Политическая культура современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 13.06.2017

Статья просмотрена: 20834 раза

Библиографическое описание:

Фролова, О. С. Политическая культура современной России / О. С. Фролова, С. В. Генералова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44442/ (дата обращения: 17.10.2024).



Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. С понятием культура тесно связаны такие понятия, как культурные ценности, культурное наследие, культурные блага, культурная деятельность. Наравне с этими проявлениями культуры, так же существует культура политическая. Понятие политической культуры подразумевает под собой исторически сложившуюся систему, модель поведения, ценности и нормы, влияющие на политические отношения в государстве.

Существует несколько типов политической культуры. В рамках типологии исторической преемственности в современном обществе в основном выделяют две её разновидности: демократический и автократический тип. Демократическому типу присущи черты морализма, ставящие на первое место нравственность и человеческие ценности, приверженность традициям, выражающуюся в законопослушности и лояльности к власти, а также заинтересованность общества в активном участии во всех сферах жизни государства. Авторитарный тип, идеал которого — неконтролируемая и независимая от общества власть, включает в себя разновидность авторитарной и тоталитарной политической культуры, где в авторитарной политической культуре необходимо присутствие монарха или партийного лидера с сильной волей, а в тоталитарной наблюдается полное отсутствие плюрализма, когда мнения, отличающиеся от принятого в обществе суждения неприемлемы.

В ходе исторической эволюции политическая культура преодолела сложный процесс развития и становления. В классической типологии политической культуры, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой в процессе анализа политических систем, выделяют три «идеальных типа»:

– парохиальная (полное отсутствие знаний населения о политической системе, основные общественные деятели одновременно реализуют экономические, политические и религиозные функции, а индивид воспринимает себя как часть сообщества);

– подданическая (общество не рассматривает себя как часть политической системы, преобладает пассивное поведение, где члены сообщества ожидают либо благ, либо наказания);

– партисипаторная (активное участие общества в политической жизни, вера в способность повлиять на процесс принятия решений, высокая политическая грамотность граждан).

На данный момент в современном мире эти типы отсутствуют в чистом виде, в действительности же национальные политические культуры могут включать в себя несколько типов и являться смешанными. Основным выводом Г. Алмонда и С. Верба являлось то, что самым оптимальным для демократических стран должен быть смешанный тип политической культуры. В рамках этой культуры «многие граждане могут быть активным в политике, но многие другие играют более пассивную роль подданных даже у тех, кто исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены... Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и пассивную роль подданного» [1].

Можно сказать, что в России преобладает смешанная модель, в разной степени состоящая из подданнического, тоталитарного и демократического типов. Возникновение тоталитарной политической культуры появилось в связи с особенностями национальной культурной специфики, которая корнями уходит в нашу древнюю историю, от которой впоследствии зависят особенности общественного строя российского государства. Россия, занимая промежуточное географическое положение между Европой и Азией, стала местом пересечения и сплетения европейского и азиатского социокультурных типов. Взаимодействие этих двух типов не просто взаимообогащает друг друга, но и приводит к их борьбе между собой. Несмотря на давность данного явления, возникающая двойственность и противоречивость до сих пор отражается в противоборстве «западников» и «почвенников» и влияет на развитие политической модели России.

На развитие современной политической культуры российского общества оказывают влияние появление новых социальных групп, рост социального неравенства, изменение экономических, политических и духовных основ жизни общества, переоценка прошлого, восприятие настоящего и анализ перспектив будущего. Эти процессы указывают на необходимость изменения оценочных, мировоззренческих и поведенческих ориентиров людей. Формирование современной политической культуры России может стать долгим процессом, поскольку он зависит от положительной динамики политической социализации новых поколений, от темпов развития экономических и политических отношений в государстве, а также от начала целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей политической системе в стране.

Происходящие в России политико-культурные изменения указывают на то, что в стране формируется гражданская культура. Современная отечественная политическая практика, зарубежный опыт, многовековые национальные традиции и преемственность объясняют то, почему политическая культура носит смешанный и сбалансированный характер.

Наличие элементов тоталитарной и демократической культуры указывает на переходное состояние российского общества и наличие переходного характера политической культуры в нём. Современное российское общество противоречиво из-за влияния многих факторов, как исторических, так и современных, что подтверждается наличием множества субкультур: элитарная и массовая, социалистическая и буржуазная, либеральная и консервативная, авторитарная и демократическая. Каждая субкультура принадлежит каждой социальной группе: предпринимателям и маргиналам, молодежи и пенсионерам, рабочим и интеллигенции. Следует отметить, что разные общественные группы формируют различные модели культурного развития, вследствие чего политическая культура имеет фрагментарный характер. В свою очередь экономические различия связаны с природно-географическими различиями регионов, различная специфика интересов, зависящая от социально-экономической или религиозной субкультуры, этнические и языковые особенности. Однако не столько разнообразие субкультур, сколько их конфронтация друг с другом является особенностью современного этапа развития политической культуры России. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т. д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, в конечном итоге о разладе между различными социальными группами.

Можно сделать вывод, что к особенностям современной политической культуры российского общества можно отнести отсутствие участия в политической жизни основной массы населения, доверчивость и политическая инфантильность большей части населения, слабость политических движений. В результате чего современная политическая культура России находится на этапе своего становления, ощущая влияние со стороны исторических и геополитических факторов, а также преобразований, происходящих в обществе в наше время.

Литература:

  1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Политические исследования. 1992. № 4. С. 1
Основные термины (генерируются автоматически): политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип, культура, особенность, политическая жизнь, политическая система, тоталитарная политическая культура.


Задать вопрос