В статье рассмотрены возможности использования игровых технологий при обучении школьников грамматике английского языка. Представлены некоторые из игр, которые помогут учителю формировать у учащихся навыки работы с грамматическими конструкциями, особенно при изучении временных форм глаголов.
Ключевые слова: грамматика, обучение грамматике, игровые технологии, игры при изучении английского языка
The article considers the possibility of using gaming technologies for teaching English grammar. Some of the games presented in the article will help the teacher to develop pupils' grammar skills, especially in the study of tenses.
Keywords: grammar, grammar teaching, gaming technologies, games for learning English
Сегодня владение иностранным языком становится обязательным не только для удовлетворения культурных потребностей, но и экономических запросов. Современное общество ориентировано на расширение контактов, на связи с внешними экономическими институтами. Поэтому в обществе наблюдается высокий спрос на изучение иностранного языка. Особенно это касается английского как языка международного общения.
По мнению М. Ф. Стронина, мы наблюдаем множество серьезных дискуссий на тему грамматики в изучении иностранному языку. Разные исследователи имеют различные точки зрения на эту тему. Грамматика родного языка воспринимается совсем иначе, нежели грамматика чужого [7, с.182].
Грамматика является неотъемлемой частью любого человеческого языка. Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматике имеет большое значение для формирования коммуникативной компетенции.
Невозможно переоценить роль грамматической языковой структуры для хорошо развитого речевого обмена мыслями. Однако в то же время, усвоение новых грамматических конструкций может представлять значительную трудность для школьников.
В работах Е. В. Ильченко отмечается, что для того, чтобы запомнить множество грамматических структур, требуется интенсивная тренировка, которая утомляет детей и является не очень эффективной, если она однообразна. Дети затрачивают на выполнение многих упражнений большие усилия, но не испытывают от этого удовлетворения [2, с.312].
Мы считаем, что повысить интерес к грамматике иностранного языка у детей можно с помощью игр. Нужно создать увлекательную атмосферу на уроке, постараться организовать условия, которые были бы максимально приближены к той среде, в которой общаются носители иностранного языка.
Г. М. Зайнулина полагает, что с помощью игры можно даже самую нудную работу сделать очень увлекательной. В период начальных классов игра по-прежнему занимает главную роль в деятельности человека. Поэтому многие педагоги уделяют особое внимание на игру, как эффективное средство обучения иностранным языкам [1, с.68].
Игра дает возможность человеку наиболее полно и даже неожиданно для самого себя раскрыться перед другими людьми. Очень важно активно практиковать применение игровых технологии на уроках иностранного языка в школе.
По словам Ю. Я. Пучковой, «игровой энергичный темп позволяет развить скорость мышления человека, это тренирует его готовность запоминать языковой материал, развивает темп речи человека. Во время игр на уроках по иностранному языку дети могут практиковать свою речевую деятельность, автоматизировать навыки и расширять свои способности» [4, с.119].
Эффективное применение игровых технологий возможно только в том случае, если педагог правильно подбирает игры и организовывает занятия. Для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать следующие условия:
- одна и та же игра проводится не один раз (с применением новых лексических материалов);
- новую игру начинает преподаватель, выполняющий роль ведущего, а затем ведущим должен стать ученик с хорошо развитыми языковыми способностями;
- игра имеет соревновательный характер, так достигается лучший эффект;
- участники игры взаимодействуют с красочными пособиями и аксессуарами;
- применяется вокабуляр, с помощью которого преподаватель сможет провести занятие на изучаемом языке;
- корректно и своевременно исправляются ошибки.
Игры на развитие грамматических навыков позволяют добиться следующих целей:
– помочь учащимся употреблять речевые образцы, в которых содержатся трудные для понимания грамматические обороты;
– создать естественные условия, которые бы побуждали ребенка употреблять тот или иной образец;
– помочь детям самостоятельно проявлять речевую активность на иностранном языке.
Игра должна приносить детям хорошее настроение и быть для них полезной. Более того, она является стимулом для продолжения занятий, когда интерес у ребенка к иностранному языку становится слабым.
Особенно трудно для детей усвоить грамматические времена в английском языке, поэтому именно при изучении этой темы мы используем больше всего игр.
Приведем пример некоторых игр, направленных на изучение времен английского языка.
– Узнай, кто говорит. (Guess who is speaking)
Ученик подходит к доске и поворачивается к классу спиной. Один из сидящих учеников говорит, на иностранном языке, что у него с детства получается делать хорошо, например: I have been playing chess since childhood.
Стоящий должен понять по голосу, кто именно это сказал. А затем он должен повторить его фразу и назвать его имя: Mary has been playing chess since childhood.
— Где ты был? (Where were you?)
Учащиеся делятся на две команды. Участники одной команды — это посетители. Они на иностранном языке говорят представителям второй команды: I called at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren`t in. Where were you?
Участники же второй команды должны по очереди ответить. При этом нельзя повторять чужое предложение.
I was at my uncle`s house.
I was at the airport.
I was in the mountains.
I was in the park.
После того, как выскажутся участники одной из команд, продолжить могут участники второй. За каждый ответ команда получает по одному очку. Затем первая команда задает следующие вопросы: «I called at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren`t in. Where were you doing?».
(так тренируются простое и длительное прошедшие времена)
– День из жизни (A day in the life)
Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается один из игроков, который должен покинуть класс. Затем команда пробует представить себе, как проводит день их удаленный участник и записывает на английском языке, чем он занимался, с кем общался, где находился.
Затем удаленный игрок возвращаются в свою команду. Задавая разные вопросы, этот игрок пытается определить, о каком из дней говорила до него группа. После того, как он догадается, о каком дне шла речь, участники команды задают ему вопросы, чтобы понять, как он на самом деле провел этот день.
(так тренируется простое прошедшее время).
— Кубики (Bricks).
Эта игра имеет определенную цель — довести до автоматизма использование конструкций в бытовой иноязычной речи. Для этого занятия нужно подготовить кубики, на грани которых наклеить картинки с изображениями разных предметов. Обучающихся нужно разделить на две группы. Каждая из них по очереди подходит к столу, бросает кубик и произносит предложение с изучаемой конструкцией, учитывающей сюжет картинки.
С помощью игр можно повысить эффективность занятий только в том случае, если правильно использовать различные методики.
Опыт использования игр на уроках показывает, что нужно постепенно внедрять в занятия новые виды игр, использовать разные вариации для уже внедренных. Благодаря играм ученики перестраиваются психологически, они начинают думать о процессе игры, а не об изучаемом языке. Дети могут на практике применить имеющиеся у них знания английской грамматики. Преподаватель иностранного языка при этом стимулирует интерес у детей к предмету, развивает их грамматические навыки и коммуникативную компетенцию.
Литература:
- Зайнуллина, Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения [Текст] / Г. М. Зайнуллина // Альманах школы. — 2007. — № 139. — С. 68–69.
- Ильченко, Е. В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка [Текст] / Е. В. Ильченко. — М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. — 449 с.
- Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения [Текст] / А. В. Конышева. — М.: Просвещение, 2007. — 352 с.
- Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка [Текст]/ Ю. Я. Пучкова. — М.: АСТ, 2003. — 338 с.
- Сафонова, В. В. Программа начального образования по английскому языку [Текст] / В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 272 с.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс [Текст] / Е. Н. Соловова. — М. АСТ: Астрель 2010. — 127 с.
- Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка [Текст] / М. Ф. Стронин. — М.: Просвещение, 1994. — 231 с.