Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чулпанов, И. Р. Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания / И. Р. Чулпанов, Ш. Б. Жуманиязов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23.2 (157.2). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44480/ (дата обращения: 17.10.2024).



Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной активности и содействует обеспечению оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Ключевые слова: дети, подростки, дошкольный возраст, здоровье, средства физического воспитания.

The means of physical education used in health improvement ensure more intensive development of the motor qualities of children, raises the level of physical fitness and reduces the level of morbidity, promotes the optimization of motor activity and promotes the provision of health improvement for children in the pre-school educational institution and in the family.

Keywords: children, adolescents, preschool age, health, means of physical education.

Высокий уровень здоровья детей – одно из важнейших условий развития любой страны [1]. Для формирования здоровья следует считать внедрение профилактических и оздоровительных технологий в работу дошкольного учреждения (ДОУ), которые учитывают индивидуальные социально-биологические условия жизни и развития ребенка. Для этого особенно важно предусмотреть соответствие условий воспитания и обучения ребенка не только возрасту, но и его морфофункциональным особенностям состоянию здоровья, уровню развития. Данные литературы, свидетельствуют о том, что уже при поступлении в ДОУ до 20% детей имеют хронические заболевания, значительное число функциональных отклонений, высокий уровень острой заболеваемости [2, 3]. Количество детей, относящихся к I группе здоровья, уменьшается от 3 к 7 годам жизни и возрастает количество детей 3-ей группы здоровья. В связи с этим изучение состояния здоровья, функционального состояния организма дошкольников и разработка профилактических и оздоровительных мероприятий по оптимизации здоровья детей является в настоящее время актуальной проблемой. Целью работы являетсяулучшение состояния здоровья дошкольников, путем оптимизации физического воспитания и двигательной активности.

Материалы и методы исследования

Исследования проводили в 3-х детских образовательных учреждениях г. Ташкента. Под наблюдением находилось 124 ребенка в возрасте 4-7 лет, в динамике за 2 года наблюдали более 254 детей. Нами проведен анализ результатов профилактических медицинских осмотров 65 мальчиков и 60 девочек.

Результаты и обсуждение

Комплексная оценка состояния здоровья детей, воспитывающихся ДОУ, в которых проходило исследование,показала следующие результаты распределения детей по группам здоровья: низкий процент – 5-7% здоровых детей (I-группа здоровья), 68-70% детей имеют функциональные отклонения и сниженные адаптационные возможности (II-группа здоровья), а дети с хроническими заболеваниями (Ш группа здоровья) составляют 23-26% в 13,5% случаев выявлены отклонения в физическом развитии. При этом в 10,5% имеет место дефицит массы тела, в 8,3% – ее детей с хроническими заболеваниями избыточность, в 1,7% – низкорослость. В структуре морфофункциональных отклонений в течение всего дошкольного возраста нарушения осанки занимают второе место, третье место в структуре заболеваний занимают болезни ЛОР-органов (16,8%), на четвертом месте – отклонения со стороны систем кровообращения: у 42-56% дошкольников диагностируются систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии.

Сравнивая полученные результаты с данными почти 2-3 летней давности, можно отметить неблагоприятную динамику состояния здоровья дошкольников. Почти вдвое уменьшилась I группа здоровья и во столько же раз увеличилось количество детей с хроническими заболеваниями.Дошкольный возраст, в период бурного роста и развития ребенка, особенно важно обеспечить организацию двигательной активности, способствующей своевременному развитию моторной функции и правильному формированию важнейших органов и систем.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств дошкольника, улучшать его физическое развитие и физическую подготовленность, а это отражается на показателях здоровья дошкольника. В дошкольном учреждении был внедрен рациональный режим физического воспитания с эффективным и результативным использованием следующих форм: различные двигательные режимы с использованием циклических упражнений, способствующие совершенствованию волевых качеств личности; двигательные режимы с использованием силовых упражнений; подвижные игры разной степени интенсивности на прогулке с бегом и прыжками, метанием, бросанием и ловлей мяча; соревнование, эстафеты; оздоровительные походы совместные с родителями; ритмические упражнения с музыкальным сопровождением. Такая разработанная система оптимизации двигательной активности (ДА) детей в условиях детского сада позволяет выявить положительную динамику в разные режимные моменты и за целый день пребывания в детском саду. Нами выявлено, что количество детей с высоким уровнем физической подготовленности увеличилось в три раза, с 9 % до 27%, а с низким уровнем снизилось с 6% до 4,3%. Кроме того, установлено, что при оптимизации ДА количество детей с высоким уровнем функциональных резервов организма увеличилась в 2,4 раза,17,4% до 39%, а с низким уровнем уменьшилось в 1,4 раза – с 30,4% до 21%.

Выводы

Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной активности и содействует обеспечению оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Литература:

  1. Алимарданова М.А. Особенности соматометрических и функциональных показателей детей младшего школьного возраста с разным двигательным режимом, проживающих в г. Ташкенте //Педиатрия. – М., 2012. – №1. – С. 117-121.
  2. Камилова Р.Т. Состояние опорно-двигательного аппарата детей Узбекистана актуальные проблемы гигиены, санитарии и экологии: матер. науч-практич. конф.. – Т., 2004. – С. 156-157.
  3. Шайхова Г.И. Новые подходы к обоснованию мероприятий по оздоровлению условий обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях // Актуальные проблемы гигиенической науки и санитарно-эпидемиологической службы Узбекистана: матер. респуб.научно-прак. конф. –Т., 2011. – С. 182-183.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, физическое воспитание, группа здоровья, физическая подготовленность, высокий уровень, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, дошкольный возраст.


Ключевые слова

дети, здоровье, подростки, дошкольный возраст, средства физического воспитания

Похожие статьи

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются методы и приемы, применяемые в работе дошкольного учреждения, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и ук...

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ

В данной статье рассказывается об одной из форм физического воспитания, которая обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Физическое воспитание в дошкольном образовании

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной за...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Нравственное воспитание дошкольников

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личност...

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются методы и приемы, применяемые в работе дошкольного учреждения, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и ук...

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ

В данной статье рассказывается об одной из форм физического воспитания, которая обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Физическое воспитание в дошкольном образовании

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной за...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Нравственное воспитание дошкольников

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личност...

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос