Моделирование системы векторного управления для привода главного движения в режиме резания при фрезеровании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 893 раза

Библиографическое описание:

Бахурин, А. А. Моделирование системы векторного управления для привода главного движения в режиме резания при фрезеровании / А. А. Бахурин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 119-123. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44441/ (дата обращения: 18.12.2024).



Металлообрабатывающий станок предназначен для предоставления обрабатывающей заготовке необходимой формы с заданной точностью путем снятия стружки. Относительные движения заготовки и режущего инструмента, в результате которых проходит процесс резки, называются основными. Основные движения разделяются на главное, при котором инструмент режет металл, и движение подачи, вызывает перемещение инструмента или обрабатываемой заготовки для снятия нового слоя металла [1].

Современный электропривод металлорежущих станков (МС) является высокоавтоматизированным устройством, что обеспечивает регулирование в широких пределах и поддержание высокой точности заданного параметра: тока, скорости, угла. В свою очередь, каждый из перечисленных параметров электропривода определяет технологические характеристики механизма или машины в целом. Процесс резки металла на МС определяет и режимы работы привода главного движения и привода подачи. Практически в любых типах МС (токарные, фрезерные, шлифовальные, строгальные и др.) приводы главного движения работают в двух режимах: регулирования скорости до номинальной и при моменте, зависящем от нагрузки (материал обрабатываемой детали, скорость подачи, глубина и ширина обработки, тип инструмента и т. п., и регулирования скорости выше номинальной при ослаблении потока и поддержании мощности [2].

Главный привод многих станков выполнен на базе асинхронных электродвигателей (АД) с короткозамкнутым ротором (КР) в связи с тем, что они наиболее дешевые и надежные в эксплуатации и удобно стыкуются с коробкой скоростей. Перспективным является использование для приводов главного движения АД с короткозамкнутым ротором с векторным управлением от тиристорных или транзисторных преобразователей.

В соответствии с теоретической структурой системы векторного управления (СВУ) АД, представленной на рис. 1 [4], в среде MATLAB была составлена модель такой системы. При этом ставились следующие задачи:

− проверка правильности синтеза параметров системы и коэффициентов регуляторов;

− проверка правильности аналитического вывода уравнений переходной механической характеристики.

E:\Функциональная схема.png

Рис. 1. Функциональная схема системы регулирования скорости электропривода при векторном управлении АД

С целью проверки работоспособности системы была построена математическая модель, на основе которой проводился анализ режимов работы. Моделирование системы проводилось для управления электроприводом главного движения станка в 1-й зоне с задачей регулирования скорости согласно технологическому процессу обработки детали при фрезеровании [3].

Исследование качества управления АД c КР осуществлено путем моделирования на ЭВМ с помощью программы «SIMULINK» программного пакета «MATLAB» [6]. Переходные процессы будем моделировать с помощью схемы с двухфазной (динамической) модели АД в координатах статора а-b [5].

Модель составлена из отдельных блоков. Каждый блок реализует определенный элемент структурной схемы. Модель содержит и другие компоненты, предназначенные для обеспечения работоспособности и визуализации результатов моделирования:

− Блок reg_velocity — ПИ регулятор скорости;

− Блок reg_flux — ПИ регулятор потокосцепления;

− Блок reg_id — ПИ регулятор тока Id;

− Блок reg_iq — ПИ регулятор тока Iq;

− Блок compensator — блок компенсации внутренних (перекрестных и прямых) связей АД;

− Блок transvec1 — модель обратной преобразования напряжения из системы координат (dq) в (ab);

− Блок transvec2 — модель прямого преобразования напряжения из системы координат (ab) в (dq);

− Блок MA_ (a, b) — модель асинхронного двигателя в стационарной системе координат;

− Блок Assignment — задатчик интенсивности, обеспечивает плавное нарастание скорости при пуске и торможении.

Моделирование проводилось для режима резания при фрезеровании [3]. Скорость вращения шпинделя 30.6 рад / с, статический момент на шпинделе 172.2 Н∙м. Учитывая, что двигатель связан со шпинделем через редуктор с коэффициентом редукции i = 2 скорость и момент на валу двигателя будут равны:

В интервале времени t от 0 до 1 с выполнялось возбуждение асинхронного двигателя. Ротор находится в состоянии покоя, то есть ω=0.

При t = 1c было подано линейно нарастающее задания скорости двигателя. Двигатель разгоняется до скорости, равной 154,026 рад/с за 0.5 с. При этом на кривой переходного процесса момента виден скачок пускового момента (рисунок 3), который поддерживается на постоянном уровне в течение 0.5с пока двигатель не выйдет на устойчивую скорость.

При t = 1…3 с продолжается устойчивый режим работы двигателя. Наброски нагрузки Mc = 81.1 Н∙м происходит в момент времени t = 3 с, нагрузка снимается в момент времени t = 3.5 с.

При t = 4.5 c плавно уменьшается задания скорости двигателя до 0. Торможение происходит за 0.5 с.

MATLAB_speed.jpg

Рис. 2. Структурная схема системы управления электропривода в системе MATLAB «Simulink»

Рис. 3. Переходные процессы скорости и момента двигателя

Переходные процессы напряжений статора, токов статора и потокосцеплений ротора представлены на рисунке 4.

Анализируя полученные результаты (см. рисунок 3), полученные при моделировании, делаем следующие выводы:

1) Векторная система управления позволяет почти полностью исключить опасные броски тока и момента;

2) Перед пуском необходима пауза для возбуждения машины;

3) Система позволяет управлять моментом двигателя.

Рис. 4. Переходные процессы напряжений статора, токов статора и потокосцеплений ротора

Показатели качества при отработке возмущения:

  1. 1.Статическая погрешность рад/с.
  2. Макс. динамическое падение скорости рад / с.
  3. Перерегулирование σ = 0.4297%.

Настройки регуляторов в системе обеспечивают отсутствие статической погрешности, под действием статического момента обеспечивается ПИ- регулятором скорости.

Выводы: было проведено моделирование режима резания фрезерования. Раскрыты субсистемы блоков, из которых состоит модель. Разгон двигателя происходил плавно, перерегулирование скорости при разгоне σ = 0.8%.

Литература:

1. Справочник «Электромеханические системы автоматизации в металлообработке и машиностроении» / В. И. Теряев, С. П. Колесниченко. 2003. — 60 с.

2. Справочник по обработке металлов резанием / Ф. Н. Абрамов, В. В. Коваленко, В. Е. Любимов и др. – К.: Техника, 1983. – 239 с.

3. Соколов Н. Г., Елисеев И. А. Расчеты по автоматизированному приводу металлорежущих станков. М.: Высш. шк., 1970. — 296 с.

4. Соколовский Г. Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. – М.: ACADEMA, 2006. – 265 с.

5. Системы управления электроприводов / Под. ред. Терехов В. М. — М.: Академия, 2005. — 298 с.

6. Островерхов М. Я., Пижов В. М. Моделирование электромеханических систем в Simulink: Пособие для студентов высших технических заведений. — К.: ВД «Стилос», 2008. — 528 с.

Основные термины (генерируются автоматически): MATLAB, Блок, векторное управление, главное движение, модель, асинхронный двигатель, короткозамкнутый ротор, момент времени, переходной процесс напряжений статора, статический момент.


Похожие статьи

Моделирование процесса управления приводом подачи токарного модуля

Моделирование распределения нагрузок по бандажной ленте колеса паровой турбины

Моделирование напряженно-деформированного состояния трубопровода

Моделирование рециркуляционной системы гидропривода

Моделирование процесса виброформования вертикального типа

Моделирование функционирования систем регенерации воздуха для расчета их надежности

Обеспечение эффективности автоматизированной системы управления продольным профилем нежестких валов при токарной обработке

Анализ распределения напряжений по толщине гидравлического рукава

Кинематическое исследование кулисного механизма для привода рабочего органа поршневого насоса для вязких и неоднородных жидкостей

Исследование гидродинамики подшипника скольжения в рабочем диапазоне форсированного дизеля

Похожие статьи

Моделирование процесса управления приводом подачи токарного модуля

Моделирование распределения нагрузок по бандажной ленте колеса паровой турбины

Моделирование напряженно-деформированного состояния трубопровода

Моделирование рециркуляционной системы гидропривода

Моделирование процесса виброформования вертикального типа

Моделирование функционирования систем регенерации воздуха для расчета их надежности

Обеспечение эффективности автоматизированной системы управления продольным профилем нежестких валов при токарной обработке

Анализ распределения напряжений по толщине гидравлического рукава

Кинематическое исследование кулисного механизма для привода рабочего органа поршневого насоса для вязких и неоднородных жидкостей

Исследование гидродинамики подшипника скольжения в рабочем диапазоне форсированного дизеля

Задать вопрос