Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и актрисах «театра одного актера» прошлого и настоящего времени. В статье даны некоторые рекомендации молодым актерам, занимающимся творчеством этого жанра.
Ключевые слова: культура, искусство, театр, спектакль, актёр, режиссёр, театр одного актёра, сцена, жанр, сценические этика
С веянием нового времени идет интенсивное развитие всех сфер культуры, спорта и искусства Узбекистана. Это результат усиленного внимания со стороны государства. С достижением независимости, внимание и поддержка культуры и искусства последовательно реализовывается на уровне государственной политики. В данной области приняты ряд указов и постановлений.
С приходом независимости искусство театра претерпевает ряд изменений и требований. Ответственность сегодняшнего актера перед зрителями огромна, современный зритель чуток и проницателен. Именно требованием нового времени к искусству театра является верность идеалам традиционного театра, развитие нового мышления, иного подхода к режиссуре, исполнительского мастерства, открытие новых граней театрального искусства.
Огромное творческое наследие видных узбекских деятелей театрального искусства является одним из основных источников творческого вдохновения и профессионального формирования и роста молодых актеров как художественной личности, поставивших перед собой цель дальнейшего развития узбекского театрального искусства.
«Нельзя победить народ, который чтит и знает свою историю, и вдохновляется ею. Мы должны восстановить историческую справеливость, и вооружить ею народ, необходимо вооружать историей нацию снова и снова» – подчеркивал первый перзидент Республики Узбекистана Ислам Каримов [1, с. 24–25].
Познакомимся с историей развития искусства театра республики. С незапамятных времен, а именно с первобытного строя, земля и климат Узбекистана были удобными для жизни людей. Найденные на территории республики древние находки: сосуды, наскальные рисунки, образцы посуды и утвари, каменное оружие, человеческие захоранения, говорят о том, что несколько сот тысяч лет назад здесь жили древние племена. Различные обряды и ритуалы первобытных людей,присущие только им, отображены всвоеобразномпервобытном исксстве. Ввиду этого, с уверенностью утверждаетс, что зрелищное искусство Узбекистана имеет историю в несколько сот тысяч лет.
Театральное искусство вносит неоценимый вклад в развитие общественно- социальной жизни людей. Особенно стоит подчеркнуть вклад деятелей этого искусства, которые доносят до народа традиции и стремления актеров и театра. Об этом виде искусства ученый- литературавед Н. М. Маллаев говорил следующее: «Искусство художественного слова появилась намного раньше, в виде устного творчества, кроме того, оно явилось почвой для появленияписьменной литературы. Оно передается из уст в уста, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе» [2, с. 44].
Узбекский традиционный театр тесносвязан с такими театральными исполнителями как актер — комедиант, клоуны (масхарабоз), рассказчики священных историй, былин, актеры-кукольники (қўғирчоқбоз). Такой театр существовал в наших краях несколько веков назад. Эта мысль прослеживается во многих исторических источникахи подчеркивается исследователями-искусствоведами в своих трудах. В традиционных театрах исполнялись в основном былины, притчи, сказки, басни, священные истории, приключения, которые передавались устным путем.
В репертуаре этого театра было очень много произведений устного народного творчества, которые видоизменялись, сокращались или утрачивались в последующих истрических коллизиях. «Изучая историю театра нашего края, я был твердо убежден что, театр одного актера существовал с того дня, когда народный сказитель (бахши) с домброй в руке, возвеличивал народных героев». Народный сказитель в домброй в руке исполнял свои преданияо великом народе и героях сам, и это наводит на мисль, что «театр одного актера» берет своё начало от народных сказителей [3, с. 315].
Ещё немаловажное значение имеет то обстоятельство, что сказители (бахши) исполняли предания по 6–10 часов. Не наскучить зрителю и петь разными голосами героев в течении нескольких часов-нелёгкий труд народных сказителей. Даже смело можно утверждать, что это истинное искусство. Актеры традиционнного театра, такие как, канатаходцы (дарбоз) исполняли свои номера как на канате так и на сцене. Клоуны (масхарабоз) и комедианты (кизикчи) смешили зрителей, показывая героев, животных, птиц. В процессе изучения истории традиционного театра, мы считаем обоснованным тот факт, что театр одного актера формировался и существовал в истоках рождения национального традиционного театра. Изучая историю национальных традиций, нельзя не учитывать заслуги наших великих предков, которые заложили фундамент в зарождении искусства театра одного актёра. Они были виртуозными музыкантами, сказителями народных былин, поэтами-импровизаторами, искусными ораторами (киссахонлик), выступавшими на литературно-поэтических вечерах, посвященных таким поэтам как Бедил, Навои, Фузулий, Машраб,что также явилось одним из источников зарождения искусства театра.
Изучение истории традиционного театра, произведений устного народного творчества началось в 20 веке. В далеком прошлом, традиционным узбекским театром руководили опытные актеры-клоуны-масхарабозы, иногда певицы и музыканты. Отличившихся в театре опытных актеров, певцов называли «корфармон» (то есть, опытный в профессии, старший, приказывающий). Появление «корфармонов» считается важным этапом в формировании театра одного актера. Способные, даровитые актеры, «корфармоны», образцово служили в нескольких видах традиционного театра. Самыми известными среди них были Мухаммадсолих и Бидиёршум из Коканда, Закир Эшан и его ученик Юсуфжан-кизик из Ферганской долины, Бобоёр Диёров из Бухары.
К этому времени, в традиционном театре главенствовали 2 жанра: первый, «танкид» — критика (жанр, затрагивающий и изображающий проблемы социально-бытового характера), второй — «мукаллид» — пародия. В жанре «мукаллид» изображались и высмеивались человеческие пороки, показывались копируемые движения человека, птиц, животных, детей. У исполнителей этого жанра был «свой» особенный грим и костюм. Например, клоуны и комедианты облачались в своеобразные яркие костюмы и яркий грим. У них на голове всегда был надет характерный колпак, по которому можно было узнать веселого масхарабоза. Начинали зрелищные представления глашатаи, которые громкими возгласами собирали народ на площадь. В 21 веке сформировалась целая плеяда актеров (масхарабозов, ораторов, кизикчи), которые имели свой творческий почерк. Это были: Юсуфжон-кизик Шакаржонов, Охунжон-кизик Хузуржонов, Теша-кизик Комилов.
Во второй половине 20 века появляется талантливый мастер слова, актер — сатирик, снискавший огромную народную любовь, Мухиддин Дарвешев. Он мастерски исполнял сатирические рассказы Анвара Мукимова. Дарвешев создал жанр «монолога», который до него не существовал в театре. Сатирические рассказы, такие как: «Парикмахер», «Самолёт», «Последствия пьянства» Дарвешев исполнял жизненно, остроумно, добавляя в них от себя анекдоты, смешные истории, он мог мгновенно перевоплотиться в героя. Речь актера была четкой, выговаривающей каждое слово. Своеобразное движение глаз и бровей, рук помогали воплощать различные облики, образы, характеры людей. Дарвешев мастерски пользовался пластическими приемами, создавая удивительные «спектакли-рассказы» театра одного актера.
В 1991 году во время спектаклей, когда менялись декорации, в театре возникла необходимость в чтецах, которые развлекали бы зрителей стихами и рассказами.
С этой задачей справились на отлично актеры Мухсин Хамидов и Наби Рахимов, которые были известны и работали в жанре художественного чтения.
Творческий тандем двух талантливых актеров дал мощный толчок в формировании и развитии театра одного актера. Стихи, мастерски их читавшего, Мухсина Хамидова были очень актуальны современности, выражали стремления и желания человека, мечты народа. Большей частью читались стихи Шокира Сулаймана, Хамида Алимжана, Гафура Гуляма. Среди них патриотическое стихотворение «Искры надежды» имело большой успех.
В середине восьмидесятых годов прошлого века огромной популярностью пользовался Хажибай Таджибаев. Он вошел в историю театра как виртуозный юморист, профессиональный актер. Выступал в жанре сатиры, юмора, имел свой неповторимый почерк, каждый его концертный номер был на высшем уровне профессионального актерского исполнительства. Таджибаев мастерски показывал женские и мужские характеры. Разнообразие характеров, искрометный юмор и профессионализм являются характерными чертами творчества Хажибая Таджибаева, при жизни снискавшие мастеру сцены всенародную любовь и славу.
В последние годы плодотворно трудится на сцене национального театра. Народная артистка Узбекистана Малика Ибрагимова. Долгие годы актриса работает в жанре «театр одного актера». Широко известны зрителю её моноспектакли. Творчество Малики Ибрагимовой своеобразно и глубоко индивидуально. Героини Малики Ибрагимовой заставляют сопереживать и задумываться зрителя, своим творчеством актриса акцентируется на роли женщины в обществе, семье, воспитании детей и любви.
В конце, хотелось бы подчеркнуть, что молодые актеры должны пристально изучать и равняться на творчество актеров прошлого, пытаться найти свою творческую нишу на театральной сцене, создавая новые образы.
Литература:
- Каримов И. А. Нет будущего без прошлого. — Ташкент: Шарк, 1998.
- Маллаев Н. М. История узбекской литературы. — Ташкент: Укитувчи, 1963.
- Умаров М. История эстрадных и массовых зрелищ. — Ташкент: Янги аср авлоди, 2009.