Физиологические исследования, проводимые у диспетчеров железнодорожного транспорта, имеют своей целью изучение влияния трудового процесса на состояние и работоспособность работающих для разработки системы профилактических мероприятий, облегчающих труд и повышающих работоспособность, а также для установления рационального режима труда и отдыха.
Ключевые слова: гигиена труда, диспетчер железнодорожного транспорта, физиологические исследования, нервно-эмоциональное напряжения, утомление.
Physiological studies carried out by rail traffic controllers are aimed at studying the impact of the work process on the status and working capacity of workers working to develop a system of preventive measures that facilitate work and increase efficiency, and to establish a rational working and rest regime.
Keywords: occupational health, rail traffic dispatcher, physiological studies, neuro-emotional stress, fatigue.
Деятельность работ диспетчеров железнодорожного транспорта является сосредоточения организаторских, регистрирующих, планирующих и исполнительных функций на определённом участке железной дороги. Обычно работа диспетчера проходит в специально оборудованной комнате, где установлен путь-табло, за которым сидит диспетчер [2, 3]. Характер труда диспетчеров – это высокое нервно-эмоциональное напряжение, осведомление большого количества информации, которое способствует снижению работоспособности, развитию раннего утомления и повышению уровня заболеваемости.
С учётом вышесказанного целью нашего исследования были проведены физиологические исследования у работников диспетчеров железной дороги [1, 4].
Материалы и методы исследования
Для определения функционального состояния организма в динамике рабочего дня мы использовали метод хронометража. Для оценки уровня характера влияния производственной среды проводились физиологические исследования по изучению функционального состояния центральной нервной системы определением латентного периода на свет и на звук при помощи прибора хронорефлексометра. Исследование показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы включало в себя определение частоты сердечных сокращений, тонометрию (по Короткову) с определением систолического и диастолического давления. Определение функционального состояния двигательного анализатора включало в себя метод определения мышечной силы и мышечной выносливости.
Результаты и обсуждение
Проведенные хронометражные исследования показали, что за 12 часов работы число информации у диспетчеров достигает 1377 сигналов. Они совершают в среднем от 60 до 120 переключений в час с одного вида деятельности на другой, при этом 24% времени тратится у них на получение осведомительной и управляющей информаций. Нагрузка в работе ещё подтверждается числом совмещённых операций (661).
Полученные результаты исследования показали, что со стороны центральной нервной системы диспетчеров железнодорожного транспорта наблюдается снижение работоспособности. Так, во второй половине рабочего дня наблюдается снижение физиологических функций – уменьшение величины условных рефлексов с одновременным увеличением их латентного периода. Кроме того, было выявлено, что у диспетчеров железнодорожного транспорта за пультами управления в ночную смену наблюдается повышение функции нервной системы в процессе работы. Это отражается на специфике данной профессии, требующей постоянной мобилизации внимания, и может способствовать истощению и более глубокому угнетению функции центральной нервной системы. При наблюдении концентрации нервных процессов в зрительном анализаторе было выявлено увеличение скрытого времени рефлексов на звук, которые через 5 часов ещё более усиливались, что дополнялось также удлинением времени рефлекса на световой раздражитель.
Со стороны сердечно-сосудистой системы изменения частоты сердечных сокращений составляли от 20 до 30 ударов в минуту. В момент значительного нервно-эмоционального напряжения сердечных сокращений оно учащалось до 100 и более в минуту.
Проведенные исследования также выявили функциональные изменения к концу 12 часовой работы под влиянием нервно-эмоционального напряжения. Так, у диспетчеров железнодорожного транспорта в течение первых 4-5 часов работы установлено повышение артериального давления в среднем на 20-26 мм. рт. ст. Нарушение суточного ритма функции сердечно-сосудистой системы указывает, что работа диспетчеров является «тяжелым» трудом согласно классификации в результате большого нервного напряжения.
Также у диспетчеров отмечено повышение диастолического давления от 60,9±0,78 мм рт. ст. перед работой до 75,4±0,67 мм рт. ст. после работы. Сила кистей рук испытуемых после дневных смен уменьшались по сравнению с исходной в 40,6% случаев, увеличивалась в 28,8 и не изменялась в 30,6%.
Эти физиологические сдвиги вызваны ослаблением процесса внутреннего торможения в корковом отделе двигательного анализатора, его регулирующим влиянием на состояние переферических структур двигательной сферы, а также изменениями координационных отношений между моторными центрами.
Вывод
Таким образом, у работников в изолированных помещениях с пультами управлениями, т.е. при комплексной автоматизации труда имеет значительное отклонение в функционировании центральной нервной системы, сердечно – сосудистой системы в сочетание в отдельных случаях с уменьшением мышечной выносливости. Подобные изменения связаны в первую очередь с напряжённостью нервно-эмоционального характера, повышением чувства ответственности в работе за пультом управления, что, несомненно, свидетельствует о явлениях выраженного утомления.
Литература:
- Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах России в 2000 г. // Железнодорожный транспорт. Серия: Безопасность движения ОИ / ЦНИИТЭИ МПС. М., 2001. – Вып. 3. – 44 с.
- Атьков, О.Ю. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов современное состояние вопроса // Железнодорожная медицина: материалы международной конференции. – М., 2003/2004. – № 6/7. – С. 15-19.
- Дудник И.Н., Цуркан В.Г. Гигиенические аспекты труда поездных диспетчеров // Вестник гигиены и эпидемиологии. – М., 1999. – Т. 3. – № 2. – С. 43-44.
- Прохорова Т.А., Кувшинова Г.А. Факторы производственной среды и аттестация рабочих мест по условиям труда // Безопасность охраны труда 2000: тезисы докладов Международного конгресса (Москва, 15-17 ноября 2000 г.). – М., 2000.