В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.
Ключевые слова: неналоговые доходы, консолидированный бюджет
Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации. Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров. К платежам неналогового характера также относятся некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.
Консолидированные бюджеты являются, в первую очередь, статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источники поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, то есть не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
Рассмотрим динамику неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия, а также их состав и структуру за последние три года. Следует отметить, что в настоящее время неналоговые доходы по объему поступлений являются не очень значительной статьей доходов бюджетов, однако этот источник поступлений в бюджеты характеризуется стабильностью.
Таблица 1
Динамика неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг.
Наименование неналоговых доходов |
тыс. руб. |
темпы роста,% |
||||
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2015г. к 2014г. |
2016г. к 2015г. |
2016г. к 2014г. |
|
1. Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности |
514 168,4 |
445 508,8 |
460 981,0 |
86,6 |
103,5 |
89,6 |
2. Платежи при пользовании природными ресурсами |
133 918,6 |
109 178,4 |
141 579,4 |
81,5 |
129,7 |
105,7 |
3. Доходы от оказания платных услуг(работ) и компенсации затрат государства |
76 103,1 |
93 008,2 |
156 206,0 |
122,2 |
167,9 |
205,2 |
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
383 434,8 |
219 117,8 |
132 810,0 |
57,1 |
60,6 |
34,6 |
5. Административные платежи и сборы |
5 562,4 |
5 670,8 |
5 486,8 |
101,9 |
96,8 |
98,6 |
6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
431 681,7 |
549 695,7 |
606 742,7 |
127,3 |
110,4 |
140,5 |
7. Прочие неналоговые доходы |
144 674,7 |
80 115,0 |
78 584,8 |
55,4 |
98,1 |
54,3 |
ИТОГО |
1 689 543,7 |
1 502 294,7 |
1 582 390,7 |
88,9 |
105,3 |
93,6 |
Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].
Из данных таблиц видно, что общий объем неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии на 2016 г. составляет 1 582 390,7 тыс. руб. Фактические поступления в течение 2014–2016 гг. уменьшились на 6,3 % или на 107 153 тыс. руб. Наиболее высокий показатель дохода был зафиксирован в 2014 г. — 1 689 543,7 тыс. руб. Увеличение объема неналоговых доходов было достигнуто за счет повышения:
‒ доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства — более, чем в 2 раза;
‒ штрафов, санкций и возмещений ущерба — на 40,5 %;
‒ платежей при пользовании природными ресурсами — на 5,7 %.
Однако, на ряду с увеличением объемов поступлений по отдельным разделам, наблюдается и снижение показателей. Это обусловлено уменьшением объемов от:
‒ доходов от продажи материальных и нематериальных активов — на 65,4 %;
‒ доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — на 10,4 %;
‒ административных платежей и сборов — на 1,4 %;
‒ прочих неналоговых доходов — на 45,7 %.
Таблица 2
Состав и структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг.
Наименование неналоговых доходов |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
1. Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности |
514 168,4 |
30,4 |
445 508,8 |
29,7 |
460 981,0 |
29,1 |
2. Платежи при пользовании природными ресурсами |
133 918,6 |
7,9 |
109 178,4 |
7,3 |
141 579,4 |
8,9 |
3. Доходы от оказания платных услуг(работ) и компенсации затрат государства |
76 103,1 |
4,5 |
93 008,2 |
6,2 |
156 206,0 |
9,9 |
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
383 434,8 |
22,7 |
219 117,8 |
14,6 |
132 810,0 |
8,4 |
5.Административные платежи и сборы |
5 562,4 |
0,3 |
5 670,8 |
0,4 |
5 486,8 |
0,3 |
6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
431 681,7 |
25,6 |
549 695,7 |
36,6 |
606 742,7 |
38,3 |
7. Прочие неналоговые доходы |
144 674,7 |
8,6 |
80 115,0 |
5,3 |
78 584,8 |
5,0 |
ИТОГО |
1 689 543,7 |
100 |
1 502 294,7 |
100 |
1 582 390,7 |
100 |
Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].
Наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии в 2016 г. приходится на штрафы, санкции, возмещение ущерба — 38,3 %. Также значительный удельный вес занимают поступления в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — 29,1 %.
Удельный вес неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2016 г. на уровне меньше 10 % наблюдается по следующим разделам:
‒ платежи при пользовании природными ресурсами — 8,9 %;
‒ доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства — 9,9 %;
‒ доходы от продажи материальных и нематериальных активов — 8,4 %;
‒ прочие неналоговые доходы — 5,0 %.
Наименьшую долю удельного веса (0,3 %) пришлось на раздел административных платежей и сборов.
В течение рассматриваемого периода наблюдается существенные изменения в структуре неналоговых доходов в отдельных разделах. В разделе доходов от продажи материальных и нематериальных активов удельный вес снизился с 22,7 % до 8,4 %. А увеличение удельного веса с 25,6 % до 38,3 % наблюдается в разделе штрафов, санкций и возмещений ущерба.
Несмотря на то, что раздел доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства за 2014–2016 гг. занимают небольшую часть в структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии, можно сказать, что по сравнению с 2014 г. к 2016 г. увеличились более, чем в 2 раза.
Анализ неналоговых поступлений, позволяет сделать вывод о том, насколько эффективно используется государственная собственность, насколько правильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видам неналоговых поступлений следует уделить особое внимание для увеличения доходов в государственную казну.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.15 г.;
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.16 г.;
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.17 г.;
- Сайт министерства финансов Республики Бурятия www.minfinrb.ru.