Автомобильный рынок, на котором осуществляют свою деятельность многие дилерские центры России, представляет собой сложную систему взаимодействия следующих элементов — клиенты, производители автомобилей, конкуренты, государство. Все данные, получаемые дилерской организацией о влияющих факторах, могут быть разделены на четыре группы:
1) Внутренние данные — статистика дилерской организации систематизируемая в управленческом учете, а также прочая информация, выходящая за рамки учетной системы.
2) Общедоступные данные — официальные сведения, получаемые автомобильной дилерской организацией из официальных источников макроэкономической и отраслевой статистики. К данной группе относится любая информация, озвучиваемая статистическими агентствами. Это могут быть, например, новости о мировой экономике, о текущей макроэкономической ситуации в стране, о ключевых политических событиях или же информация, обрабатываемая организациями, специализирующимися именно на автомобильном рынке. К примеру, такие организации как: аналитическое агентство «Автостат», Ассоциация Европейского Бизнеса или иные специализирующиеся на агрегировании данных о продаже автомобилей организации [1].
3) Данные, доступные профессиональным участникам рынка — официальные сведения, периодически выносимые производителем для ознакомления дилерам об их конкурентах, а также общая информация о реализации стратегии принятой производителем. К официальным сведениям относятся данные, регулярно рассылаемые производителем дилерам, о количестве проданных автомобилей дилерами определенного региона. Также к активным участникам автомобильного рынка относится ряд организаций, специализирующихся на обобщении статистки ключевых показателей деятельности автомобильных дилерских организаций. Круг исследований таких организаций значительно шире, нежели сбор данных о продажах новых автомобилей в регионе. В отчетах, публикуемых данными организациями, отражаются данные дилерской организации в сравнении со средними показателями региона. Это такие индикаторы, как выручка и прибыль дилера по ключевым видам деятельности, нефинансовые данные, например, выработка цехов в разрезе видов ремонта, данные о расходах и т. д. [2].
4) Закрытые данные — данные о внутренних планах и результатах конкурирующих автомобильных дилерских организаций. Среди крупных автомобильных дилерских организаций существует довольно активный, хотя и не официальный обмен информацией.
В настоящее время на автомобильный рынок оказывают влияние экономические и политические факторы, связанные с ростом курса валют.
В кризисное время, единственной возможной стратегической целью представляется стратегия сокращения затрат, подразумевающая сохранение рыночной позиции и увеличение рентабельности дилера.
Общая стратегическая карта, отражающая модель достижения стратегических целей, может быть представлена в таблице 1.
Выполнение стратегической задачи предполагает разработку мероприятий по каждому направлению.
Персонал играет особую роль в автомобильном бизнесе, поскольку необходимо не только продать товар, но и сформировать хорошее представление клиента о бренде в целом.
Стратегической задачей руководства в отношении персонала должно стать снижение текучести кадров вместе с повышением профессионализма персонала. Для достижения данной цели отделом кадров по согласованию с высшим руководством должен быть выработан ряд мер, направленных на повышение мотивации сотрудников.
Таблица 1
Стратегическая карта повышения эффективности деятельности
Направления |
Детализация мероприятий |
Повышение квалификации персонала и снижении текучести кадров |
|
Оптимизация бизнес процессов |
|
Увеличение доли рынка |
|
Повышение рентабельности продаж |
|
Исходя из представленной стратегической карты, очевидно, что основным показателем, характеризующим эффективность политики кадров, является снижение коэффициента текучести кадров. Данный показатель целесообразно анализировать как в отношении всего дилерского центра, так и в разрезе отделов. Как альтернативу коэффициенту текучести кадров можно использовать такой показатель, как средний стаж работы сотрудников отдела. Также важными представляются различные варианты показателей, раскрывающих соотношение сертифицированного персонала к общему количеству персонала в разрезе должностей, подлежащих сертификации [3].
Основным показателем в любом случае является доля рынка соответствующего региона.
Также и для отдела продаж, и для цеха необходимо отслеживать такой важный показатель, как индекс удовлетворенности клиентов. Данные о продажах в регионе, как правило, на ежемесячной основе систематизируются импортером по отчетам о реализации дилерских организаций. Для дилерской сети подобная информация является открытой. Индекс удовлетворенности клиентов также определятся импортером при помощи различных мероприятий, таких как опрос клиентов по телефону или анкетирование персонала дилерской организации «тайным покупателем» [4].
Влияние рыночной ситуации на финансовые результаты сейчас очень велико, поэтому очень тщательно следует подходить к его выбору. Стратегическая задача финансовой составляющей — увеличение рентабельности путем сокращения затрат.
Таким образом, повышение эффективности деятельности может быть достигнуто за счет ряда мероприятий:
− пересмотр ценообразования на невостребованные запчасти, путем распродаж этой категории запчастей, сдачи части запчастей этой категории на металлолом, дополнительной рекламы данной категории, поиска оптовых покупателей на эти запчасти;
− увеличение продаж запчастей всех категорий при помощи создания интернет магазина;
− изыскание резервов увеличения заработной платы является необходимой мерой в условиях значительного роста уровня инфляции для удержания квалифицированных кадров. Увеличить заработную плату возможно за счет наращивания объема продаж и оптимизации затрат. Помимо этого в целях повышения эффективности деятельности возможно усовершенствовать систему материального стимулирования;
− увеличение товарооборота за счет совершенствования ассортимента запчастей;
− повышение квалификации персонала [5, c. 17].
С целью повышения эффективности деятельности особое внимание необходимо уделять решению ряда задач. Задачи менеджмента отдела продаж: выбор ликвидных моделей, которые могут быть проданы в максимально короткий срок; грамотная работа с клиентами; работа с дебиторской задолженностью, возникающей при поставке автомобилей корпоративным клиентам. Задачи руководителей отделов сервиса и мастеров смен: эффективное распределение работ между рабочими, контроль выполнения работ по качеству и по срокам, контроль расходования запасных частей.
Литература:
- Инфографика [Электронный ресурс] //Автостат. — Режим доступа: https://www. autostat.ru /infographics/28326
- Инфографика [Электронный ресурс] // Автостат. — Режим доступа: https://www. autostat.ru/ infographics/28413/
- Инфографика [Электронный ресурс] // Автостат. — Режим доступа: https://www. autostat.ru/infographics/28378/.
- Инфографика [Электронный ресурс] //Автостат. — Режим доступа: https://www. autostat.ru /infographics/28326/.
- Казакова Н. А. Управленческий анализ в различных отраслях: учебное пособие / Н. А. Казакова. — М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2015. — 288 с.
- Пресс-релиз [Электронный ресурс] // Автостат. — Режим доступа: https://www. autostat.ru/press-releases/20370/.