 минут |
Примечание: Первая тема считается темой относящейся предмету. Вторая тема относится кНКН
Сказание о «Воспитании». Нематериальное культурное наследие
Учитель прочитает сказание о “Воспитании”. Объясняет содержание ученикам. Объясняет что сказания являются примером ума и познания предков. В процессе урока у учеников должны сформироваться следующие знания:
– Понять общее содержание сказания о «Воспитании»;
– Понять ответ мыслителя;
– Понять почему воспитанию надо учиться у невоспитанного;
– Осознать что сказания в качестве дошедшего до нас наследия, является примером нематериального культурного наследия.
Также, НКН проявляется в следующих формах, согласно международной конценции:
– Устные традиции и формы самопрезентации, а также, язык как фактор отражения нематериального культурного наследия;
– в исполнительском искусстве;
– традиции, обряды и праздники общества;
– сумма знание и традиций относящиеся к природе и космосу;
– знания и навыки связанные с традиционным ремесленничеством [1, глава 2, п. 2]
Толь это понятие является для нас новым а его содержание тесно связано с историей и культурой нашего народа. От вышесказанного становится ясно что одна из форм проявления НКН — устные традиции и формы самопрезентации. Они в большей степени связанаы с примерами устного творчества народа и включает в себя примеры творчества, отражающие общенациональные характеры народа, и передающие из поколения в поколение устным путем. Эта форма НКН тесно связано со временами начала использования речи. Потому что именно с тех пор люди начали использовать речь для передачи информации, описании чувств и отношения. Для первобытных людей, это открыло великие возможности.
Первобытные люди еще не изобрели письменность и передавали свои мысли устно. На основе этого появилось устное художественное творчество. Кроме этого, устное творчество являясь своеобразным искусством речи, все его примеры оживают только в процессе живого исполнения, именно благодаря этому, если в некоторых жанрах синтез слова и музыки является первостепенным, а в некоторых других преобладают элементы сценического искусство [4]. Возникновение этих жанров непосредственно связано с первыми мифологическими взглядами и религиозными представлениями. Одним из самых первых жанров формированных на основе таких взглядов — сказания.
Корень термина «сказание» является «сказ», то есть рассказ о каких-либо событиях, свидетелем которых был рассказчик. Согласно этому определению, можно утверждать — в сказаниях рассказывается о событиях, имевших место быть в жизни [5]. Сказания классифицируются на исторические и топонимические. В сказаниях отражается социальное, политическое, экономическое положение того времени. Кроме этого, сказания не только рассказывают об исторических событиях прошлого, но и имеют особенность сильного воздействия на духовный мир людей. Потому что, герои, участвующие в сказаниях, либо исторические личности, прославившиеся своими благодеяниями, либо наоборот — личности, погубившие многих своей злостью. Они служат к несознательному формированию положительных качеств у ученика.
Знания инавыки |
Вопросы для закрепления темы |
Понять смысл сказания о «Воспитании» Правильно понять ответ мыслителя Иметь первые представления онематериальном культурном наследии |
Вопросы: Почему в сказании мыслитель отвечает: «Воспитанности надо учиться у невоспитанного»? Как сказания дошли до нас? |
Навыки ученика: Первоначальные знания о нематериальном культурном наследии отраженные в сказании |
Вопросы: Почему сказания относятся к нематериальному культурному наследию? |
Ожидаемые результаты учебного занятия: |
|
|
|
Упражнения для самостоятельной работы:
- Сделать рисунок соответсвующий содержанию сказания и нематериального культурного наследия
- Спросить у родителей о других сказаниях.
Таким образом, содержание НКН, теоретический анализ его положения и содержательных частей, показывает целесообразность определения теоретической типологии формирования понятий о НКН, разработка форм и методов формирования понятий о НКН, определение педагогических условий, разработка методики формирования понятий НКН у учеников в процессе образования в соответствующих образовательных учреждениях.
Литература:
- Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Париж, 2003. I глава
- Правовые основы охраны нематериального культурного наследия. У.Ташматов, Н.Исакулова. Монография. Ташкент, 2014. I глава
- Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 7 октября 2010 года, под номером № 222 “Об утверждении государственной программы охраны, пропаганды и использовании нематериального культурного наследия на 2010–2020 годы”
- Имомов К., Мирзаев Т., Саримсоков Б., Сафаров O. Узбекское народное поэтическое творчество. - Ташкент: Укитувчи, 1990. – 5 с.
- Очерки узбекского фольклора. II том Ответственный редактор Саримсоков Б. - Ташкент: Фан, 1989.- 30 с.