На сегодняшний день в организациях формируется и реализовывается все больше проектов. Для их осуществления необходимы специальные команды проектных менеджеров для успешного создания, реализации и завершения проекта, а также обеспечения условия жизнеспособности всех его результатов. Экономические, социальные, политические и другие вопросы решаются более продуктивно при применении управления проектами.
Управление проектами — это осуществление планирования, организации, мониторинга и контроля за всеми аспектами проекта, и, кроме того, мотивация каждого его участника с целью выполнения поставленных задач в установленное время, с согласованной стоимостью и качеством работы. Управление проектом является использованием определенных знаний, методов, а также инструментов с целью удовлетворения либо увеличения требований и ожиданий от проекта каждого заинтересованного лица.
Понятие управление проектами применяют, чтобы описать организацию процесса реализации. Проектный менеджмент ориентирован на использование системы мероприятий, которые направлены на достижение конкретного результата в назначенное время, а также на осуществление стратегических целей.
Любой проект будет провален, если не будут соблюдены эффективные принципы и методологии по управлению проектами для его осуществления. Этому существует много доказательств по всему миру и лучше всего это прослеживается в развивающихся странах, где обязательные навыки еще не были как следует развиты в процессе управления проектами. Развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, экономика которых стала ориентироваться на рынок, прошли через годы экономического роста в результате необходимости усовершенствования всех аспектов проектного менеджмента для ускорения осуществления стратегии индустриализации, модернизации и глобализации посредством выполнения улучшений всех видов проекта и диверсификации промышленности. В результате, управление проектами как профессия стала быстро распространяться за последние годы в этих развивающихся странах.
Существуют некоторые факторы, которые могут послужить барьером для успешного осуществления проекта в развивающихся странах, включая политические и социальные системы, культурные запреты и недостаток финансовых средств. Однако влияние таких факторов может уменьшиться с успешным выполнением проекта. Вьетнам со своей политикой открытой экономики считается одной из стран с самым высоким экономическим ростом за последние десять лет. В стране сумели выявить эффективный путь применения управления проектами для достижения успешного выполнения проекта, с использованием технологий, позаимствованных из опыта других более развитых стран.
Для увеличения темпов экономического роста с выполнением значительного числа инфраструктурных проектов развивающиеся страны полагаются на различные типы финансирования, к примеру, из Official Development Aid (ODA), the Asian Development Bank (ADB), Japan’s Overseas Economic Cooperation Fund (OECF), the World Bank (WB), и других инвесторов, финансовые ресурсы которых направлены на эффективное управление финансируемых проектов. Международная программа помощи для развивающихся стран имеет глобальные масштабы.
С 1986 года Вьетнам запустил политику открытой экономики для перестройки экономики, ориентированной на рынок. Проектный менеджмент начал свое распространение с целью развития в стране навыков тысячей менеджеров проектов, а также для становления Вьетнама индустриальной страной к 2020-ому году. Однако это не увенчалось успехом из-за недостатка поддержки данной сферы, финансирования для обучения новых специалистов и других факторов. Вследствие этого, хотя в стране и все более осознают важность получения высокого качества и достижения успеха, необходимо продвижение обучения специалистов умениям проектного управления в эру глобализации и высокой международной конкуренции.
Развивающиеся страны могут находиться на разных этапах развития проектного менеджмента, но все они, особенно Вьетнам, разделяют общее стремление усовершенствовать управление их проектами в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в сфере услуг путем модернизации обучения проектному менеджменту для их специалистов по управлению проектами. Они все больше и больше осознают важность эффективных технологий управления проектами в эру глобализации бизнеса и высокой международной конкуренции. Однако, успех в решении проблем, касающихся передачи технологий управления, может быть достигнут лишь в случае, если проблемы, вызванные вышеупомянутыми сложностями, будут преодолены.
Положение в сфере проектного менеджмента во Вьетнаме похоже на ситуацию, сложившуюся во многих развивающихся странах.
Негативными вопросами, имеющими важное значение, являются:
− Частые противоречия с точки зрения запланированных сроков завершения проектов и существующих доступных возможностей, что приводит к нарушению проектных планов и запланированных дат завершения проекта;
− Отсутствие концепции командной работы из-за индивидуальных интересов и амбиций члена команды;
− Неэффективное управление субподрядчиками;
− Жесткие вертикальные организационные структуры и назначение персонала, непригодного для рыночной экономики;
− Плохой контроль над осуществлением проекта;
− Низкий уровень профессиональной подготовки в управлении проектами в высших учебных заведениях;
− Существующие методологии управления проектами бесполезны для эффективного и практического применения;
− Отсутствие активного обмена идеями, касающимися концепций и методологий обучения управлению проектами;
− Отсутствие подходящих учебных материалов и поэтапной подготовки в области современного управления проектами.
Вьетнамская рыночная экономика — это развивающаяся плановая и рыночная экономика. С середины восьмидесятых годов, пройдя через период перестройки, официально названный «Дой Мой», Вьетнам сделал сдвиг с высоко централизованной плановой экономики к смешанной экономике, при которой используются оба, директивное и ориентировочное, планирования в пятилетнем плане. После этого периода состояние экономики страны значительно улучшилось. За последний год показатель ВВП достиг 220 миллиардов долларов [1], и Вьетнам был глубоко интегрирован в мировую экономику. Большинство вьетнамских предприятий — малые или средние. Вьетнам стал ведущим экспортером продукции агрокультурной промышленности, а также начал привлекать к себе иностранных инвесторов из Юго-Восточной Азии. Сейчас многие индустрии осуществляют свою деятельность во Вьетнаме. Соглашение АСЕАН, некоторые двусторонние соглашения и подписанное недавно соглашение о свободной торговле между Европой и Вьетнамом также способствуют росту экономики страны.
С подписанием соглашений о свободной торговле, во Вьетнаме ожидается сотрудничество с государствами по всему миру. Ко всему прочему, для предоставления новых возможностей для инвесторов и улучшения благосостояния для растущего среднего класса во Вьетнаме налаживание международных связей является главной задачей вьетнамской инфраструктуры. Для этого компании в стране начали искать пути к продвижению, что поспособствовало созданию новых проектов и стратегий.
Так как международная торговля в основном сосредоточена на морском транспорте, рост числа портов и расширение существующих является главными целями для государств, ищущих пути понизить время перевозки и уменьшить расходы. Вьетнам находится в удобном месте для строительства портов и развития морского транспорта, из-за чего и началось создание проектов, связанных с морской торговлей.
Главным проектом, нацеленным на увеличение вьетнамских торговых возможностей, стал проект по порту Ван Фонг [2]. Официально строительство порта началось в 2007 году, однако вскоре выделенные средства закончились. Несмотря на это, данный проект масштабен и может стать ключевой инвестицией для тех, кто решит вложиться в него, так как по завершении проекта Ван Фонд будет самым крупным портом во Вьетнаме.
Вьетнамское правительство в настоящий момент работает над увеличением масштабов и поднятием эффективности проектов инфраструктуры через иностранные и государственные инвестиции с помощью публично-приватного партнерства и приватизации государственных предприятий. Чтобы страна сохранила свой статус производственного узла, правительство уделяет особое внимание транспортным и энергетическим проектам в промышленных зонах. Для снижения пробок в крупных городах, таких как Ханой и Хошимин, также ведутся крупные проекты в области общественного транспорта.
В 2016 году руководство выпустило список проектов, открытых для иностранных инвестиций [3], в том числе:
− Модернизация и строительство дорог, мостов и железных дорог;
− Увеличение мощности и надежности электрических сетей в Ханое и Хошимин;
− Строительство и развитие промышленных парков и комплексов;
− Расширение существующих возможностей порта.
Управление проектами, как профессия, еще не особо развита во Вьетнаме. Здесь нет государственных или международных ассоциаций по управлению проектами. Некоторые иностранные специалисты сферы управления стараются распространить проектный менеджмент в стране, однако управление проектами остается непопулярным видом деятельности. По этой причине было принято решение о начале переговоров IPMA (International Project Management Association) и ключевых заинтересованных лиц из правительства, высших учебных заведений, а также лиц, работающих в коммерческой и промышленной сферах. На переговорах обсуждалось создание государственной ассоциации по управлению проектами во Вьетнаме, которая вероятно станет частью IPMA в начале 2018 года [4].
Сейчас International Project Management Association (IPMA) находится в процессе создания филиала во Вьетнаме. IPMA является первой мировой ассоциацией по управлению проектами, основанной в 1965 году. Входящие в неё государственные ассоциации объединяются для решения вопросов и достижения профессиональных целей в проектах и успеха в бизнесе. Филиал во Вьетнаме будет называться The Institute of Project Management, Vietnam (IPMV) [4].
Управление проектом применяется не только в экономике, а позволяет более эффективно решать социальные, экологические, политические, технические, психологические, международные и другие вопросы. Развитие профессиональной государственной ассоциации по управлению проектами во Вьетнаме, входящей в международную ассоциацию, обеспечит особое внимание развитию и достижению успеха проектного менеджмента в стране, что принесет пользу правительству, экономике и всей вьетнамской общественности в целом.
Литература:
- ВВП на душу населения (на основе ППС) // Мировой атлас данных. URL: http://knoema.ru/atlas/Вьетнам/GDP-per-capita-based-on-PPP (дата обращения: 2.06.2017).
- Cang Van Phong // BaoSaiGon. URL: http://www.sggp.org.vn/ (дата обращения: 2.06.2017).
- THE LIST OF VIETNAM'S NATIONAL PROJECTS // Embassy of the SRV. URL: http://vietnamembassy-usa.org/Projects/List (дата обращения: 1.06.2017).
- PMV // IPMA. URL: http://www.ipma.world/ (дата обращения: 1.06.2017).
- Нгуен Дык Лыой. Управление проектами. — Ханой: Ханой Ин, 2016. — 163 с.
- Ха Ван Тхиен. Проекты Вьетнама. — Тхай Бинь: Ван Ки, 2016. — 116 с.