В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.
Ключевые слова: доходы, роль, местный бюджет, бюджет субъекта, консолидированный бюджет
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, учреждениями, организациями и гражданами, и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством.
На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако доминирующая роль налоговых доходов при формировании бюджета государства в значительной степени делает его зависимым от экономических, показателей, в частности, добывающих отраслей производства.
В этой ситуации особое значение приобретают неналоговые доходы государственных и местных бюджетов. Из анализа перечисленных в бюджетном законодательстве источников неналоговых доходов бюджетов (использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оказание платных услуг бюджетными учреждениями, применение мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и другие) следует, что средства от такой деятельности в условиях экономической нестабильности могут иметь большое значение для формирования доходной части бюджета.
Неналоговые поступления являются составной частью доходов всех видов бюджетов — федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов, прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами и т. д. [1]
Для аналитических и статистических целей более полное представление о неналоговых доходах региона или Федерации в целом позволяют получить консолидированные показатели. Консолидированный бюджет Республики Бурятия представляет собой свод республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Бурятия. Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных образований, г. Улан-Удэ и Северобайкальск, 263 сельских поселений.
Рассмотрим отношение неналоговых доходов к общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.
Таблица 1
Динамика доли неналоговых доходов всобственных доходах ив общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016гг.
Наименование |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Неналоговые доходы, тыс. руб. |
1 689,6 |
1 502,3 |
1 582,4 |
Налоговые и неналоговые доходы, тыс. руб. |
24 212,9 |
29 002,6 |
29 799,6 |
Доходы-всего, тыс. руб. |
50 409,6 |
52 843,5 |
51 535,3 |
Неналоговые доходы в собственных доходах, % |
7,0 |
5,2 |
5,3 |
Неналоговые доходы в общей сумме доходов, % |
3,4 |
2,8 |
3,1 |
Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].
В целом, неналоговые доходы занимают небольшую долю в структуре доходов консолидированного бюджета, что видно из данных таблицы 1. Удельный вес неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета РБ за рассматриваемый период держится в пределах трех процентов, а в собственных доходах заметно колеблется от 5 до 7 процентных пунктов. Снижение показателя в течение 2015–2016 гг. связано с незначительным снижением объема неналоговых поступлений при ощутимом увеличении суммы собственных доходов консолидированного бюджета РБ. Собственные доходы в течение анализируемого периода имеют возрастающий характер за счет платежей налогового характера.
Рассмотрим структуру неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии по уровням бюджетной системы.
Таблица 2
Структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016гг.
Наименование бюджета |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Всего |
1 689 543,7 |
100 |
1 502 294,7 |
100 |
1 582 390,7 |
100 |
в т. ч.: бюджет РБ |
631 268,5 |
37,3 |
669 765,6 |
44,6 |
799 455,2 |
50,5 |
местный бюджет |
1 058 275,2 |
62,7 |
832 529,1 |
55,4 |
782 935,5 |
49,5 |
Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].
Как видно из данных таблицы 2, структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии по уровням бюджетной системы страны за анализируемый период претерпела значительные изменения. Роль местных органов власти в формировании неналоговых доходов бюджета характеризуется снижением их доли с 62,7 % до 49,5 %, или сокращением объема поступлений на 26,0 %.
К основным источникам неналоговых доходов местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников. Для большей активизации всех имеющихся у муниципальных образований ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению неналоговыми доходами бюджета.
Со снижением доли неналоговых доходов местного бюджета в консолидированном бюджете Республики Бурятия, соответственно возрастает роль региональных органов власти по установлению и взиманию неналоговых платежей в бюджет. Регионы все чаще принимают нормативные акты, которые инициируют поступление в их бюджеты дополнительных неналоговых доходов. [6]
Таким, образом, неналоговые доходы играют большую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Неналоговые поступления занимают незначительную долю в общей сумме доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.15 г.;
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.16 г.;
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.17 г.;
- Сайт министерства финансов Республики Бурятия www.minfinrb.ru;
- Токаев Н. Х., Баснукаев М. Ш., Баматалиев А-В. Б. Неналоговые доходы: факторы формирования, тенденции и законодательное регулирование // Экономика. Налоги. Право. — 2016. — № 4. — С. 150–156.