Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 12.06.2017

Статья просмотрена: 2520 раз

Библиографическое описание:

Редькина, О. А. Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток) / О. А. Редькина, Е. Ю. Тавакалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 277-284. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44425/ (дата обращения: 15.11.2024).



Залог выпуска из университета успешного и высококвалифицированного сотрудника, заключается не только в качественном обучении, а также в умении повысить мотивацию студента. Когда у студента высокая мотивация к достижению успеха, то он стремиться получать высокие баллы и делать свою работу качественно. Если у студента высокая мотивация стремления в признании, то он будет стремиться активно участвовать в студенческой жизни, быть полезным во всем и везде. А когда у студента высокая потребность во власти, то он будет стараться быть первым во всех начинаниях, чтобы окружающие его люди следовали за ним. Также, если у студента высокое стремление к соперничеству он будет стараться быть лучшим, чтобы занимать более выгодное положение, чем у его соперников.

Высокий уровень всех мотивационных стремлений служит залогом успешности, как студента, так и специалиста. Человек с высокоразвитыми стремлениями будет получать удовлетворение на всех этапах работы, следовательно, будет стараться максимально качественно выполнять все задания.

В данной статье целью исследования является изучение мотивационного профиля личности студентов психологов очной формы обучения во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, г. Владивосток.

Объект исследования мотивация личности.

Предмет исследования особенности мотивационного профиля личности студентов психологов, на примере студентов ВГУЭС, г. Владивостока.

В исследовании принимали участие 68 студента очного отделения, по профилю «психология». 24 студента первого курса, 20 студента второго курса, 12 студентов третьего курса и 12 студентов 4 курса.

Эмпирические методы представлены методиками:

– методика «Тест на выявление преобладающих потребностей»;

– методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» (в интерпретации Поляковой);

– опросник «МАС» (М. Кубышкина).

Статистический метод: критерий ф* — угловое преобразование Фишера.

Гипотеза исследования:

Мотивационный профиль студентов-психологов старших курсов отличается от мотивационного профиля студентов-психологов младших курсов, а именно повышением уровня мотивации достижения успеха, тенденции к аффилиации, и понижением уровня мотивации в потребности во власти и стремлении к соперничеству.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [1]. Это понятие с тех пор прочно вошло в обиход для объяснения причин поведения животных и человека.

На сегодняшний день существует несколько подходов к объяснению самого понятия «мотивация» и ее составляющих.

Так, в Большом психологическом словаре В. П. Зинченко определение мотивации такое:

Мотивация (англ. motivation) — 1) общее действие многих внутренних и внешних факторов (мотивационных факторов), выражающийся в виде побуждения к осуществлению поведения с определенной направленностью, интенсивностью, упорством; 2) совокупность мотивационных факторов, в число которых входят, например, органические потребности (нужды), их субъективное отражение, воспринимаемые и представляемые средства удовлетворения потребностей (мотивы, цели, стимулы), эмоции и так далее, которые вместе обеспечивают активацию, направленность и устойчивость поведения и деятельности [2].

С. Ю. Головин в Словаре практического психолога дает такое определение:

Мотивация — ее образовывают побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация — это совокупность потребностей, внешних и внутренних, которые совместно обеспечивают активность индивида в достижении целей, и которая влияет на устойчивость поведения.

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Еще в древности многие философы интересовались загадкой мотивации. Взгляды на содержание мотивации человека часто менялись на протяжении веков. Но можно выделить две главные точки зрения на проблему понятия мотивации: рационалистическую и иррационалистическую.

Философы, которые придерживались рационалистической точки зрения, утверждали, что человек — уникальное существо, не имеющее ничего общего с животным. Только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора. Поэтому мотивы поведения человека лежат только лишь в области разумного, сознательного, волевого [4]. Иррационалистическая позиция, охватывающая в основном животных, утверждала, что поведение животного, в отличие от поведения человека, несвободно и неразумно. Оно управляется бессознательными биологическими силами, исходящими из органических потребностей.

Мотивационный профиль — это сумма основных потребностей и ценностей работника, а также степень их выраженности [5]. Мотивационный профиль составляется путем исследования и сравнения значимости ряда мотивационных причин. Такой подход предполагает, что мотивация всегда индивидуальна и своеобразна.

Так как в деятельности человека присутствуют в большей или меньшей степени разные мотивы, то для получения более полной картины состояния мотивационного профиля выпускника возможен комплексный подход, сочетающий применение нескольких методик или результатов нескольких исследований.

Мотивационный профиль — это совокупность нескольких мотивов. В данной статье речь пойдет о таких мотивах как:

– потребность в достижении (успеха);

– тенденция к аффилиации (стремление к социальному престижу, признанию);

– потребность во власти;

– стремление к соперничеству.

Мотивация достижения — один из видов мотивов побуждения к деятельности, она связана с желанием личности добиваться успеха либо избегать неудач. В 1930-х годах Г. Мюрреей выделил понятие «мотив достижения». Развитие мотивации достижения объясняется особенностями социализации у тех или иных представителей разных слоев общества. Личности, которые, имеют высокую мотивацию к достижению, обычно активны, инициативны. Если встречаются, какие-либо препятствия, то они ищут способы их преодоления. Степень ее активности и продуктивность деятельности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Такие личности отличаются настойчивостью в достижении цели. Стараются брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Они предпочитают ставить перед собой реально достижимые цели. Как правило, такие качества обеспечивают суммарный успех, отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. При выполнении проблемных заданий, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается [6, 7].

Мотив — потребность в признании или тенденция к аффилиации или стремление к социальному престижу.

Аффилиация — это стремление к поддержанию и установлению отношений с другими людьми, стремление к общению с ними. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовольствие, захватывает, нравится человеку.

Данная потребность заключает в себя как стремления и желания, связанные с достижением (рост собственной значимости, уверенности, самоуважение), так и достижение уважения других людей, общества (завоевание признания, статуса, престижа). Неудовлетворение потребности в признании способно вызывать чувство собственной слабости, беспомощности, униженности [8].

Мотив потребность во власти — это совокупность стремлений человека получить влияние на людей или группы людей с помощью средств власти (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное и негативное подкрепление в форме одобрения или наказания).

Данный мотив изучается достаточно давно, официально он был признан одним из первых. А. Адлер является одним из «защитников» этого мотива. В своей теории личности он придает этому мотиву одно из важнейших значений. Он разорвал свои связи с З. Фрейдом и сформулировал теоретические положения, резко противоречащие теории психоанализа. З. Фрейд подчеркивал влияние прошлого опыта и неосознанной сексуальной мотивации, А. Адлер заменил их на непреодолимое стремление человека к превосходству и власти [9].

Мотив стремление к соперничеству. Данный мотив можно объединить с мотивом потребность во власти. Так как стремление к соперничеству — это такие взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.

Соперничая с окружающими, индивид старается показать, что он лучше других разбирается в чем-то, лучше и быстрее других делает какую-либо работу. То есть личность старается утвердиться в своих и чужих глазах за счет победы над другим человеком. Также, если активность к действию побуждается данным мотивом, то человек стремиться конкурировать с окружающими и пытается занять более выгодное положение, нежели его соперники [10].

Для студентов-психологов старших курсов важна мотивация в потребности достижения и тенденция к аффилиации. Так как высокий уровень этих мотивов будет способствовать повышению профессиональных качеств личности.

Активация деятельности по средствам именно этих мотивов поможет студенту сформировать профессиональные и личностные качества, необходимые в дальнейшей работе как специалиста. Потребность к достижению успеха дает возможность правильно оценивать свои профессиональные качества и стремиться их улучшить. А стремление к социальному престижу будет побуждать студента к формированию правильной культуры общения, что так же очень важно для работы в сфере психологии.

Мотив стремление к власти и соперничеству не должен быть высоким, так как именно этот мотив может способствовать неадекватному завышению самооценки и самоуверенности, что может привести к переоценке своих возможностей. Данные мотивы не должны играть важную роль в активации деятельности личности. Так как для психолога, как специалиста, важно показывать чуткое, уважительное отношение к клиенту, и не показывать свое превосходство над ним.

Но, для выпускника университета повышенное стремление к соперничеству может играть важную роль в профессиональном росте. Так люди, которые стремятся к соперничеству будут стремиться повышать свою квалификацию, тем самым обходя конкурентов и занимая более высокие должности, получая уважение коллег, продвигаться в профессиональной сфере.

Исследование мотивационного профиля личности студентов психологов проводилось во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.

В исследовании приняли участие 68 студента очного отделения, по профилю психология. 24 студента первого курса, 20 студента второго курса, 12 студентов третьего курса и 12 студентов 4 курса. Для сравнительного анализа повышения уровня мотивации испытуемые были разделены на две группы. Выборка 1 — студенты-психологи первого, второго и третьего курсов. Выборка 2 — студенты-психологи четвертого курса.

Для проведения исследования использовался метод тестирования. Метод тестов является одним из основных в современной психологии. Исходя из задач исследования были выбраны личностные тесты. Тесты личности — это такие методики психодиагностики, по средствам которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

Были выбраны три методики, которые соответствуют тематике данного исследования. Тема исследования — мотивационный профиль личности студентов-психологов. Соответственно при помощи выбранных тестов можно выявить ведущие потребности — мотиваторы личности.

Опираясь на полученные данные по всем методикам исследования можно составить общий мотивационный профиль личности студентов-психологов, обучающихся во ВГУЭС на очной форме.

Путем сопоставления данных мы выяснили, что у студентов 1 курса главным мотиватором личности является потребность в признании и достижение успеха. Потребность во власти и стремление к соперничеству менее важны для данных студентов. Это говорит о том, студенты первого курса активны и инициативны. Степень продуктивности и активности в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Они предпочитают ставить перед собой реальные, или слегка завышенные цели, то есть обязательства, с которыми они точно справятся. Данные студенты мотивированны на достижение успеха. Так же, данные студенты имеют выраженную потребность в тенденции к аффилиации. То есть у студентов развита потребность в росте собственной значимости, уверенности в себе, самоуважении. Так же они стремятся завоевать уважение других людей, общества. Студенты хотят ощущать свою независимость, значимость, уверенность и свободу.

У студентов 2 курса главным мотиватором личности является потребность в признании и достижение успеха. Потребность во власти и стремление к соперничеству менее важны для данных студентов. Это говорит о том, студенты первого курса активны и инициативны. Степень продуктивности и активности в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Они предпочитают ставить перед собой реальные, или слегка завышенные цели, то есть обязательства, с которыми они точно справятся. Данные студенты мотивированны на достижение успеха. Так же, данные студенты имеют выраженную потребность в тенденции к аффилиации. То есть у студентов развита потребность в росте собственной значимости, уверенности в себе, самоуважении. Так же они стремятся завоевать уважение других людей, общества. Студенты хотят ощущать свою независимость, значимость, уверенность и свободу.

Проанализировав данные по методикам у студентов 3 и 4 курсов можно сделать вывод о том, что у них также главным мотивом является потребность в признании и достижение успеха. Следовательно, у студентов разного курса обучения мотивационный профиль личности практически одинаков. То есть в своей деятельности главные мотивы у них одинаковы.

Для сравнения мотивационного профиля личности студентов-психологов, которые обучаются на разных курсах, приведем данные испытуемых к среднему значению в баллах.

В таблице 1 представлены средние баллы по результатам исследования мотивационного профиля личности студентов.

Таблица 1

Результаты исследования студентов-психологов (средний балл)

Тест на выявление преобладающих потребностей

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Потребность в достижении

3,0

3,3

3,3

3,4

Потребность в признании

3,0

2,9

3,2

2,8

Потребность во власти

1,8

2,1

1,8

2,1

Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (интерпретация Поляковой)

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Достижение успеха

18,1

16,8

18,6

19,6

Стремление к власти

16,0

15,3

15,6

17,8

Тенденция к аффилиации

18,0

17,1

16,4

18,5

Опросник «МАС» М. Кубышкиной

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Стремление к социальному престижу

11,6

9,7

10,1

10,9

Стремление к соперничеству

1,9

2,2

4,8

5,2

Стремление к достижению цели

10,1

9,1

11,3

8,7

Полученные данные говорят о том, что у студентов-психологов преобладает мотив потребность в достижении и тенденция к аффилиации (стремление к признанию, социальному престижу). Преобладание этих мотивов может свидетельствовать о том, что студенты способны вернее оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Они проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Так же они стремятся заработать уважение окружающих, завоевать статус, внимание. В то же время они стараются обрести чувство независимости и уверенности в себе. Низкий балл в потребности во власти и стремлении к соперничеству может говорить о том, что студенты не стремятся занимать руководящие должности или должности, на которых необходимо влиять на людей. Студенты в своей деятельности не направлены на скрытую или явную борьбу за власть. Они руководствуются достижением цели и успеха в целом.

Результаты исследования по тесту на выявление преобладающих потребностей [11] по курсам наглядно представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты по методике «Тест на выявление преобладающих потребностей» (средний балл)

Анализируя полученные данные по тесту на выявление преобладающих потребностей можно сделать вывод о том, что студенты второго, третьего и четвертого курсов показывают более высокие результаты в потребности в достижении, чем студенты первого курса. Студенты первого и третьего курсов показывают более высокие результаты в потребности в признании, чем студенты второго и четвертого курсов. Студенты второго и четвертого курсов показывают результат в потребности во власти выше, чем студенты первого и третьего курсов.

Следовательно, у студентов из второй выборки мотивы потребность в достижении и во власти выше, чем у студентов из первой выборки.

Результаты исследования по методике «Диагностика социально-психологической активности личности (интерпретация Поляковой)» [12] по курсам наглядно представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты по методике «Диагностика социально-психологической активности личности (интерпретация Поляковой)» (средний балл)

Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что студенты четвертого курса по всем ведущим мотивам (достижение успеха, стремление к власти, тенденция к аффилиации) показывают более высокие результаты по сравнению со студентами первого, второго и третьего курсов.

Следовательно, у студентов из первой выборки мотивы достижения успеха, тенденция к аффилиации и стремление к власти выше, чем у студентов из второй выборки.

Результаты исследования по методике «МАС» М. Кубышкиной» [7] по курсам наглядно представлены на рисунке 3.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что студенты третьего и четвертого курсов показывают более высокий результат по мотиву стремление к социальному престижу, чем студенты второго и третьего курсов. По мотиву стремление к соперничеству третий и четвертый курсы показывают более высокий результат, чем студенты первого и второго курсов. А студенты первого и третьего курсов показывают более высокие результаты в стремлении к достижению цели, чем студенты второго и третьего курсов.

Рис. 3. Результаты по методике «МАС» М. Кубышкиной» (средний балл)

Следовательно, у студентов из первой выборки мотивы стремление к социальному престижу и стремление к соперничеству выше, чем у студентов из второй выборки.

Сравнивая полученные данные, мы пришли к выводу о том, что студенты из выборки 2 имеют более высокие показатели по всем ведущим мотивам, чем студенты из выборки 1.

Сравним показатели статистическим методом — критерий ф* — угловое преобразование Фишера [13].

Таблица 2

Результаты сравнения исследований между курсами

Тест на выявление преобладающих потребностей

Между 1 и 2 курсами

Между 2 и 3 курсами

Между 3 и 4 курсами

Потребность в достижении

1,792

1,263

1,13

Потребность в признании

0,665

0,882

1,282

Потребность во власти

1,795

0,09

0,45

Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (интерпретация Поляковой)

Между 1 и 2 курсами

Между 2 и 3 курсами

Между 3 и 4 курсами

Достижение успеха

0,834

0,458

0,41

Стремление к власти

0,697

0,306

0

Тенденция к аффилиации

0

0,93

0,422

Опросник «МАС» М. Кубышкиной

Между 1 и 2 курсами

Между 2 и 3 курсами

Между 3 и 4 курсами

Стремление к социальному престижу

0,116

1,293

0,82

Стремление к соперничеству

2,387

0

0

Стремление к достижению цели

0,606

0,656

1,242

Исходя из результатов сравнения статистическим методом (Таблица 2) можно сделать вывод, что достоверные различия имеются только между студентами первого и второго курсов по методике «Тест на выявление преобладающих потребностей» в шкалах потребность в достижении и потребность во власти. Так же достоверное различие имеется между студентами первого и второго курсов по методике «Опросник «МАС» М. Кубышкиной» по шкале стремление к соперничеству.

Следовательно, у студентов второго курса более развиты мотивы в достижении успеха и в стремлении к власти.

Для доказательства основной гипотезы исследования сравним результаты тестирования первого и четвертого курсов.

В таблице 3 представлены результаты сравнения данных исследования между первым и четвертым курсами.

Таблица 3

Результаты сравнения между первым ичетвертым курсами

Тест на выявление преобладающих потребностей

Между 1 и 4 курсами

Потребность в достижении

1,48

Потребность в признании

0

Потребность во власти

0,917

Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (интерпретация Поляковой)

Между 1 и 4 курсами

Достижение успеха

0,714

стремление к власти

0,28

Тенденция к аффилиации

0,473

Опросник «МАС» М. Кубышкиной

Между 1 и 4 курсами

Стремление к социальному престижу

0,487

Стремление к соперничеству

2,044

Стремление к достижению цели

0,237

Исходя из результатов сравнения достоверности различий статистическим методом Фишера (Таблица 3) можно сделать вывод, что достоверные различия имеются только по методике «Опросник «МАС» М. Кубышкиной» по шкале стремление к соперничеству. По остальным показателям нет достоверного различия.

Следовательно, студенты четвертого курса более мотивированны только в стремлении к соперничеству, чем студенты остальных курсов.

Исходя из результатов сравнения мотивационного профиля личности студентов-психологов, можно сделать вывод о том, что студенты из первой выборки имеют более высокие показатели по всем ведущим мотивам, по сравнению со студентами из второй выборки.

Это говорит нам о том, что с повышением курса обучения студенты становятся более мотивированны по всем направлениям. То есть, при окончании университета студенты будут стремиться активно участвовать в профессиональной деятельности, повышать свои профессиональные навыки и знания, будут стараться быть первым во всех начинаниях, чтобы окружающие люди следовали за ними, стараться быть лучшими в своем деле, чтобы окружающие высоко оценивали их достоинства.

Высокомотивированный выпускник университета — залог успешного, профессионального работника.

Так как исследуемая группа — студенты-психологи, то для них, как специалистов важно, чтобы в мотивационном профиле высокое положение занимали мотивы — потребность в достижении и потребность в признании. Такой результат мы и получили, исследовав данную группу.

Но, в то же время студенты четвертого (выпускного) курса показали высокий уровень стремления к власти и соперничеству, в отличие от студентов остальных курсов. Такие данные в мотивационном профиле могут служить препятствием для работы. Так как психолог не должен соревноваться со своими клиентами и стремиться показать свое превосходство.

В то время как сравнение средних значений мотивационного профиля студентов разных курсов обучения нам говорит о повышении уровня мотивации по всем ведущим мотивам, исследуемых в данной работе, сравнение показателей статистическим методом показывает нам то, что различия между студентами разных курсов обучения не являются достоверными.

То есть, при повышении курса мотивационный профиль студентов не меняется. Единственное достоверное различие имеется в одном мотиве — стремление к соперничеству. У студентов четвертого курса этот мотив достоверно выше, чем у студентов третьего курса.

В результате работы был изучен мотивационный профиль личности студентов-психологов очной формы обучения во ВГУЭС, г. Владивосток.

Поставленные цели и задачи были достигнуты в полном объеме. В ходе работы гипотеза исследования не подтвердилась, но достигнутые результаты дают возможность продолжать исследования в данной области.

Гипотеза данного исследования такова:

Мотивационный профиль студентов-психологов старших курсов отличается от мотивационного профиля студентов-психологов младших курсов, а именно повышением уровня мотивации достижения успеха, тенденции к аффилиации, и понижением уровня мотивации в потребности во власти и стремлении к соперничеству.

В ходе исследования данная гипотеза не подтвердилась.

У студентов на всех курсах обучения в мотивационном профиле личности показали ведущие мотивы — потребность в достижении успеха и тенденцию к аффилиации, и пониженную потребность во власти и стремление к соперничеству.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что абитуриенты, которые поступают на обучение по специальности «психология», изначально отвечают профессиональным и личностным требованиям психолога.

Полученные данные можно использовать в дальнейших исследованиях мотивационного профиля личности студентов. Исследовав мотивационный профиль личности студентов других специальностей можно сравнить и сделать выводы есть ли отличие в ведущих мотивах у студентов разных направлений подготовки.

Также данные исследования можно применить в общей структуре обучения студентов-психологов. Исходя из полученных данных, можно выстраивать правильный подход к обучению. Увидеть на сколько полно данный тип образования охватывает задачи подготовки специалистов.

Литература:

1 Шопенгауэр А. Сборник произведений / А. Шопенгауэр. — Мн.: Белорусский Дом печати, 2000. — 416 с.

2 Зинченко В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. — М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 868 с.

3 Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.

4 Кураев Г. А. Психология человека / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.

5 Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. — М.:ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.

6 Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности. Теоретические проблемы психологии личности / В. Г. Асеев.— М.: Наука, 1974. — 122 с.

7 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. / Х. Хекхаузен, Д. Макклелланд, Ю. Зайцева. — СПб.: Речь, 2001. — 240 с.

8 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006. — 512с.

9 Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд; пер. А. Богачев, З. Замчук, Е. Трифонова, Е. Трофимов. — СПб, 2007. — 672 с.

10 Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. Т. Гутман, Н. Мухина. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.

11 Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

12 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: изд. дом БАХРАХ-М, 2001. — 672 с.

13 Сидоренко Е. В. Метобы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — Изд.: Речь, 2007. — 350 с.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, потребность, студент, стремление, достижение успеха, мотив, власть, социальный престиж, соперничество, студент первого.


Похожие статьи

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Похожие статьи

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Задать вопрос