Анализ организации и проведения физического воспитания в исследованных типах учебных заведений показал, что традиционная организация физвоспитания во всех трех типах учебных заведений характеризуется узким спектром используемых видов и форм физического воспитания.
Ключевые слова: гигиена детей и подростков, образовательные учреждения, физическое воспитание, форма и структура занятия физического воспитания.
Analysis of the organization and conduct of physical education in the types of schools studied has shown that the traditional organization of physical education in all three types of educational institutions is characterized by a narrow spectrum of the types and forms of physical education used.
Keywords: hygiene of children and teenagers, educational institutions, physical education, the form and structure of physical education.
Физическое воспитание (ФВ) детей и подростков – это воздействие на их организм комплекса факторов, включающих физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции и личную гигиену [3, 4]. Целью физического воспитания является укрепление здоровья, обеспечение гармоничного развития и социальной дееспособности молодежи. Основной формой физического воспитания в общеобразовательных учреждениях являются уроки физкультуры, хотя физическое воспитание предполагает большое количество дополнительных форм занятий в учебное и внеучебное время (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, кружки физкультуры, спортивные секции, физкультурно-массовые мероприятия и пр.) [1, 2].
Материалы и методы исследования
В изучаемых учебных заведениях нами исследованы виды, формы и средства физического воспитания, организация и проведение уроков физкультуры (2014-2015 гг.).
Результаты и обсуждение
Исследования, проведенные в 2014-2015 гг. показали, что во всех типах учебных заведений (школы, лицеи, колледжи) использовались в основном 2 вида физического воспитания – уроки физкультуры и самостоятельная работа (индивидуальные занятия вне учебных заведений). Проведение дополнительных занятий (физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия, гигиеническая гимнастика, физкультурные праздники, «Дни здоровья» и др.) в изучаемых учебных заведениях нами не зафиксировано. В факультативное обучение (занятия в спортивных секциях, кружках, по индивидуальным программам в группах ЛФК) вовлечено незначительное число обучающихся: школы – 14,8 %, лицеи – 19,8 %, колледжи – 12,5 % обучающихся. В результате формы физического воспитания учащихся были очень узкими по спектру, а количество вовлеченных в них учащихся незначительным (табл. 1).
Таблица 1
Количество учащихся, вовлеченных в различные формы физвоспитания (2014- 2015 гг.)
Формы физического воспитания |
Количество учащихся, вовлеченных в занятия, % |
||
школы |
лицеи |
колледжи |
|
Уроки физкультуры |
91,2±7,8 |
96,3±4,1 |
98,1±2,8 |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
0 |
0 |
0 |
Физкультурно-спортивные мероприятия |
0 |
0 |
0 |
Лечебно-оздоровительные мероприятия |
0 |
0 |
0 |
Спортивно-массовые мероприятия |
0 |
0 |
0 |
Индивидуальные занятия вне уроков |
14,8±1,2 |
19,8±1,4 |
12,5±1,2 |
Семейно-групповые занятия |
10,0±1,2 |
19,2±2,4 |
13,0±1,2 |
Достаточно ограниченным был и спектр используемых средств физического воспитания: в основном использовались элементы личной гигиены (100% учащихся): умывание, купание, чистка зубов, регулярная смена одежды, а также физические упражнения (от 90-100% учащихся). Природные факторы использовались 15-25% учащихся без существенных различий в зависимости от типа учебного заведения, естественные локомоции активно использовали 20-26% учащихся с еще менее заметными различиями в исследованных учебных заведениях.
Наибольшее внимание нами уделено гигиенической оценке уроков физкультуры как основной форме физического воспитания в исследованных учебных заведениях. При организации уроков физкультуры обязательным требованием является деление учащихся на группы с учетом состояния их здоровья. Структура занятий была стандартной (вводная, подготовительная, основная и заключительная часть), однако время, отводимое на каждую часть занятия, отличалось, т.к. длительность самого занятия в общеобразовательной школе составляет 45 мин, а в лицее и колледже – 80 мин. Каждая часть урока физкультуры (45 минут) имеет свои задачи, с учетом которых определено оптимальное время для их выполнения. Так, на вводную часть отводится 5-10 минут, в течение которых необходимо активизировать внимание учащихся, создать соответствующий эмоциональный настрой, подготовить организм к повышению физической нагрузки.
Обучение основным двигательным навыкам, развитие физических качеств, тренировка мышц проводится в основной части урока, на что отводится 25-30 мин. Такой подход позволяет обеспечить моторную плотность урока на уровне 60-80%. В исследованных типах учебных заведений в 2014-2015 гг. имели место существенные отклонения от указанных требований.
Вывод
Анализ организации и проведения физвоспитания в исследованных типах учебных заведений показал, что традиционная организация физвоспитания во всех трех типах учебных заведений характеризуется узким спектром используемых видов и форм физического воспитания.
Литература:
- Зорина И.Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. – М., 2006. – №6. – С.48-50.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – М., 2002. – №6. – С. 11-40.
- Степанова М.И., Чайкин С.В. Гигиеническое обоснование новой структуры учебного года в школе // Гигиена и санитария. – М., 2004. – №3. – С. 51-54.
- Эрматов Н.Ж. Физическое воспитание как фактор снижения заболеваемости // Вестник НГУ. – Новосибирск, . – Том 9. – №2. – С. 222-226.