Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 14.06.2017

Статья просмотрена: 550 раз

Библиографическое описание:

Дусанов, Р. Р. Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра / Р. Р. Дусанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44434/ (дата обращения: 19.12.2024).



Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и актрисах «театра одного актера» прошлого и настоящего времени. В статье даны некоторые рекомендации молодым актерам, занимающимся творчеством этого жанра.

Ключевые слова: культура, искусство, театр, спектакль, актёр, режиссёр, театр одного актёра, сцена, жанр, сценические этика

С веянием нового времени идет интенсивное развитие всех сфер культуры, спорта и искусства Узбекистана. Это результат усиленного внимания со стороны государства. С достижением независимости, внимание и поддержка культуры и искусства последовательно реализовывается на уровне государственной политики. В данной области приняты ряд указов и постановлений.

С приходом независимости искусство театра претерпевает ряд изменений и требований. Ответственность сегодняшнего актера перед зрителями огромна, современный зритель чуток и проницателен. Именно требованием нового времени к искусству театра является верность идеалам традиционного театра, развитие нового мышления, иного подхода к режиссуре, исполнительского мастерства, открытие новых граней театрального искусства.

Огромное творческое наследие видных узбекских деятелей театрального искусства является одним из основных источников творческого вдохновения и профессионального формирования и роста молодых актеров как художественной личности, поставивших перед собой цель дальнейшего развития узбекского театрального искусства.

«Нельзя победить народ, который чтит и знает свою историю, и вдохновляется ею. Мы должны восстановить историческую справеливость, и вооружить ею народ, необходимо вооружать историей нацию снова и снова» – подчеркивал первый перзидент Республики Узбекистана Ислам Каримов [1, с. 24–25].

Познакомимся с историей развития искусства театра республики. С незапамятных времен, а именно с первобытного строя, земля и климат Узбекистана были удобными для жизни людей. Найденные на территории республики древние находки: сосуды, наскальные рисунки, образцы посуды и утвари, каменное оружие, человеческие захоранения, говорят о том, что несколько сот тысяч лет назад здесь жили древние племена. Различные обряды и ритуалы первобытных людей,присущие только им, отображены всвоеобразномпервобытном исксстве. Ввиду этого, с уверенностью утверждаетс, что зрелищное искусство Узбекистана имеет историю в несколько сот тысяч лет.

Театральное искусство вносит неоценимый вклад в развитие общественно- социальной жизни людей. Особенно стоит подчеркнуть вклад деятелей этого искусства, которые доносят до народа традиции и стремления актеров и театра. Об этом виде искусства ученый- литературавед Н. М. Маллаев говорил следующее: «Искусство художественного слова появилась намного раньше, в виде устного творчества, кроме того, оно явилось почвой для появленияписьменной литературы. Оно передается из уст в уста, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе» [2, с. 44].

Узбекский традиционный театр тесносвязан с такими театральными исполнителями как актер — комедиант, клоуны (масхарабоз), рассказчики священных историй, былин, актеры-кукольники (қўғирчоқбоз). Такой театр существовал в наших краях несколько веков назад. Эта мысль прослеживается во многих исторических источникахи подчеркивается исследователями-искусствоведами в своих трудах. В традиционных театрах исполнялись в основном былины, притчи, сказки, басни, священные истории, приключения, которые передавались устным путем.

В репертуаре этого театра было очень много произведений устного народного творчества, которые видоизменялись, сокращались или утрачивались в последующих истрических коллизиях. «Изучая историю театра нашего края, я был твердо убежден что, театр одного актера существовал с того дня, когда народный сказитель (бахши) с домброй в руке, возвеличивал народных героев». Народный сказитель в домброй в руке исполнял свои преданияо великом народе и героях сам, и это наводит на мисль, что «театр одного актера» берет своё начало от народных сказителей [3, с. 315].

Ещё немаловажное значение имеет то обстоятельство, что сказители (бахши) исполняли предания по 6–10 часов. Не наскучить зрителю и петь разными голосами героев в течении нескольких часов-нелёгкий труд народных сказителей. Даже смело можно утверждать, что это истинное искусство. Актеры традиционнного театра, такие как, канатаходцы (дарбоз) исполняли свои номера как на канате так и на сцене. Клоуны (масхарабоз) и комедианты (кизикчи) смешили зрителей, показывая героев, животных, птиц. В процессе изучения истории традиционного театра, мы считаем обоснованным тот факт, что театр одного актера формировался и существовал в истоках рождения национального традиционного театра. Изучая историю национальных традиций, нельзя не учитывать заслуги наших великих предков, которые заложили фундамент в зарождении искусства театра одного актёра. Они были виртуозными музыкантами, сказителями народных былин, поэтами-импровизаторами, искусными ораторами (киссахонлик), выступавшими на литературно-поэтических вечерах, посвященных таким поэтам как Бедил, Навои, Фузулий, Машраб,что также явилось одним из источников зарождения искусства театра.

Изучение истории традиционного театра, произведений устного народного творчества началось в 20 веке. В далеком прошлом, традиционным узбекским театром руководили опытные актеры-клоуны-масхарабозы, иногда певицы и музыканты. Отличившихся в театре опытных актеров, певцов называли «корфармон» (то есть, опытный в профессии, старший, приказывающий). Появление «корфармонов» считается важным этапом в формировании театра одного актера. Способные, даровитые актеры, «корфармоны», образцово служили в нескольких видах традиционного театра. Самыми известными среди них были Мухаммадсолих и Бидиёршум из Коканда, Закир Эшан и его ученик Юсуфжан-кизик из Ферганской долины, Бобоёр Диёров из Бухары.

К этому времени, в традиционном театре главенствовали 2 жанра: первый, «танкид» — критика (жанр, затрагивающий и изображающий проблемы социально-бытового характера), второй — «мукаллид» — пародия. В жанре «мукаллид» изображались и высмеивались человеческие пороки, показывались копируемые движения человека, птиц, животных, детей. У исполнителей этого жанра был «свой» особенный грим и костюм. Например, клоуны и комедианты облачались в своеобразные яркие костюмы и яркий грим. У них на голове всегда был надет характерный колпак, по которому можно было узнать веселого масхарабоза. Начинали зрелищные представления глашатаи, которые громкими возгласами собирали народ на площадь. В 21 веке сформировалась целая плеяда актеров (масхарабозов, ораторов, кизикчи), которые имели свой творческий почерк. Это были: Юсуфжон-кизик Шакаржонов, Охунжон-кизик Хузуржонов, Теша-кизик Комилов.

Во второй половине 20 века появляется талантливый мастер слова, актер — сатирик, снискавший огромную народную любовь, Мухиддин Дарвешев. Он мастерски исполнял сатирические рассказы Анвара Мукимова. Дарвешев создал жанр «монолога», который до него не существовал в театре. Сатирические рассказы, такие как: «Парикмахер», «Самолёт», «Последствия пьянства» Дарвешев исполнял жизненно, остроумно, добавляя в них от себя анекдоты, смешные истории, он мог мгновенно перевоплотиться в героя. Речь актера была четкой, выговаривающей каждое слово. Своеобразное движение глаз и бровей, рук помогали воплощать различные облики, образы, характеры людей. Дарвешев мастерски пользовался пластическими приемами, создавая удивительные «спектакли-рассказы» театра одного актера.

В 1991 году во время спектаклей, когда менялись декорации, в театре возникла необходимость в чтецах, которые развлекали бы зрителей стихами и рассказами.

С этой задачей справились на отлично актеры Мухсин Хамидов и Наби Рахимов, которые были известны и работали в жанре художественного чтения.

Творческий тандем двух талантливых актеров дал мощный толчок в формировании и развитии театра одного актера. Стихи, мастерски их читавшего, Мухсина Хамидова были очень актуальны современности, выражали стремления и желания человека, мечты народа. Большей частью читались стихи Шокира Сулаймана, Хамида Алимжана, Гафура Гуляма. Среди них патриотическое стихотворение «Искры надежды» имело большой успех.

В середине восьмидесятых годов прошлого века огромной популярностью пользовался Хажибай Таджибаев. Он вошел в историю театра как виртуозный юморист, профессиональный актер. Выступал в жанре сатиры, юмора, имел свой неповторимый почерк, каждый его концертный номер был на высшем уровне профессионального актерского исполнительства. Таджибаев мастерски показывал женские и мужские характеры. Разнообразие характеров, искрометный юмор и профессионализм являются характерными чертами творчества Хажибая Таджибаева, при жизни снискавшие мастеру сцены всенародную любовь и славу.

В последние годы плодотворно трудится на сцене национального театра. Народная артистка Узбекистана Малика Ибрагимова. Долгие годы актриса работает в жанре «театр одного актера». Широко известны зрителю её моноспектакли. Творчество Малики Ибрагимовой своеобразно и глубоко индивидуально. Героини Малики Ибрагимовой заставляют сопереживать и задумываться зрителя, своим творчеством актриса акцентируется на роли женщины в обществе, семье, воспитании детей и любви.

В конце, хотелось бы подчеркнуть, что молодые актеры должны пристально изучать и равняться на творчество актеров прошлого, пытаться найти свою творческую нишу на театральной сцене, создавая новые образы.

Литература:

  1. Каримов И. А. Нет будущего без прошлого. — Ташкент: Шарк, 1998.
  2. Маллаев Н. М. История узбекской литературы. — Ташкент: Укитувчи, 1963.
  3. Умаров М. История эстрадных и массовых зрелищ. — Ташкент: Янги аср авлоди, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): актер, театр, традиционный театр, театральное искусство, жанр, искусство театра, народный сказитель, традиционный узбекский театр, Узбекистан, устное народное творчество.


Ключевые слова

театр, искусство, культура, актёр, режиссёр, сцена, спектакль, жанр, театр одного актёра, сценические этика

Похожие статьи

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Из истории взаимосвязи кино и телевидения Узбекистана

В статье приводятся причины появления и развития телевизионного кино, анализируется природа взаимосвязи двух экранных искусств — кинематографа и телевидения. Прослеживаются этапы и особенности становления телевизионного фильма Узбекистана.

Художественный перевод в России в советский период

В данной статье раскрываются особенности развития художественного перевода в Советский период. Под влиянием усиленного государственного контроля и цензуры, под запретом оказалось множество произведений зарубежной литературы. А те, что были разрешены,...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2

В данной статье раскрываются основные этапы становления и развития изобразительного искусства на Алтае в исследуемый период времени; выявляется основной творческий метод в жанрах алтайского изобразительного искусства- реализм, несмотря на влияние раз...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

«Новая казахская волна» в кинематографе в 80–90-х годах XX века

В статье предпринята попытка дать краткий обзор на общественно-политическую ситуацию в стране и обсуждается вопрос развития казахского кинематографа в 80–90-х гг. XX века и возникновение «новой волны» в киноискусстве Казахстана. Также рассмотрены воп...

Похожие статьи

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Из истории взаимосвязи кино и телевидения Узбекистана

В статье приводятся причины появления и развития телевизионного кино, анализируется природа взаимосвязи двух экранных искусств — кинематографа и телевидения. Прослеживаются этапы и особенности становления телевизионного фильма Узбекистана.

Художественный перевод в России в советский период

В данной статье раскрываются особенности развития художественного перевода в Советский период. Под влиянием усиленного государственного контроля и цензуры, под запретом оказалось множество произведений зарубежной литературы. А те, что были разрешены,...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2

В данной статье раскрываются основные этапы становления и развития изобразительного искусства на Алтае в исследуемый период времени; выявляется основной творческий метод в жанрах алтайского изобразительного искусства- реализм, несмотря на влияние раз...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

«Новая казахская волна» в кинематографе в 80–90-х годах XX века

В статье предпринята попытка дать краткий обзор на общественно-политическую ситуацию в стране и обсуждается вопрос развития казахского кинематографа в 80–90-х гг. XX века и возникновение «новой волны» в киноискусстве Казахстана. Также рассмотрены воп...

Задать вопрос